В последнее время активно ведётся снос монументов советским солдатам в Латгалии – восточном, наиболее «русском» регионе Латвии. Кульминацией этого процесса стало уничтожение двух памятников в Даугавпилсе, демонтированных против воли горожан. Даугавпилчане активно выражали своё неприятие узаконенного государством вандализма и попытались встать на защиту знакомых с детства монументов. Ответом стали массовые аресты.
В списке на уничтожение
Минувшим летом правительство Латвии утвердило список из 69 находившихся в разных регионах страны «объектов, прославляющих советскую оккупацию» – их законодательно постановили ликвидировать до 15 ноября. Кульминацией этого процесса стал растянувшийся на три дня в конце августа снос величественного мемориала Освободителям Риги. К сентябрю вакханалия вандализма добралась и до Латгалии. В частности, ближе к концу того месяца был демонтирован памятник, посвященный двум героям Советского Союза, погибшим при освобождении здешних мест от нацистов в 1944 году, – капитанам Константину Орловскому и Ивану Морозу. Уничтоженный монумент находился в местечке Малинова у дороги Даугавпилс–Резекне.
В самом Даугавпилсе правительство требовало снести два объекта. Первый – это величественный обелиск, находившийся в городском сквере Славы. Его торжественное открытие состоялось в 1969 году. «Рядом с ремонтно-энерго-механическим цехом локомотиворемонтного завода лежит гигантский серебристый трёхгранник: высота его 24 метра, у основания диаметр около 2 метров, а вершина – остроконечный шпиль. Вес тоже солидный – почти 5 тонн. Это будущий памятный обелиск в честь воинов-освободителей Даугавпилса, который будет установлен и открыт в сквере боевой Славы у второй средней школы в дни празднования 25-летия освобождения города от гитлеровских захватчиков. А сейчас над завершением этого памятника под руководством бригадиров Михаила Москалюна, Бориса Ишкова и Анатолия Рогозина в три смены трудятся 16 слесарей. К 20 июля обелиск должен предстать в таком виде, каком он показан на эскизе и в чертежах. Дело это трудное, сложное и ажурное. Обелиск создаётся из листов нержавеющей стали. Их надо правильно раскроить, придать определенный профиль, подогнать друг к другу, сварить, а потом так отшлифовать места стыков, чтобы не был заметно ни одного шва…» – сообщала в 1969-м даугавпилсская газета «Красное Знамя».
Обелиск в сквере Славы был очень дорог горожанам. В допандемийные годы от него ежегодно 9 мая начинались праздничные шествия, участники которых с цветами и песнями военных лет шагали через весь город в Дубровинский парк, где находится Вечный огонь, сооружённый у могил советских офицеров, павших при освобождении города.
К сносу также оказался приговорён и памятник воинам Красной армии, находившийся на улице 18 Ноября – на въезде в город. Он был посвящён солдатам 360-й стрелковой дивизии, водрузившим знамя освобождения над Даугавпилсом 27 июля 1944 года. Монумент возвышался через дорогу от братского кладбища, на котором покоятся павшие освободители. Кстати, несколько лет назад памятник за счёт города отремонтировали и вывели на нем большую алую звезду. Эта звезда вызывала у националистов особое бешенство.
Таким был памятник советским солдатам, освобождавшим Даугавпилс от немецко-фашистских захватчиков
Надо отметить, что мэр Андрей Элксниньш (член оппозиционной партии «Согласие») попытался спасти памятники. Городское самоуправление старалось затянуть решение о сносе, ссылаясь на отсутствие средств – ведь согласно принятому закону муниципалитеты обязаны избавляться от советских памятников за собственные средства. Мэр безуспешно обращался в Конституционный суд, пытаясь доказать, что оба монумента важны для даугавпилчан и их следует оставить в покое. Более того, просьба о сохранении памятников была передана и в комитет ООН по правам человека. «До рассмотрения дела памятники в порядке временного регулирования будут находиться под защитой ООН», – сообщили в партии «Русский союз Латвии». Впрочем, к тому моменту уже было известно, что рекомендации комитета ООН по приостановке сноса монументов латвийскими властями не воспринимаются в качестве обязательных…
28 октября мэр сообщил-таки о проигрыше – отстоять памятники не удалось. А. Элксниньш съездил в Ригу, где ему сообщили, что демонтаж монументов будет осуществлен в любом случае: даже в принудительном порядке и без утвердительного решения депутатов городской думы. Элксниньш, однако, пытаясь сохранить лицо перед избирателями, сообщил, что сумел выторговать несколько уступок. Так, часть монумента из сквера Славы – а именно, кольцо вокруг стелы (барельеф) с лицами солдат – было после демонтажа сохранено и передано в музей. Мэр, впрочем, умолчал, что речь идёт о рижском «Музее оккупации».
Задержали за пение «Дня Победы»
Элксниньш пообещал горожанам, что демонтаж, мол, будет осуществлен «максимально деликатно». Градоначальник пояснил: «НИКАКИХ показушных обрушений конструкций, как это было в Риге. В отличие от Риги, в Даугавпилсе не будет запрещено принести цветы и свечи к памятникам перед демонтажом! Меня лично разрывают несправедливость, обида, недоумение и гнев, связанные с демонтажом ни в чём не повинных монументов, посвящённых людям, которые погибли, защищая свою родную землю. Я целиком в данном вопросе с чувствами жителей нашего города – и именно наши люди дают мне силы! Спасибо вам за это! Вы знаете, что все мы последние несколько месяцев делали все возможное, чтобы остановить бессмысленный и абсурдный закон! И несмотря на происходящее, мы продолжим нашу борьбу в конституционном суде и в любой другой демократической инстанции. Я люблю свою страну, но не могу поддержать тех людей, что сегодня находятся у власти и молчаливо позволили нас "нагибать"!»
Мэр Даугавпилса предупредил, что доступ к памятникам будет открыт до 22:00 часов 30 октября. Элксниньш призвал горожан использовать оставшееся время, чтобы попрощаться с монументами: принести цветы, зажечь свечи, сделать фотографии. Градоначальник демонстративно возложил цветы к одному из обречённых памятников. И, действительно, горожане в большом количестве понесли к монументам цветы и свечи. Когда начался снос, даугавпилчане не пожелали сидеть сложа руки. Они собрались на массовый стихийный митинг протеста. Сквер Славы оцепили силовики – на них обрушился град оскорблений, насмешек и даже летящие бутылки. Слышались крики: «Убирайтесь!» И тогда начались задержания. Всего, как заявили власти, в ту ночь были арестованы 37 человек, которых спешно «распихали» по изоляторам.
Но это по официальным данным. Бывший депутат самоуправления Даугавпилса Юрий Зайцев, ставший непосредственным свидетелем и участником событий, считает эту цифру сильно заниженной. Он и сам был задержан в сквере Славы, в самом начале акции протеста. Зайцева и ещё четверых «повязали» за пение «Дня Победы». Экс-депутат позже рассказал: «Ко мне вплотную подошёл один из полицейских, стал светить фонариком прямо в лицо и снимать. А потом объявил: "Вы задержаны". – "На каком основании?" Не сказал... Меня отвели в автозак. Там со мной сел молодой полицейский. Я его также спросил: "За что?" И он тоже не смог ответить. Говорю: "Ну как так – должно же быть основание… Хотя бы формальное". Потом меня пересадили в другую машину и довезли до участка».
Через несколько часов его, впрочем, отпустили. Зайцев сел в такси и вернулся к скверу Славы. «К тому моменту людей уже активно задерживали. Нагнали очень много полиции… Жёстче других действовал полицейский спецназ – их пригнали из Риги, исключительно "национальные кадры"... При мне задержали четверых девушек и повели их в автозак. Только за то, что они снимали все происходящее на телефоны. И повезли их явно не в городские изоляторы – по моей информации в Даугавпилсе мест для задержанных к тому моменту уже не было. Тех девушек отправили за сотню километров от нашего города – в Резекне. И таких, как они, было много. Тут нужно учитывать, что Даугавпилс одновременно может "принять" более ста задержанных. Вот и считайте, сколько всего в ту ночь задержали», – говорит политик.
Но репрессии не устрашили даугавпилчан. Когда полиция ушла, место в сквере Славы, где стоял памятник, оказалось завалено цветами. А ещё горожане выложили там надпись из зажжённых свечей: «Не забудем, не простим».
Отречение от дружбы
Вандалы «поработали» и в других частях Латгалии. С помощью тяжелой техники была демонтирована часть мемориальных плит, находившихся на памятнике «Курган Дружбы». Этот мемориал создавали с таким расчетом, чтобы он располагался точно на стыке границ России, Белоруссии и Латвии (Себежского, Верхнедвинского и Лудзенского районов). Это должно было символизировать боевое братство русских, белорусских и латышских партизан, которые в годы Великой Отечественной войны вместе бились с нацистами. Землю, которая использовалась для создания кургана, взяли с мест захоронений или гибели бойцов и партизан Красной армии. К наивысшей точке холма ведут ступени, выстроенные из камня, которые стали продолжением аллей с трёх сторон. С российской стороны наверх ведёт кленовая аллея, с латвийской – липовая, с белорусской – березовая. В курган вмонтировали три гранитные плиты, на которых на трёх языках – русском, белорусском и латышском – написали: «Курган Дружбы воздвигнут на стыке границ трёх братских республик в честь боевой дружбы, скреплённой кровью в годы Великой Отечественной войны русских, белорусских и латышских партизан. Открыт 3 июля 1959 года». Другим важным символом мемориала является Дуб Дружбы, возвышающийся на вершине холма.
Все последние десятилетия летом на Кургане Дружбы ежегодно проводились встречи ветеранов Великой Отечественной, приезжавших из России, Латвии и Белоруссии. Их привозили сюда на автобусах. По традиции церемония началась с торжественного митинга и возложения цветов. Выступали русские, белорусы, латыши… Характерно, что здесь в полный голос звучало то, о чём в Латвии предпочитают сейчас забыть: в годы военного лихолетья латыши сражались далеко не только в легионе Ваффен СС – многие из них стали героями Красной армии и партизанского движения. Тогда латыши были полноправными побратимами великого воинского братства, вышвырнувшего нацистов из наших краев. Недаром на Кургане Дружбы находится памятник легендарному Иманту Судмалису. Этот герой латышского народа, принявший мученическую смерть от рук захватчиков в Рижской тюрьме, прославился своими подвигами и хитроумно спланированными партизанскими операциями, наносившими большой урон врагу.
После окончания официальной части встреч наступала неофициальная. Помимо обширной концертной программы, традиционных «боевых» ста граммов, участников встреч на Кургане Дружбы ждала ещё и солдатская каша. Военный оркестр не без изящества наигрывал песни военных лет, а молодые и старики, скинувшие груз лет, кружились в парных танцах. Звучали тосты «за тех, кто ушёл...», люди обменивались адресами, телефонами, намечали встретиться здесь же по прошествии года. Сожалели лишь о том, что участников праздника, находящихся на территории Латвии, не допускали встретиться и пожать руки своим друзьям по другую сторону границы. Им оставалось стоять за ограждением и лишь приветственно махать руками. Российское посольство в Риге неоднократно пыталось решить этот вопрос, но безуспешно.
Массовыми были встречи у Кургана Дружбы (1982 г.)
И вот в конце октября Латвия с помощью тяжелой техники уничтожила «свою» часть мемориала. Вырванные с латвийской стороны плиты и вывороченные бетонные ступени просто закопали. До глубины души возмущенный этим вице-спикер Псковского областного собрания Армен Мнацаканян сообщил: «В годы Великой Отечественной войны в этих местах плечом к плечу стояли партизаны, наши деды и прадеды боролись с общим врагом – нацизмом. В нынешней действительности латвийская сторона решила бороться с памятью…» Единственным крайне слабым утешением здесь может послужить лишь то, что почти все бывшие партизаны, реальные участники боевых действий, ежегодно приезжавшие на Курган Дружбы, чтобы встречаться с сослуживцами, уже умерли – от старости. В эти три года ушли из жизни последние из этих стариков. По крайней мере, они не увидели совершенного кощунства…
3 ноября стало известно о том, что снесли стелу в честь советских освободителей, стоявшую в латвийском приграничном городе Лудза. По уже недоброй «традиции» её уничтожили посредством тяжелой строительной техники. Теперь на очереди остался единственный из «расстрельного списка» пока ещё не уничтоженный в Латгалии памятник советскому солдату – резекненский «Алёша». Официально этот объект называется «Памятник освободителям города Резекне» и был открыт в 1976 году. Его авторы – скульпторы Отто Калейс, Ояр Силиньш и архитектор Элмар Салгусс. Около этого монумента все предыдущие годы традиционно проводилось празднование Дня Победы. Наличие советского монумента в центре города вызывало жуткую ярость латышских националистов, требовавших его демонтажа. Также памятник подвергся в 2010 году нападению вандалов, обливших его красной краской. А теперь, судя по всему, «Алёша» достаивает на своём посту последние часы и дни…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram