«Не нужно себя обманывать: враждебность Европы слишком очевидна, она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных её интересах». Эта оценка принадлежит Николаю Данилевскому – выдающемуся ученому-естествоиспытателю, социологу, культурологу, философу, геополитику, одному из основателей цивилизационного подхода к истории, идеологу панславизма, чье 200-летие отмечается в этом году.
Николая Данилевского недаром называют апостолом славянства и отцом русской политической мысли, «солью земли Русской» и «солью славянских земель». Актуальность идей, изложенных в его труде «Россия и Европа», сегодня очевидна, как никогда. А написан он в Крыму, в форосском имении Мшатка, где Николай Яковлевич провёл всю вторую половину жизни. Сюда были обращены мысли просвещённой России, отсюда вслед за Фёдором Достоевским, признававшимся: «Жду его статьи как голодный хлеба...», ловили каждое его слово.
Глубокие пророческие высказывания о взаимоотношениях России и Европы сбываются в сложное время формирования новой системы международных отношений, подсказывают, как действовать России при открытом противостоянии с Западом. Не менее важны высказывания Данилевского о значении Черноморского региона для государственной стабильности России.
Долгое время основной труд философа «Россия и Европа», названный «Всеславянской Библией», был под запретом, а имя автора упоминалось разве что специалистами. Виной тому высказывание русского религиозного мыслителя, мистика Владимира Соловьёва: «Данилевский – публицист, естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства, в главном своем литературном труде «Россия и Европа» представивший особую теорию, которая образует связующее звено между идеями старых славянофилов и новейшим безыдейным национализмом». К сожалению, эта частная точка зрения превратилась в некую общую и незыблемую.
Долгое время не было известно даже место захоронения философа, скоропостижно скончавшегося от сердечного приступа во время научной поездки в Тифлисе 7 ноября 1885 года. После революции крымскую усадьбу, где было погребено перевезённое вдовой тело учёного, разграбили и сожгли дотла. В советские времена на территории построили пионерский лагерь. Не подозревая о некрополе, место его закатали в асфальт и устроили здесь костровую площадку.
Точное местонахождение некрополя, на котором упокоилась также вдова Николая Яковлевича и ещё восемь членов семьи, установили в 1996 году учёные Таврического национального университета. По выходным они приезжали сюда и сбивали отбойными молотками покрытие. В мае 1997 года эту работу завершили, тогда же установили на могиле Данилевского точно такой же православный деревянный крест, какой был при захоронении.
Правнучка Данилевского Ольга Николаевна на его могиле в Мшатке. Июль 2015 г.
Среди тех, кто занимался этим, был молодой учёный, ныне известный политолог Сергей Киселёв. «До конца ещё не оценён большой практический вклад подвижника Данилевского в те области науки, которыми он занимался – от биологии до финансов и даже до богословия, – считает Сергей Николаевич. – Мысли Данилевского глубоко национальны, а самое главное – призывают к укреплению русского духа. Духа национального мировосприятия и национального понимания процессов, которые сегодня происходят в мире. И жесточайшая, а главное – доказательная критика той 200-летней на тот момент, а теперь 300-летней политики, которая превалирует в русской общественной жизни: европейничанье и обезьянничание, как он её назвал. То есть подражание во всех областях жизни европейских образцам, что привело к отходу от основ нашей культуры и истории».
Пытаясь излечить соотечественников от этой «русской болезни», Данилевский писал: «Нечего снимать бельмо тому, кто имеет очи и не видит; нечего лечить от глухоты того, кто имеет уши и не слышит… Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему…»
А это разве не о событиях сегодняшних: «Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идёт о защите русской народности…»?
Исцелить от затяжной болезни подражания Западу, по мнению Николая Данилевского, способна лишь целебная сила исторических событий, поднимающая дух нашего общества. Время исторических событий, как видим, настало.
В Крыму к знаменательной дате подошли масштабно. Не просто как к юбилею выдающегося соотечественника, а как к поводу, обратившись к его трудам, ответить на злободневные вопросы современности, главный из которых: как строить сегодня России взаимоотношения с Западом?
Начало циклу юбилейных мероприятий, запланированных Государственным советом Республики Крым при участии научного и культурного сообщества полуострова, положила научная конференция «Н.Я. Данилевский — русский гений». На ней официально обнародована точная дата рождения Данилевского – 16 декабря 1822 года, а не 10 декабря, как это считалось до недавнего времени. Факт подтверждён записью в «Деле по рапорту Орловского депутатского собрания о дворянстве рода Данилевских».
Председатель Комитета Госсовета РК по культуре и вопросам охраны культурного наследия Николай Волков отметил: «Жизнь и разносторонняя деятельность Данилевского тесно связаны с Крымом. Мы его почитаем как крымчанина. Находим в его трудах ответы на злободневные вопросы: что делать в условиях нарастающего глобального политического кризиса? Как жить России с Европой на одном материке – Евразия?». Мы не ограничиваемся только торжественным юбилейным собранием, а проводим конференции, которые зададут тон в деле популяризации творчества выдающегося учёного и мыслителя, в увековечении памяти о нём. Самые крупные пройдут в рамках Ливадийского клуба, до недавнего времени международного, собиравшего сторонников русского мира из разных стран».
Конференция в Симферополе
Кстати, четыре года назад одну из тем Ливадийского форума сформулировали так: «Актуальный Данилевский: место России в новом миропорядке». Тогда участники искали ответы на вопросы: неизбежно ли столкновение России и Запада? Каковы варианты участия России в «глобальном умиротворении»? Что Россия предлагает миру? Рассматривалась тема «Русский опыт завершения глобальных конфликтов: место России в новом миропорядке». Участники дискуссии сошлись на том, что один из источников русофобии – страх «маленькой культурной Европы» перед нависающей над ней огромной Россией. У Данилевского нашли объяснение упорства, с которым Запад отказывается признавать Крым российским: «Овладения морскими берегами или даже одним только Крымом было бы достаточно, чтобы нанести России существеннейший вред, парализировать её силы».
Полтора века назад философ писал: «Всякое преуспеяние России, всякое развитие её внутренних сил, увеличение её благоденствия и могущества есть общественное бедствие, несчастье для всего человечества». Именно такое восприятие подтвердил прорыв России после безвременья 1990-х в экономике и военном деле. За эти успехи на неё с новой силой ополчились и Америка, и Европа, весь так называемый цивилизованный мир, отказывающийся признавать русскую цивилизацию.
«Юбилейная дата должна стать той чертой, с которой пойдёт волна внимания, изучения, правильного понимания и популяризации трудов Данилевского, – считает советник председателя Госсовета РК Светлана Савченко. – Его труды должны вернуться не только к историкам и политологам, они должны быть доступны всему дорогому его сердцу и нашим сердцам Русскому миру.
Пора не просто вспомнить, а уяснить слова Николая Данилевского: «Борьба с Западом – единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий».
И эти слова тоже: «…в сущности, обстоятельства, в которых находилась Малороссия во времена Хмельницкого, и западные славяне теперь – весьма сходны. Народный энтузиазм, благоприятное стечение обстоятельств, гений предводителя, выдвинутого вперёд народным движением, может быть, и могут доставить им независимость, как при Хмельницком, но сохранение её, а главное, сохранение общего славянского характера жизни и культуры невозможно без тесного взаимного соединения с Россией».
Данилевский был уверен: «Удел России – удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать, как всем представителям силы, жившим доселе на нашей земле: Македонии, Риму, арабам, монголам, государствам германо-романского мира, а – освобождать и восстановлять; и в этом дивном, едва ли не единственном совпадении нравственных побуждений и обязанностей с политическою выгодою и необходимостью нельзя не видеть залога исполнения её великих судеб, если только мир наш не жалкое сцепление случайностей, а отражение высшего разума, правды и благости».
Сегодня мы убеждаемся в правоте гениального учёного: «…враждебность Европы слишком очевидна, она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных её интересах».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram