США пытаются усилить информационное влияние в Центральной Азии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.11.2024 |

США пытаются усилить информационное влияние в Центральной Азии

В начале октября помощник госсекретаря США по связям с общественностью Элизабет Трюдо в рамках турне по Южной Азии посетила и две страны Центральной Азии – Кыргызстан и Узбекистан. В ходе визита американская чиновница провела встречи с представителями НКО и заместителями глав администраций президента.

Каков сейчас уровень взаимоотношений стран региона с США и какие цели преследовал данный визит г-жи Трюдо? Эти вопросы «Ритм Евразии» задал экспертам, работающим непосредственно в регионе.

Директор Центра исследовательских инициатив "Ma'no" (Узбекистан) Бахтиёр Эргашев: «Попадать в одностороннюю зависимость от глобальных центров силы – это самый плохой вариант»

– Бахтиёр Исмаилович, почему во время визита в Ташкент с Элизабет Трюдо не стало встречаться ни одно высокопоставленное лицо?

– Любые встречи государственных служащих согласовываются и разрабатываются на основе установленных правил. Было бы странно, если бы помощник замгоссекретаря встречалась, например, с президентом или премьер-министром РУз. У каждого должностного лица в другой стране есть коллега с соответствующими полномочиями. Поэтому встреча состоялась с заместителем руководителя администрации президента по информационным вопросам. Это вполне соответствует дипломатическому протоколу.

– Как вы можете охарактеризовать нынешние американо-узбекские отношения?

– Отношения между РУз и США можно условно разделить на три этапа. Первый этап, это период с 1991 по 2005 год, который характеризуется активным сотрудничеством, особенно с 2001 года, когда Узбекистан разместил у себя американскую военную базу для военной операции в Афганистане.

Второй этап: 2005-2017 годы, когда после Андижанских событий наступило похолодание, из страны была выведена американская военная база. На Ташкент были наложены санкции со стороны западных стран, в том числе США. В этот период отношения между странами находились на минимальном уровне, были закрыты целый ряд фондов и НКО, которых спонсировали США.

После 2017 года начался новый этап сотрудничества, который характеризуется очень активным взаимодействием РУз и США. В 2018 году был официальный визит президента Узбекистана в Соединенные Штаты. Стало наращиваться сотрудничество в самых разных отраслях, в том числе в экономической сфере.

Американские организации снова стали работать в Узбекистане, в частности USAID через свои гранты участвует в различных проектах, например финансирует на сумму свыше 50 млн долларов реформу школьного образования. Есть целый ряд других программ, в том числе по улучшению системы сертификации экспорта узбекской плодоовощной продукции и т. п. То есть на самом деле мы имеем довольно активное участие различных американских организаций в Узбекистане, и это сотрудничество имеет тенденцию к нарастанию.

– Чего США хотят добиться от Узбекистана и чего Узбекистан хотел бы получить от США?

– В условиях глобальной трансформации, усиления геополитической турбулентности и противостояния между глобальными центрами силы – США и их сателлитов, с одной стороны, и России с Китаем – с другой, несомненно, что американцы заинтересованы в налаживании сотрудничества со странами Центральной Азии. В том числе и с Узбекистаном, для того чтобы уменьшить уровень взаимодействия и сотрудничества стран региона с РФ и КНР.

Мы все видим, как формируется новый мировой порядок, в котором глобальное однополярное доминирование Соединенных Штатов уходит, и этот уровень доминирования будет продолжать снижаться. Формируется новый многополярный мир с несколькими центрами силы, каждый из которых будет реализовывать свои интересы, формировать свои блоки и союзы. Поэтому взаимодействие с Узбекистаном для США – это возможность снизить влияние своих геостратегических конкурентов в регионе. По крайней мере, именно это они и пытаются добиться.

Что в свою очередь хочет Узбекистан? В первую очередь для нас нужны США как глобальная держава, контролирующая международные организации, с которыми работает Узбекистан, – МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие. Все эти организации, которые интересны для РУз в плане получения кредитов и инвестиций в свою экономику, зависят от Вашингтона и его союзников. Поэтому Ташкент вынужден работать активно с американцами, чтобы получать внешнее финансирование для реализации своих экономических проектов.

В любом случае с американцами нужно работать хотя бы для того, чтобы обеспечивать определенный баланс, чтобы влияние Китая и РФ в ЦА было сбалансировано еще и США. Попадать в одностороннюю зависимость от глобальных центров силы – это самый плохой вариант для любой малой и средней страны. И Узбекистан в этом отношении проводит политику сбалансированной равноудалённости, которая опирается на то, что нужно соблюдать определенный баланс в отношениях со всеми глобальными державами, как существующими, так формирующимися.

Конечно, влияние США не сравнится с тем, которое оказывает Россия благодаря множеству связей между нашими странами, в том числе на уровне миллионов наших граждан, чьи друзья и родственники живут, учатся или работают в России. Американские или узбекистанские эксперты прозападной ориентации постоянно говорят об огромном влиянии российской пропаганды в Центральной Азии, о том, что её уровень проникновения должен быть снижен, они видят для себя в этом огромную проблему. Они любят употреблять такие слова, как «российский зомбоящик», «зомбирование», «кремлёвская пропаганда» и т. п. Этого я не принимаю и всегда с этим спорил, потому что это принижает уровень общественного сознания населения Узбекистана, как будто оно может быть кем-то так легко зомбировано.  

Реальная жизнь показывает, что наши люди сами охотно интересуются российскими делами. Например, в настоящее время 40 тысяч студентов из Узбекистана обучаются в российских вузах. Это означает, что как минимум 40 тысяч семей заинтересованно следят за российским информационным пространством и за Россией в целом, потому что это их затрагивает напрямую. Когда миллионы трудовых мигрантов работают в РФ, то понятно, что миллионы семей в Узбекистане заинтересованно наблюдают за тем, что происходит в России.

Я бы вообще не назвал российскую пропаганду какой-то особо успешной и эффективной, на самом деле у неё очень много проблем, а граждане РУз заинтересованно смотрят в сторону РФ потому, что есть миллионы человеческих связей, которые завязаны на Россию. Если бы 2,5 млн узбекских граждан работали бы в США, то, конечно же, уровень интереса к Соединенным Штатам был бы гораздо больше. Но пока мы видим другую картину – Россия остается одним из самых важных торговых партнеров Узбекистана, многие крупные проекты завязаны на Россию и российский бизнес.

Маленький пример. Я недавно ехал в такси, и таксист в своем сотовом телефоне искал информацию про погоду в Новосибирске. Я у него спросил: «А зачем эта информация вам»? Он ответил, что хочет понять, какая погода в Новосибирске потому, что там учится его сын, не мерзнет ли он, может нужно выслать денег на зимнюю одежду. Это маленький пример того, почему в Узбекистане пристально следят за событиями и процессами в России.

Поэтому все эти заявления о том, что во всём виноват «зомбоящик», «кремлевская пропаганда» и т. п., это всё от незнания реальной ситуации или нежелания видеть объективную реальность.

Если американцы хотят усиливать здесь свое информационное влияние, им бы следовало обратить внимание на гуманитарные и экономические связи, а не постоянно говорить о некой российской пропаганде, чтобы заменить её своей – американской.

Вероятно, вот эти вопросы – как усилить американскую пропаганду в нашем регионе, повысить роль американских СМИ в информационном поле и приезжала обсуждать Элизабет Трюдо. Американцы считают, что главное – победить в информационном пространстве, обеспечить нужные им эффективные информационные потоки, и только после этого можно повернуть общественное сознание. Это такой весьма узкий подход, недостаточно эффективный.

Эксперт по международным отношениям из Кыргызстана Марс Сариев: «Американцев очень интересует внутриполитическая обстановка в Кыргызстане»

– Я думаю, что США, направляя в регион Элизабет Трюдо, попытались оценить внутриполитическую ситуацию именно в Кыргызстане и Узбекистане. Полагаю, что другие страны региона их особо не интересовали, а в Ташкенте и Бишкеке идут процессы, интересные американцам. Я имею в виду, что в РУз с приходом к власти Шавката Мирзиёева наблюдаются попытки добиться большей открытости, демократичности, провести рыночные реформы.

В Кыргызстане ввиду постоянно политической неопределенности тоже складывается непонятная для США ситуация, поэтому я думаю, что этот визит был зондажом местной обстановки. Я ожидал, что данный визит, возможно, будет использован США как повод к каким-либо действиям. Возможно, к попытке подписать некое соглашение с кыргызской стороной о возобновлении сотрудничества. В любом случае американцев очень интересует именно внутриполитическая обстановка в нашей стране.

Также я заметил, что с визитом Трюдо в Бишкеке не произошло активизации сектора НПО, хотя это вполне могло случиться, были предположения, что гражданское общество может резко активизироваться. Но всё прошло тихо, прошли консультации, встречи, переговоры – и на этом всё. В принципе, я думаю, что США в целом удовлетворены теми процессами, которые идут в Кыргызстане. Поэтому им нет особого смысла, скажем так, будоражить общество, как это произошло, например, в Армении после визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси.

– Почему с Трюдо встретились только замруководителя администрации президента и блогеры? Высокопоставленные лица проигнорировали?

– Я думаю это связано с тем, что встреча с высшим руководством – это политический жест, а сейчас ситуация сложная в связи с украинским кризисом. Россия поворачивается в сторону Центральной Азии, всё больше внимания уделяет нашему региону. Поэтому не было необходимости устраивать такие встречи, чтобы не давать поводы для разных домыслов. После саммитов в Самарканде и Астане идет в конструктивной форме сближение Центральной Азии и России.

– Через пару дней после визита Трюдо Кыргызстан отменил учения ОДКБ на своей территории. Разве это не сигнал того, что Бишкек движется в сторону США?

– В принципе, имела место такая тенденция в сторону укрепления отношений с альтернативными центрами силы – странами Запада и Турцией. Определенный вектор в этом направлении явно был. Однако, я полагаю, что в Москве быстро поняли, что происходит и приняли контрмеры. Демарш, который совершил Бишкек отменой учений ОДКБ, не имел особых последствий.

Когда в России поняли, что остался один шаг до того, как Кыргызстан будет потерян, произошла встреча Владимира Путина и Садыра Жапарова в Астане. И слова российского президента о том, что Москва может предоставить архивные карты о принадлежности приграничных территорий, из-за которых конфликтуют Бишкек и Душанбе, это  реверанс в сторону Кыргызстана. Потому что по всем архивным картам станет ясно, что он окажется прав в приграничных спорах с Таджикистаном. Это не понравилось Эмомали Рахмону, отсюда и его сумбурное выступление на саммите о том, что Россия якобы проводит по отношению к РТ уничижительную политику, как во времена СССР.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1395
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика