Развитие отношений между Белоруссией и Россией в последние годы заметно ускорилось. Они, забыв о прежних трениях, активизировали двустороннее сотрудничество практически по всем направлениям, начиная с торговли и заканчивая сферой высоких технологий.
Особое внимание в Союзном государстве всегда уделялось освоению космоса, где Белоруссия и Россия уже не первый год реализуют различные совместные проекты. После начала специальной военной операции РФ на Украине и введения против Минска и Москвы беспрецедентных западных санкций сотрудничество двух стран в данном направлении приобрело стратегически важный характер, от которого во многом зависит их дальнейшее развитие.
Исторически сложилось так, что Белоруссия после распада СССР получила в свои руки технологии, которые ранее использовались не только в гражданской или военной сферах, но и в космической отрасли. За годы независимости республика сумела не только не растерять, но и в некоторых моментах расширить свои возможности в области космических разработок. Вместе с тем без тесного взаимодействия с Россией данный процесс был бы невозможен, так как Запад никогда не стремился содействовать высокотехнологическому развитию республики, долгие годы толкая ее руководство к превращению страны в отверточное производство иностранных корпораций. Именно поэтому в Минске еще со второй половины 1990-х годов было принято решение усилить взаимодействие с Россией в области космических разработок в надежде не просто сохранить и развить свое производство в данной отрасли, но и войти в клуб космических держав. Как показало время, такое решение было абсолютно правильным.
За годы тесного сотрудничества, которое официально началось в 1999 г. с программы «Космос-БР», Белоруссия и Россия достигли серьёзных результатов не просто в восстановлении разорванных ранее связей, но и в развитии перспективных направлений в космической отрасли двух стран. В частности, Минск и Москва успешно выполнили уже семь программ Союзного государства по космической тематике, а восьмая под названием «Интеграция-СГ» реализуется в настоящее время. Среди них были программы «Космос-НТ», в рамках которой создавались аппаратно-программные комплексы тематической обработки космической информации, «Мониторинг-СГ», где основной целью была интеграция услуг в рамках использования данных дистанционного зондирования Земли в народном хозяйстве, а также «Нанотехнологии-СГ» по использованию нанотехнологий в космической технике и «Стандартизация-СГ», внедрившая десятки стандартов в область совместной космической деятельности. Одной из наиболее важных программ стала «Технология-СГ», в рамках которой была практически завершена работа над созданием нового российско-белорусского спутника, а в целом у двух стран на сегодня имеется более шести десятков совместных проектов в космической индустрии.
Вместе с тем необходимо отметить, что одним из наиболее важных для Белоруссии проектов за всю историю сотрудничества с Россией в космосе стало создание совместной группы спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Появление собственного белорусского космического аппарата (БКА) в 2012 г. фактически ознаменовало новую эру развития республики, позволив Минску не только начать собственную работу по зондированию Земли из космоса, но и заявить о себе как о члене клуба космических держав.
Изначально БКА создавался для нужд МЧС, сельского и лесного хозяйства и должен был прослужить до конца 2017 г., однако сегодня он не только продолжает использоваться, но и идет обсуждение очередного продления его срока работы на орбите. Это связано с тем, что данный спутник приносит огромную пользу РБ, в том числе и финансовую: за 10 лет он заработал для Минска более $20 млн. Всего же сегодня в космосе летает три белорусских аппарата – один учебный, принадлежащий Белгосуниверситету, БКА и белорусско-китайский телекоммуникационный спутник «Белинтерсат-1», запущенный с космодрома в КНР в 2016 г.
Особую значимость белорусский спутник зондирования Земли приобретает в связи с тем, что он сегодня работает в рамках единой с Россией космической орбитальной группировки, в которую с 2020 г. входят БКА и уже пять российских космических аппаратов «Канопус-В». Для их управления Минск и Москва даже создали совместную российско-белорусскую наземную инфраструктуру управления и систему приема, обработки и обмена информации, которая была включена в состав единой территориально-распределенной информационной системы ДЗЗ «Роскосмоса». Как показывают события последних лет, именно этому направлению Белоруссия и Россия уделяют самое большое внимание, определив для него три отдельные программы: «Комплекс-СГ» на 2022-2026 гг., а также «Ресурс-СГ» и «Космодозор-СГ» на 2023-2027 гг.
Еще в апреле текущего года президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что Минск и Москва работают над созданием общей спутниковой группировки. При этом уже тогда он отмечал, что стороны приступили к разработке «одного из лучших в мире спутников», оснащенного оптикой с разрешительной способностью в 35 см. При этом заинтересованность в таком аппарате, как и расширение белорусско-российской группы спутников, возникла не случайно. Как заявил Лукашенко, такую востребованность показала российская СВО на Украине, когда успехи украинской стороны были напрямую связаны с тем, что «американцы свою разведывательную группировку дистанционного зондирования Земли сосредоточили над нами, и они все видят».
В очередной раз белорусский лидер поднял данную тему уже в начале ноября, заявив, что Москва и Минск создают совместную спутниковую группировку, цели которой будут различными. «Это не только в военных целях. Россия огромная. И мы смогли в эту программу вклиниться и вместе с россиянами создаем эту группировку спутников. Мы сегодня имеем спутник, который с высоты 500-600 км просматривает объект в 35 см. Поэтому мы делаем здесь колоссальные шаги», - отметил белорусский лидер.
По всей видимости, речь идет об аппарате, о котором ранее сообщали в Национальной академии наук РБ. По информации белорусских ученых, новый совместный спутник будет иметь сверхвысокое разрешение и уже скоро окажется на орбите. В частности, сообщалось, что можно будет из космоса «различить марку машин на стоянке торгового центра» и создавать 3D-модели без теней, а также вести съемку полутораминутного фильма с высоты 800 километров. При этом аппаратуру будущего спутника разрабатывает белорусский «Пеленг», а платформа и запуск остаются за российской стороной. Пока планируется отправить на орбиту два таких космических аппарата, по одному от каждой страны, после чего можно будет говорить о работе по расширению подобной группировки спутников.
В то же время белорусско-российское сотрудничество в космической сфере не ограничивается только созданием спутников, хотя в настоящее время именно это направление и является основным (например, планируется создать мини-спутники для обнаружения опасных частиц космического мусора). Сегодня ведется работа и по ряду иных проектов, среди которых – полет белорусского космонавта на российском корабле. Кандидаты из Белоруссии, среди которых есть женщины, в скором времени пройдут окончательный отбор на базе Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, после чего приступят к тренировкам и подготовке к полету, который может состояться уже в следующем году.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что Минск и Москва договорились об участии Белоруссии в строительстве российского космодрома «Восточный». Также существуют десятки проектов в радиоэлектронной промышленности, которые так или иначе связаны с космическими программами Союзного государства. По различным оценкам, в них задействованы более 80 организаций с обеих сторон, а работы ведутся по самому широкому фронту деятельности, начиная с создания новых материалов и заканчивая разработкой независимого от иностранных производителей программного обеспечения.
Западные санкции, вопреки ожиданиям их инициаторов, не только не остановили развитие совместной космической программы Белоруссии и России, но и придали ей новый импульс, заставив две страны посмотреть на ситуацию под иным углом. Теперь Минск и Москва сделали ставку на собственные силы, что формирует основу для дальнейшего развития импортозамещения и сферы высоких технологий, способных заменить то, в чем Запад отказал Союзному государству.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram