Час икс для медиаимперии
Вскоре после начала российской специальной военной операции на Украине в Центральную Азию потянулись высокопоставленные американские эмиссары. Одной из первых Казахстан и Кыргызстан посетила заместитель госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека Узра Зея. Персона сама по себе весьма интересная: в своё время, будучи советником по политическим вопросам в американском посольстве в Нью-Дели, Зея оказалась замешанной в шпионском скандале, вызвавшем в Индии большой резонанс.
Весьма любопытным и даже знаковым было и интервью, которое американская чиновница дала в Бишкеке одному из кыргызстанских информагентств. Хотя речь шла вроде бы о состоянии двусторонних кыргызско-американских отношений, замгоссекретаря США в течение небольшого интервью пять раз произнесла слово «Россия» и его производные и три раза – фамилию В.В. Путина.
Узра Зея практически не скрывала цели своего визита – оказать давление на власти Кыргызстана, заставив их присоединиться к антироссийским санкциям: «Не помогайте снабжать военную машину Путина. Помогите нам поддержать прекращение войны на Украине и помочь международному сообществу лишить Путина ресурсов, необходимых ему для ведения несправедливой войны». При этом чиновница Госдепа весьма откровенно обозначила и инструменты этого давления: «В контексте жестокой и неспровоцированной агрессии России против украинского народа мы считаем, что поддержка свободных и независимых СМИ важна, как никогда, чтобы люди могли узнать правду о происходящем, а мы могли защитить институты, которые так важны для процветания, безопасности и стабильности страны».
Зацикленность Узры Зеи на российской (точнее, антироссийской) теме доходила до курьёзов. Даже на вопрос, касающийся сугубо внутрикыргызстанских дел: «Оплачивает ли правительство США журналистские расследования здесь, в Кыргызстане?», заокеанская визитерша начала отвечать так: «Россия занимается активной дезинформационной кампанией, которая предназначена для того, чтобы обмануть и сбить с толку общественность, вызвать беспорядки и глубоко расколоть общество внутри демократических государств… Эти кампании по дезинформации в глобальном масштабе угрожают жизненно важной работе независимых СМИ… Поэтому через наши грантовые программы правительство США поддерживает независимые СМИ в Кыргызской Республике и во многих других странах».
Весьма откровенная оговорка: смысл поддержки Соединёнными Штатами так называемых «независимых» СМИ продиктован, прежде всего, противостоянием с Россией. Стало быть, и от поддерживаемых СМИ требуется, прежде всего, антироссийская редакционная политика? Впрочем, Узра Зея тут же попыталась подкорректировать эту формулу, заявив: «США не вмешиваются в редакционные решения независимых СМИ. Кыргызские журналисты свободны делать свои выводы… без какого-либо влияния с нашей стороны…»
Если бы так! Показательно, что выводы «независимых» СМИ – особенно по внешнеполитическим вопросам – почему-то оказываются полностью совпадающими с мнением Вашингтона.
События на Украине стали той лакмусовой бумажкой, которая наглядно проявила главные, пожалуй, цели и задачи американской медиаимперии в Кыргызстане – забить, если потребуется, информпространство республики информацией, отражающей только одну точку зрения – американскую. Ибо, перефразируя известный афоризм: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», можно сказать: «Кто распространяет информацию в стране и влияет на общественное мнение, тот страной и владеет».
В авангарде антироссийской и проукраинской информационной кампании оказался тот самый «Азаттык Медиа» – кыргызский филиал американского «Радио Свобода» (РСЕ/РС), сайт которого на днях заблокировали власти Кыргызстана, сославшись на закон «О защите от недостоверной (ложной) информации». Для Вашингтона, напомним, этот шаг стал своего рода красной линией – Бишкеку ясно дали понять, что никаких компромиссов в вопросе редакционной политики «Азаттыка» (финансируемого Конгрессом США) не будет.
Весьма показательным в этом плане стало заявление президента «Радио Свобода» Джейми Флая: «РСЕ/РС серьёзно относится к своим обязательствам по сбалансированному освещению событий. Мы изучили содержание данного материала и не обнаружили никаких нарушений наших стандартов. Мы не поддадимся давлению с целью удаления сбалансированных материалов с наших сайтов, будь то со стороны Кремля или правительства Кыргызстана».
Упоминание здесь Кремля напоминает оговорку по Фрейду: нужно обладать большой фантазией, чтобы обнаружить пресловутую «руку Москвы» в скандале вокруг «Азаттыка», связанном с видеосюжетом о вооружённом конфликте на кыргызско-таджикской границе. Такое ощущение, что в подсознании главы «Свободы» Флая гнездится твёрдая установка: даже оппонируя властям суверенного Кыргызстана, он продолжает воевать с Россией.
Соответственно, и принцип «сбалансированного освещения событий», упомянутый Флаем, по его мнению, на Россию можно не распространять.
Публикации «Азаттыка» (в том числе тиражирование контента «Радио Свободы» и телеканала «Настоящее время», совместного проекта РСЕ/РС и «Голоса Америки») с самого начала СВО представляли собой в подавляющем большинстве обыкновенную проукраинскую пропаганду. Начиная даже с терминологии: у Украины – не наёмники, а «иностранные бойцы ВСУ»; у Донбасса – не ополченцы, а «пророссийские боевики-сепаратисты»; ДНР и ЛНР – «так называемые». А вот, к примеру, Косово у «Азаттыка» – «частично признанное государство». Хотя и республики Донбасса были признаны пусть и ненавистными для Вашингтона, но вполне легитимными государствами, включая Россию.
Позиция же России, если порой и освещалась, то, что называется, сквозь зубы и тенденциозно.
Наиболее активные участники информационной войны из числа представителей медиаимперии не брезговали и распространением антироссийских фейков, в том числе садистско-эротических фантазий теперь уже бывшего омбудсмена Украины Людмилы Денисовой. К слову, вопреки утверждениям заместителя госсекретаря США Узры Зеи, что «российская дезинформационная кампания» якобы призвана вызвать в Кыргызстане беспорядки и «глубоко расколоть общество внутри» (см. выше), фактически занимаются этим именно опекаемые Госдепом «независимые медиа», по сути, вбрасывая в кыргызстанское общество зерна гражданской войны – пока ещё информационно-идеологической…
Не ограничиваясь чисто журналистским участием в информационной войне, представители медиаимперии организовывали в Бишкеке антироссийские массовые акции. Ну а в соцсетях даже обсуждались сценарии проведения митингов, провоцирующих беспорядки, с участием «политических эмигрантов» из России.
Способы нагнетания антироссийской и даже русофобской истерии в Кыргызстане весьма разнообразны и порой производят впечатление хаотичных инициатив. Но они явно подчинены чёткому алгоритму. Цель – оторвать республику от России, вывести её из евразийских интеграционных процессов. Не случайно даже при освещении украинского кризиса «независимые» СМИ стали раскручивать весьма чувствительную для Центральной Азии мигрантскую тему, не забыта и авиабаза ОДКБ в Канте. Параллельно на других площадках обсуждается необходимость «деколонизации» Кыргызстана и даже расчленения Российской Федерации.
Часть представителей пресловутой медиаимперии выбрали как бы нейтральную тактику освещения войны на Украине, ограничиваясь публикацией новостей. Но и здесь прослеживается некий алгоритм. В этот новостной поток, как правило, не попадают факты военных преступлений ВСУ (как и факты использования ими гражданского населения в качестве живого щита); факты присутствия в элите украинских ВС откровенных неонацистов; факты систематических обстрелов украинской армией мирного населения Донбасса и других российских территорий; факты массового сноса на Украине памятников советским воинам-освободителям от нацизма и другая подобная информация… Явно неудобная для «независимых» редакций (либо для их финансовых доноров, якобы нисколько не влияющих на редакционную политику).
События на Украине стали, напомним, лишь одним из ярких примеров отработки американской медиаимперией в Кыргызстане внешнеполитической повестки (повестка внутрикыргызстанская – тема отдельная).
Монополия на правду
В нынешнем витке борьбы кыргызстанских «независимых СМИ» и «гражданского общества» за «свободу слова» кроется ещё один элемент лукавства (помимо того, что независимость эта весьма относительна). Дело в том, что и свобода эта тоже относительна.
Нагнетание в Кыргызстане русофобской истерии сопровождалось настоящим психологическим террором в отношении конкретных граждан и организаций, не разделяющих антироссийскую позицию. Причём именно те, кто сегодня протестует против «ограничения свободы слова», полгода назад призывали, например, плевать в лицо отставным кыргызским генералам, встретившимся с военным атташе посольства РФ; арестовывать и лишать кыргызского гражданства активистов, симпатизирующих России, а также сотрудников российских СМИ в Кыргызстане.
Те, кто сегодня протестует против «наступления цензуры», развернули шумную кампанию против проведения в республике кинофестиваля «Время правды» с показом российских художественных фильмов о Донбассе, а также документальных фильмов об Украине американского журналиста и режиссера Оливера Стоуна. И добились-таки его запрета. При этом один из депутатов кыргызского парламента, возмутившийся этим запретом, угодил в «санкционный список», в который одна из местных правозащитных НПО стала вносить «сторонников агрессии России на Украине».
Всей этой травли пресловутые «независимые СМИ», что примечательно, предпочли не заметить. Во всяком случае, никакого осуждения этого давления на свободу слова с их стороны не последовало. Вышеупомянутую категорию граждан и организаций, подвергавшихся травле, похоже, негласно как бы объявили вне закона.
По сути, американская медиаимперия в Кыргызстане (как, впрочем, и во всём мире) борется за свободу только СВОЕГО слова, за свою монополию на правду. Весьма показательна в этом плане борьба, которую «борцы с цензурой» уже не один год ведут со своими, как они считают, главными идеологическими конкурентами – российскими телеканалами, вещающими на республику. Весной этого года одна из таких медиаэкспертов в своей статье даже выразила сожаление, что в Кыргызстане не спешат использовать украинский опыт по введению тотальной антироссийской цензуры: «Анализируя стратегию и масштабы киберпротиводействия, антипропаганды на Украине, трудно найти что-либо подобное в решениях кыргызских властей».
...Американская медиаимперия в Кыргызстане растёт как на дрожжах. Новые медиапроекты появляются, словно грибы после дождя – едва ли не каждый месяц. Что вполне объяснимо: вышеупомянутую простую истину – «кто распространяет информацию, тот владеет страной» – атлантисты усвоили хорошо. А для большинства частных (и не только) СМИ Кыргызстана вопрос сотрудничества с западными донорами – это вопрос элементарного выживания. А также вопрос защиты, которую США готовы обеспечить своим «медиапартнёрам» на всех уровнях – от юридической поддержки на местах до грозной реакции Госдепа: «Руки прочь!»
Что может противопоставить этой, по сути, антироссийской империи Россия, кроме упомянутого вещания двух-трёх телеканалов (которые смотрят в основном люди старшего поколения и влияние которых на умы кыргызстанцев явно преувеличено)? Если вновь использовать аллегории, то пророссийские медиапроекты в Кыргызстане (число которых к тому же сокращается) напоминают разрозненные партизанские отряды, противостоящие в когнитивной войне многочисленной, хорошо вооружённой и оснащённой армии противника. Разве это порядок?
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram