Казахстанские власти опасаются русских «релокантов» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Казахстанские власти опасаются русских «релокантов»

В Казахстане разработали и готовятся принять законодательные поправки, которые запрещают предоставлять гражданство лицам, не владеющим казахским языком. Их появление связано с опасениями по поводу массового наплыва бегущих от мобилизации «релокантов» из России, способных изменить этническую ситуацию.

О разработке поправки 7 ноября сообщили казахстанские СМИ, узнавшие о ней из ответа премьер-министра РК Алихана Смаилова на запрос депутатов мажилиса (нижней палаты парламента). «В настоящее время разработаны поправки в закон «О гражданстве Республики Казахстан», - цитирует ответ «Казинформ», - предусматривающие незнание государственного языка, основ истории и национального законодательства в качестве дополнительного основания для отказа в приеме и восстановлении в гражданстве, а также направленные на предупреждение фактов двойного гражданства».

Поводом для депутатского запроса стали вопросы проверки двойного гражданства переселенцев, которое законодательство Казахстана не признает. Очевидно, что эти вопросы напрямую связаны с потоком переселенцев из России, которые могут получить казахстанское гражданство, не отказываясь от российского, и оказаться, таким образом, бипатридами (обладателями двух паспортов).

10 ноября в ходе пресс-конференции, состоявшейся после пленарного заседания сената, глава казахстанского правительства подтвердил информацию о предстоящем принятия закона. По его словам, соответствующие правовые нормы сейчас проходят согласование в правительстве, которое в целом их поддерживает и считает, что такие законодательные изменения в целом необходимы. Подготовлены эти нормы на основе мирового опыта: требования знать государственный язык и историю страны есть в Германии, Турции, Канаде, России и других государствах.

В то же время соответствующие требования не будут применяться к этническим казахам и несовершеннолетним, а также к лицам, получающим гражданство в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами. Кроме того, в упрощенном порядке гражданство смогут получить те, у кого в Казахстане проживают близкие родственники, супруг (супруга) имеет казахстанское гражданство или же является заслуженным лицом страны.

По действующему закону о гражданстве, как отмечает казахстанское издание «Курсив», паспорт Казахстана могут получить лица: 1) постоянно и законно проживающие на территории страны не менее пяти лет; 2) состоящие в браке с гражданами Казахстана не менее трех лет; 3) граждане республик бывшего СССР, прибывшие в Казахстан для постоянного проживания и имеющие в качестве близкого родственника казахстанских граждан. Кроме того, закон предусматривает возможность принятия в казахстанское гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке. Им могут воспользоваться: кандасы – зарубежные казахи, переселившиеся в Казахстан на законных основаниях, независимо от срока проживания; 2) постоянно проживающие в РК реабилитированные жертвы массовых политических репрессий, а также их потомки, которые лишились или утратили гражданство без свободного волеизъявления; 3) этнические казахи, обучающиеся в казахстанских вузах. Срок рассмотрения их заявления о приеме в гражданство в таких случаях не должен превышать трех месяцев.

Помимо оснований для приема в казахстанское гражданство иностранцев, 17-я статья закона о гражданстве предусматривает почти полтора десятка пунктов, на основании которых в выдаче паспорта может быть отказано. Большинство из них касается суверенитета и обеспечения национальной безопасности Казахстана, а также различных преступлений и правонарушений. По закону в гражданстве должно быть отказано тем, кто сознательно выступает против суверенитета и независимости Казахстана, призывает к нарушению его единства и территориальной целостности, наносит ущерб национальной безопасности.

Некоторые пункты выглядят довольно любопытно. Так, пункт 4 статьи 17 предусматривает отказ в предоставлении гражданства тем, кто разжигает межнациональную и межконфессиональную рознь, а также «противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан». Каким именно образом можно препятствовать его функционированию, остается загадкой, но внимание, уделяемое этому вопросу, отнюдь не случайно. Не случайным выглядит и 7-й пункт этой же статьи, предусматривающий отказ в предоставлении гражданства тем, кто уже имеет гражданство других государств.

Оба эти вопроса напрямую связаны с особенностями становления Казахстана как независимого государства и его советским «наследством». Вместе с огромной территорией, полученной в результате размежевания с РСФСР, Казахстану досталось и большое русское население, которое накануне распада СССР было сопоставимо по численности с казахским. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., казахи составляли 39,7%, а русские – 37,8% населения республики. Казахи, будучи государствообразующим этносом, в первые годы после распада СССР фактически оказались в своей стране относительным этническим меньшинством.

Это наложило сильнейший отпечаток на всю последующую внутреннюю политику Казахстана, сказываясь на самых разных ее аспектах – от переноса столицы из Алма-Аты в Астану до миграционной политики, всячески поощрявшей переселение в страну этнических казахов из других зарубежных стран (тех самых кандасов). Причем Казахстан оказался единственной республикой бывшего СССР, проводившей столь последовательную и масштабную политику по репатриации представителей титульного этноса.

Особой проблемой являлись диспропорции в этническом составе населения регионов. Казахи преобладали в населении южных и западных, тогда как русские – северных областей. Накануне распада СССР они составляли большинство жителей шести северных и северо-восточных областей, граничивших с Россией, – Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Целиноградской, Кустанайской и Кокчетавской. После Приднестровского конфликта 1992 г. казахстанские власти всерьез опасались роста сепаратизма среди местного русского населения, а конфликт на Украине, начавшийся в 2014 г. и резко обострившийся в 2022 г., эти опасение еще более усугубил. Тем более что, несмотря не депопуляцию и высокий миграционный отток, русских в Казахстане все еще много. По данным всеобщей переписи 2021 г., их насчитывается почти 3 млн человек, что составляет 15,5% населения республики. Процент русских сопоставим с их долей в населении Украины по последней из проводившихся после 1991 г. переписи 2001 г. (17,3%). Причем они по-прежнему проживают в основном вдоль границы с Россией.

В этих условиях массовый наплыв бегущих от мобилизации из России «релокантов», который развернул сформировавшиеся в течение полувека миграционные потоки в обратном направлении, вызывает у казахстанских властей явные опасения по поводу нарушения этнического баланса в пользу русских. В масштабах всего Казахстана такая перспектива выглядит малореальной, но в отдельных регионах и городах численность русского населения вполне может заметно возрасти. Именно с этим связаны «языковые» ограничения по предоставлению гражданства – живущие в России русские казахским языком не владеют, а его изучение потребует значительного времени, что станет труднопреодолимым препятствием в плане их натурализации. Кроме того, «релоканты», получая казахстанские паспорта, вполне могут сохранить российские. Проверить отказ от гражданства другого государства непросто, а легальной возможности двойного гражданства в Казахстане нет.

       

Впрочем, опасения по поводу изменения этнического баланса, похоже, являются преувеличенными, так как масштабы эмиграции в реальности не столь значительны. Согласно обнародованным 4 октября министром внутренних дел Казахстана Маратом Ахметжановым данным, с 21 сентября, когда был опубликован указ В. Путина о частичной мобилизации, в республику въехали из России 200 тыс. человек, а выехало обратно – 147 тыс. То есть в Казахстане на начало октября, когда ажиотаж с бегством от мобилизации уже начал спадать, оставалось около 50 тыс. «релокантов», часть которых затем могла перебраться в другие страны.

С этими данными согласуется и небольшая численность подписчиков наиболее массового в своем «классе» телеграм-канала «Релокация в Казахстан» (31 тыс. на 12.11.2022). По-видимому, в реальности численность мигрантов, бежавших в Казахстан, не превышает тех самых 50 тыс. человек, а утверждения про «миллионы беженцев» являются не более чем слухами.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5993
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика