Транскаспийский коридор расширяет границы за счет казахстанских портов - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Транскаспийский коридор расширяет границы за счет казахстанских портов

Власти Казахстана опасаются, что сотрудничество с Россией в условиях вводимых Западом против нее санкций окажет негативное влияние на экономику страны и подвергает республику риску попадания под вторичные санкции. Ведь до 90% казахстанских грузов идет через российские порты. В связи с этим в правительстве республики озаботились поиском альтернативных России транспортно-логистических маршрутов. Ключевая роль отводится Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), который берет начало в Китае, проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее выходит на черноморские порты Европы.

Маршрут Транскаспийского коридора

Отмечая роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил не далее как 7 ноября, что «с учетом нынешней ситуации на мировых рынках дальнейшее развитие Транскаспийского маршрута приобретает особое значение… Нам необходимо активизировать все имеющиеся мощности портов Актау и Курык с целью увеличения пропускных способностей и доведения объемов транспортировки нефти до 20 миллионов тонн в год».

Об этом же глава Казахстана заявил и 12 ноября в выступлении на первом саммите Организации тюркских государств. 

Отметим, что экспортные объемы казахстанских энергоносителей в основном идут через Россию, Каспийский трубопроводный консорциум. По маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан проходят незначительные объёмы. К использовавшемуся ранее в объеме 5 млн тонн СВОП–маршруту через Иран можно вернуться только после снятия американских санкций.

Главное, если 20 млн тонн этой казахстанской нефти разделить на 10 тысяч (водоизмещение танкера), то понадобится флотилия из 2 тыс. танкеров! Поэтому как и куда власти Казахстана намерены отправлять по ТМТМ 20 млн тонн нефти, не понятно. Таким образом, альтернативы экспорта такого объема нефти, кроме как через Россию, у Казахстана нет.

Напомним, что в ноябре 2013 года был создан Координационный комитет по развитию ТМТМ. В его состав вошли ЗАО «Азербайджанские железные дороги», ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство», ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт», АО «Грузинские железные дороги», АО «Батумский морской порт», Национальные компании: АО «Қазақстан темір жолы», АО «Актауский международный морской торговый порт». В 2016 году к ним присоединились украинские компании АО «Укрзалiзниця» и «Укрферрi», молдавская компания «Транслогистик» и польская железнодорожная компания «PKP Linia Hutnicza Szerokotorowa» («PKP LHS)».

Дальнейшим развитием ТМТМ стало создание в феврале 2017 года ОЮЛ «Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут» со штаб-квартирой в столице Казахстана. ТМТМ является мультимодальным маршрутом, в котором задействовано два вида транспорта: железнодорожный и морской. По маршруту транспортируются продукция нефтехимии и сельского хозяйства, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, осуществляется контейнерная перевозка грузов.

Сегодня ТМТМ объединяет более 20 участников – владельцев магистральной инфраструктуры и перевозчиков из 8 стран (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Китай, Польша, Румыния, Украина, Турция). В мае текущего года начата транспортировка грузов по маршруту Китай – Финляндия.

По данным Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS, объемы грузоперевозок выросли в разы. Так, если в 2017 году через Казахстан по Транскаспийскому маршруту перевезли 500 контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица учёта объёма контейнерных перевозок), то по итогам 2021 года – свыше 25 тыс.

Объем контейнерных перевозок по ТМТМ, тыс. ДФЭ

На конкурентоспособности ТМТМ и росте грузоперевозок во многом сказалась инициатива АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ), предложившего предоставить на ряд перевозимых через республику грузов благоприятные тарифные условия. При наращивании товарооборота ставка делается на увеличение контейнерных перевозок, ориентированных в основном на привлечение трафика из Китая, реализующего объявленный им проект «Один пояс, один путь». По оценке К.-Ж. Токаева, в настоящее время более 80% сухопутных транзитных перевозок по коридору Китай – Европа проходит через территорию Казахстана.

Однако наплыв желающих воспользоваться этим маршрутом выявил «узкие» места маршрута и привел к длительным задержкам при доставке грузов (сроки более чем удвоились) и, следовательно, снижению темпов роста грузопотока. Среди причин, препятствующих расширению транскаспийских грузоперевозок, – высокая загруженность и заторы на пропускных пунктах, обусловленные низким уровнем сервиса на них, сложным мультимодальным характером ТМТМ, необходимостью пересечения нескольких государственных границ и т. п.

Специалисты полагают, что «если решить проблемы плохого сервиса, оцифровать, модернизировать и синхронизировать пропускные пункты стран, то в течение пяти лет пропускная способность ТМТМ вырастет до 15 млн тонн и более в год» (3,5 млн тонн в 2021 году). Очевидно, что достижение этих показателей потребует большой работы по расширению мощностей не только морских портов, но и участков железных и автомобильных дорог, паромной переправы, перевалочных станций.

С этой целью в последнее время были проведены встречи представителей транспортных ведомств, руководителей железных дорог и морских портов Азербайджана, Грузии, Турции, Казахстана, в ходе которых достигнуты договоренности о взаимном увеличении транзитных грузов и создании благоприятных условий для переориентации дополнительных грузопотоков. И возможности для этого есть. К примеру, для увеличения потенциала ТМТМ казахстанская сторона планирует пополнение торгового флота 10 паромами и создание в порту Актау «контейнерного хаба», под который выделено 19 га земли. Ожидается, что реализация этого проекта позволит увеличить контейнеропоток с 35 тыс. до 300 тыс. ДФЭ к 2025 году.

Азербайджан на своей территории также ведет активное развитие маршрута. В частности, намерен сделать новое ответвление – Зангезурский коридор, который пройдет по югу Азербайджана через Армению с выходом на Турцию. Через 3-5 лет это значительно увеличит пропускную способность ТМТМ. Дополнительный толчок придаст и ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс, что оптимизирует маршрут в Турцию с дальнейшим выходом на европейскую железнодорожную сеть.

В ближайшие пять лет в расширение инфраструктуры коридора планируется вложить 7,5 млрд долларов инвестиций, что создает ему хорошие перспективы. Безусловно, обходящий территорию России ТМТМ какую-то часть проходящих через нее грузов переключит на себя, но эти объемы не столь велики, чтобы нанести серьезный ущерб транзитному потенциалу России. Для сравнения: только по основным северным маршрутам через Россию ежегодно перевозится около 20 млн тонн грузов.

Вместе с тем поскольку транспортировка грузов, к примеру, по российскому Транссибу ввиду сложной текущей геополитической ситуации требует в значительной мере политических решений, то России необходимо прорабатывать возможность продвижения интересов отечественных компаний и в проекте ТМТМ.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

_______________________________

Фото: www.midlecorridor.com

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2533
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика