В столице Камбоджи Пномпене состоялся Восточноазиатский саммит (ВАС), который стал важным этапом в выстраивании нового формата диалогов в условиях распада однополярного мира. Его значение поистине глобально, несмотря на региональную направленность.
Саммит стран Восточной Азии – это форум лидеров 16 государств региона, действующий в привязке к форумам ASEAN (с участием, помимо собственно стран – членов ASEAN, также Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии), который проводится с 2005 года. А с 2011-го он превратился во встречу 18 – в нем начали участвовать Россия и США.
Восточная и Юго-Восточная Азия – сам по себе важный регион, его страны являются наиболее бурно развивающимися экономиками мира. А если считать 18 стран ВАС, на них приходится свыше 50% населения мира и около 55% совокупного ВВП.
Стоит отметить, что в этот раз к мероприятию было приковано небывалое внимание. И дело даже не в том, что ВАС проходил накануне саммита G20 в соседней Индонезии, но еще и в том, что он во многом определял повестку встречи «Группы 20» и проблемы, в центре которых стояли страны-участники ВАС, сегодня во многом определяют тренды в мировой политике и экономике.
Если говорить о Восточной Азии, то это, безусловно, – проблема противостояния США и Китая. Вашингтон в последнее время активно пытается нарастить влияние в АТР, в том числе военное, активно милитаризируя регион. Как заявил по итогам саммита глава российской делегации глава МИД РФ Сергей Лавров, страны-члены военного блока AUKUS, в который входят Австралия, Великобритания и США, пытаются завлечь в свое объединение другие страны – Новую Зеландию, Канаду и Японию. Второй ключевой проблемой является нагнетание Вашингтоном ситуации вокруг Тайваня, что может и вовсе привести к мировой войне.
Не менее взрывоопасная для всего мира, а значит, и для стран АТР ситуация сложилась и вокруг Украины. К слову, очень многие наблюдатели обратили внимание, что этой темой оказалась буквально переполнена повестка дня всех международных форумов последних месяцев. К АТР эта тема, казалось бы, не имеет никакого отношения. Зато она имеет отношение к России, которая является участником как ВАС, так и саммита G20 – площадок, которые США и их союзники изначально хотели превратить в место для публичной порки нашей страны.
Саммит «двадцатки» на Бали (Индонезия) был следующим, куда направилась российская делегация во главе с С. Лавровым. Западные лидеры открыто заявляли о намерении изолировать Россию, дипломаты жаловались на оказываемое на них давление с целью не допустить общения с главой российского МИД. Однако максимум, чего добились недруги нашей страны – срыва совместного фотографирования на саммите «двадцатки».
Тем временем Сергей Лавров провел ряд конструктивных встреч с коллегами из Турции и КНР, лидерами Франции и Германии, генсеком ООН. Но главное, что уже сейчас понятно: итоговая резолюция саммита, если она будет-таки принята, будет отличаться от той, что проталкивали страны Запада – с единогласным осуждением России за спецоперацию на Украине. По словам Лаврова, удалось вставить фразу о разногласиях в оценках российско-украинского конфликта, что фактически обесценивает эту демонстрацию единого антироссийского фронта.
«Каких-либо коллективных решений сегодня принято не было, поскольку Соединенные Штаты и их западные коллеги настаивали на абсолютно неприемлемом языке в отношении ситуации на Украине и вокруг нее», – сказал глава российского МИД в последний день работы форума.
Таким образом, завершившийся за пару дней до открытия встречи G20 ВАС стал своего рода индикатором, барометром настроений, продемонстрировавшим, что страны G7 не смогут сделать «одиночкой» Россию, а останутся в одиночестве сами, продемонстрировав всем неизменность своего нежелания находить компромисс как в региональном, так и в глобальном масштабе.
Стоит отметить, что, несмотря на попытки стран Запада свести дискуссию на всех доступных международных площадках к обсуждению темы Украины и осуждению России, наша делегация во главе с Лавровым, как на ВАС, так и на G20 активно продвигала собственные вопросы и ответы на них, касающиеся действительно актуальной региональной и мировой повестки.
В повестке дня ВАС оказался целый ряд наших предложений, направленных на выстраивание общерегионального практического взаимодействия, в частности идея запуска механизма коллективного реагирования на пандемические угрозы, налаживание контактов между руководителями туристических ведомств, а также развитие сотрудничества в такой социально значимой сфере, как волонтерство. В центре внимания форума оказалась предложенная и проделанная нашей страной работа по созданию под эгидой ВАС профильного механизма общерегиональной кооперации.
Кроме того, Россия считает важным работу по совершенствованию региональной архитектуры безопасности. Российская сторона обращает внимание на риски турбулентности, связанные с предпринимаемыми странами Запада попытками заведения в АТР силового потенциала и военно-технологической инфраструктуры НАТО и созданием в регионе закрытых блоковых схем.
Наша страна выступает за синергию потенциала ASEAN с другими объединениями на евразийском пространстве, такими как ШОС и ЕАЭС. Обо всем этом было сказано коллегам, присутствовавшим на форуме.
Стоит отметить, что выступление С. Лаврова вызвало интерес не только у представителей дружественных нам стран и стран, считающихся нейтральными, но и у оппонентов, которые слушали его достаточно внимательно и не прибегли к какому-нибудь демаршу вроде публичного ухода из зала заседаний. Как сообщают присутствовавшие в зале, вся американская делегация во главе с президентом Джозефом Байденом слушала выступление российского министра.
Кстати, аналогичная ситуация повторилась и спустя несколько дней на Бали.
Конечно, это не заставит наших оппонентов изменить свои подходы. Однако достигнуто главное – Россия помешала США и их союзникам превратить важные мировые площадки в некое продолжение G7, где не может даже теоретически появиться какая-либо точка зрения, альтернативная той, что навязывается Вашингтоном.
В этом смысле решение Владимира Путина не ехать лично ни в Камбоджу, ни в Индонезию было правильным – ведь именно его пытается демонизировать Запад, выставить ответственным за происходящий на Украине конфликт, который США и их присные рассчитывали сделать главной темой. А получилось, что отказ Путина приезжать на саммит стал весьма обсуждаемой темой мировой повестки последних дней. Владимир Путин может отсутствовать на саммите «Большой двадцатки», но он всё равно в мыслях мировых лидеров, пишет американское агентство Bloomberg.
При этом задачи, которые возлагались на российскую делегацию были целиком выполнены, позиция России донесена до тех, кому она действительно интересна.
Что же касается отсутствия каких-то судьбоносных встреч и решений (многие ждали встречи Путина с Байденом или даже с Зеленским), то их и не могло быть, учитывая противоположность наших позиций. Это важно было донести до всех, и с этой задачей министр иностранных дел России справился.
Говоря о важности двухсторонних контактов, следует отметить, что они могут совершаться на любой площадке и в любом формате. Главное, чтобы встречающимся было, о чем поговорить. Если говорить не о чем, то нет смысла и куда-то ехать.
Отмечу, что президент России и глава МИД периодически ведут диалог как в онлайн-формате, так и очно со всеми, с кем это необходимо делать. И такие встречи происходят в том числе на региональных площадках. Так, в конце июня состоялся виртуальный саммит «пятерки» (БРИКС), которая скоро станет «восьмеркой» (заявки на присоединение подали Аргентина, Иран и Алжир). А в сентябре в Самарканде прошел уже очный саммит ШОС, ряды которой также недавно расширились с присоединением Ирана. В октябре в Астане состоялся саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Во всех этих мероприятиях активное участие принимал российский президент.
Таким образом, мы показываем всему миру заинтересованность в диалоге с теми, кто готов к конструктивному обсуждению и решению общих задач. Россия демонстрирует заинтересованность в развитии различных региональных и не только дискуссионных площадок в качестве важнейших элементов архитектуры региональной и глобальной безопасности. И с теми, кто хочет и готов вместе отвечать на вызовы, мы сможем договориться в любом формате и на любой площадке, не позволив превратить их в «театр одного актера», как мечтает Запад.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram