Не дожидаясь, пока США реализуют свой план по устранению России как активного игрока на постсоветском пространстве, Москва проявила инициативу, и в середине октября состоялся первый саммит «Россия – Центральная Азия». Это мероприятие позиционировалось как перезагрузка отношений России с центральноазиатской «пятеркой» или своего рода тестирование их на прочность.
Несмотря на сосредоточение усилий на проведении СВО на Украине, Москва в условиях мировой геополитической турбулентности твердо намерена осуществить поворот на Восток и до конца реализовать свой потенциал на центральноазиатских просторах.
Однако уже и сегодня взаимодействие России с государствами «пятерки» можно назвать продуктивным. Только за последние пять лет товарооборот РФ со странами региона вырос в два раза – до 37,11 млрд долларов. А по итогам первого полугодия этого года взаимная торговля увеличилась еще на 16%.
Впервые за долгие годы Москва предлагает своим центральноазиатским партнерам амбициозные проекты. Это не просто программы по оказанию гуманитарной помощи своим братьям по постсоветскому пространству, а серьезное стратегическое партнерство.
Так, запущен процесс перенастройки механизмов взаимных финансовых расчетов, исключающих ненужное участие в них западных компаний и операторов. Вместо использования во взаиморасчетах пресловутой системы SWIFT осуществляется переход на хорошо зарекомендовавшую себя российскую систему передачи финансовых сообщений. Расширяется практика открытия прямых корреспондентских счетов между кредитными учреждениями и многое другое.
Углубляется сотрудничество и в области энергетической безопасности региона, в том числе в сфере создания генерирующих мощностей, строительства атомных станций, внедрения цифровых технологий. Россия готова оказать практическое содействие в восстановлении объединенной энергосистемы Центральной Азии. Немалые перспективы открываются и на таких направлениях, как расширение маршрутов транспортировки нефти, а также совместная разработка запасов энергоресурсов в Каспийском море, обеспечение национальных потребителей доступным и чистым газомоторным топливом, строительство или расширение трубопроводов, увеличение объемов торговли углем и его транспортировки на азиатские рынки.
Очевидно, что проект «Россия – Центральная Азия» придаст новый импульс отношениям между странами и они заиграют новой палитрой красок.
Вместе с тем складывается впечатление, что страны Центральной Азии не очень-то и уверены в искренности намерений России по развитию торгово-экономического сотрудничества с ними. Вероятно, они полагают, что вновь вспыхнувший к ним интерес со стороны Москвы обусловлен лишь попытками США превратить РФ в европейского «изгоя» путем дискредитации в различных сферах и изоляции от инвестиций и передовых технологий в критичных для нее областях. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и вовсе потребовал к себе большего уважения. Он призвал Владимира Путина относиться к центральноазиатским странам как к равноправным стратегическим партнерам. И что примечательно: в новостных лентах государств «пятерки» этот же саммит именуют не иначе как «Центральная Азия – Россия», усиливая «азиатскость» данного проекта.
Тем не менее Рахмон не умаляет значения России для развития своей страны. Он признает, что Москва является ключевым торгово-экономическим партнером Таджикистана и сотрудничество с Россией имеет для страны особое значение. Другие страны «пятерки» также надеются, что центральноазиатское направление все-таки станет для России приоритетным.
Здесь чувствуется некое искажение в оценках, поскольку Москва и так является ведущим инвестором в экономику стран Центральной Азии. Например, за первое полугодие объем прямых инвестиций из России только в Казахстан превысил 2,2 млрд долларов.
Стремление России развивать партнерские отношения с соседями по Центрально-Азиатскому региону не по нраву Вашингтону, который намерен полностью привязать к себе страны Центральной Азии на кабальных условиях и навсегда изолировать их от России. Но, как известно, «сотрудничество» с Вашингтоном никогда не бывает бескорыстным, и оно не строится на принципах равноправного и взаимовыгодного стратегического партнерства. И перед тем, как безоглядно проводить «многовекторную» внешнюю политику, стараясь наладить «партнерские отношения» с дряхлеющим мировым гегемоном, надо хорошенько подумать.
Так удастся ли Соединённым Штатам превратить Россию в токсичного партнера для центральноазиатской «пятерки»?
Ответа на этот вопрос пока нет. И если исключить все последние дипломатические «реверансы», то видно, что центральноазиатская «пятерка» застыла в ожидании, в какую сторону качнется маятник...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram