Зачистка от прозападных НГО – работа властей РБ над ошибками прошлых лет - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Зачистка от прозападных НГО – работа властей РБ над ошибками прошлых лет

В Белоруссии за прошедшее с момента президентских выборов 2020 года время власти сделали многое для того, чтобы очистить страну от тех, кто стремился реализовать в ней сценарий «цветных революций». Многие оппоненты Александра Лукашенко либо оказались за решеткой, либо бежали за границу, а остатки разгромленной оппозиции были выброшены за пределы общественно-политической жизни. Немаловажную роль в данном процессе сыграла начавшаяся еще в прошлом году масштабная зачистка негосударственных (неправительственных, некоммерческих) организаций (НГО, НПО, НКО), которая продолжается и по сей день.

Известно, что вплоть до 2020 года различные негосударственные организации чувствовали себя в РБ относительно спокойно, хотя власти республики периодически и проводили «разъяснительную работу». Как правило, это происходило в период электоральных кампаний, а также во время подготовки и празднования различных «памятных» дат, отмечаемых белорусской оппозицией. При этом наиболее радикальные организации были ликвидированы в стране еще в начале первого десятилетия XXI века, а остальные оппозиционные структуры долгое время находились на периферии политической жизни страны, спокойно переваривая американские и европейские гранты, выделявшиеся на «демократизацию» общества.

Именно отсутствие активной политической деятельности негосударственных организаций, разворовывание ими западной финансовой помощи, отсутствие у них серьезной социальной базы, а также ощущение полной контролируемости ситуации силовыми структурами во многом и стали причиной того, что власти Белоруссии не считали существовавшие в республике прозападные НГО опасными. Более того, в Минске долгие годы надеялись нормализовать отношения с Западом, для чего старались лишний раз не раздражать «западных партнеров». Результатом всего этого и стала утрата контроля за ситуацией в 2020 году, когда оказалось, что большинство организаций    гражданского общества не просто находятся под контролем ЕС и США, но и за годы лояльного к ним отношения создали в республике целую систему, главной задачей которой являлась организация государственного переворота. Дополнительная проблема заключалась и в том, что подобная работа была идеологически обоснована вполне понятными и простыми нарративами Запада, в основе которых оказались идея о «светлом будущем» в «дружной европейской семье» и русофобия.

Формально различные негосударственные организации, в том числе и в Белоруссии, считаются структурами гражданского общества или так называемым третьим сектором. По своей уставной деятельности они не ставят для себя цели получения прибыли и должны способствовать решению самых различных задач в сфере взаимодействия государства и общества, начиная от вопросов экологии и сбора мусора и заканчивая вопросами политики. Из-за своей специфики подобные структуры вынуждены постоянно искать финансирование, что в значительной степени оказывает влияние на их общественно-политическую деятельность.    Особенно это касается тех государств, где западные страны не смогли установить свой прямой контроль над обществом и структурами власти.  

Белорусский «третий сектор» с самых первых лет своего развития существовал за счет финансовой поддержки со стороны ЕС и США, что в конечном счете изменило его до неузнаваемости. Практически все неправительственные организации, которые были созданы в РБ без участия провластных структур, например профсоюзов, оказались втянуты в политические процессы под предлогами развития демократии и гражданского общества. Данный процесс коснулся даже экологов и защитников животных, так как средства для их деятельности выделались все теми же западными структурами и фондами, многие из которых связаны со спецслужбами Евросоюза или Соединённых Штатов: Национальным демократическим институтом при Демократической партии США (NDI), Международным республиканским институтом при Республиканской партии США (IRI), Германским фондом Маршалла, Фондом Аденауэра, Фондом Эберта и пр.

В течение последних двух десятков лет в Белоруссии проводилась планомерная переориентация работы всех иностранных некоммерческих организаций и фондов на «демократизацию» общества и системы управления государством, а упор делался на альтернативное развитие Белоруссии и изменение общественно-политических ориентиров белорусов в направлении «правильных» западных ценностей. Как итог – появление сотен НГО, НКО, НПО с иностранным финансированием, которые сумели вовлечь в свои ряды определенную часть белорусского общества, в первую очередь молодёжь, создав у нее иллюзию «светлого будущего» в рамках западной парадигмы мира, но при одном условии – свержении нынешнего политического режима.

2020 год стал переломным моментом в развитии негосударственных организаций в Белоруссии, показав, что, несмотря на разветвленную структуру в стране, они так и не успели обзавестись обширной социальной базой. Последнее и позволило белорусским властям справиться с развернувшейся антигосударственной деятельностью, а в стране была объявлена тотальная зачистка всего негосударственного сектора. С весны 2021 года правоохранители приступили к проверке сначала наиболее одиозных объединений, которые и в прошлые годы не просто отличались оппозиционным характером, но и формировали в обществе отличную от государственной модель идеологии.

Так, например, были разгромлены различные пропольские организации, которые являлись центрами влияния Варшавы в западной части республики. После этого время пришло и остальных негосударственных организаций, которые в прошлом прикрывались общественной деятельностью, но на деле являлись частью создаваемой в Белоруссии структуры западного влияния.

В середине июля 2021 года начались массовые обыски и проверки в офисах различных неправительственных организаций и их участников. За последующий год, по разным данным, белорусские власти проверили более 1000 некоммерческих структур, а в отношении 600 были внесены официальные предписания и предупреждения. К концу лета текущего года стало известно, что 857 организаций были ликвидированы или находились в стадии ликвидации (338 – самоликвидировались).

При этом не всем им инкриминировалось «осуществление экстремистской деятельности организацией или ее руководством, членами, в том числе распространение информации, дискредитирующей Белоруссию» или «нарушение требований к отчетности, введенной с 2020 года в рамках борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и представляющей чрезмерное вмешательство в деятельность некоммерческих организаций». Оказалось, что значительная часть НПО долгие годы не подавала в контролирующие органы необходимую отчётность, а также официально не вела   деятельности, либо она полностью не соответствовала тому, что было прописано в уставе. Поэтому под чистку попали не только так называемые правозащитные организации, или структуры, занимающиеся работой с молодежью и образованием, но и те, кто использовал как прикрытие своей деятельности помощь инвалидам, женщинам, пострадавшим от насилия, и даже экологию и защиту животных.

Были зачищены и независимые профсоюзы, а многие из их лидеров, даже имеющие международный статус, как глава Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, оказались за решеткой. Практически каждый раз официально заявлялось о том, что данные структуры финансировались Западом и ставили своей целью изменение политического режима в стране. Как отметил 26 октября заместитель председателя КГБ Сергей Теребов, с 2020 года по настоящее время на раскачивание обстановки в республике было направлено около $130 млн, значительная часть которых проходила через представителей и счета НГО.

Вместе с тем полная или частичная зачистка общественно-политического пространства Белоруссии поставила на повестку дня довольно немаловажный вопрос, чем и как заполнять образующийся вакуум. Еще зимой прошлого года на совещании о противодействии санкционным мерам, принимаемым в отношении республики, А. Лукашенко заявил, что «предателям прощать нельзя», а «те организации, которые финансировались из-за рубежа и организовывали переворот и мятеж, мы все ликвидировали» и «они никогда не будут восстановлены». При этом он подчеркнул, что «любые фонды, любые организации могут у нас существовать, но заниматься конкретным делом во благо родины», а потому, если «кто-то хочет создать фонды – пожалуйста, милости просим, дорога открыта».

Это означало, что в Минске заинтересованы в создании новых негосударственных структур, но уже в рамках новой модели гражданского общества, где не будет никакого иностранного участия, а упор делается на те организации, которые следуют нынешней политике и идеологии властей. За идею зацепились различные провластные организации и профсоюзы. Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и вовсе заявил, что готов взять на себя функции некоторых некоммерческих организаций, которые были ликвидированы. Более того, в августе стало известно, что взамен закрытых НГО могут создать единый национальный благотворительный фонд, при этом «ни одна копейка из него влево, вправо не уйдет, а будет использована на благородные цели».

Одновременно белорусские власти решили объединить свои усилия с Россией, где проблема негосударственных организаций, связанных со странами Запада, стоит не менее остро. Известно, например, что в 2020 году иностранное финансирование НКО в РФ составило около 72 млрд рублей, а в 2021 году – больше 73 млрд. Введённое в 2014 году понятие «иноагента» не сильно изменило ситуацию, а значит, перед российским руководством также стоит задача по усилению контроля за негосударственным сектором, особенно в текущей обстановке, когда попытки дестабилизации обстановки внутри Белоруссии и России практически синхронизировались.

Поэтому неслучайно в конце октября появилась информация о том, что в Союзном государстве может быть принят модельный закон, регулирующий финансирование НКО, что позволит противодействовать иностранному вмешательству в дела двух стран через любые некоммерческие организации. Правда, это все еще не решает вопроса о заполнении вакуума белорусско-российскими НГО, которые должны прийти на смену прозападным структурам. Однако тот факт, что Минск и Москва наконец-то решили объединить свои усилия в данном направлении, дает повод для серьезного оптимизма.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1871
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика