Мировой экономический ландшафт меняется буквально на глазах. Уже летом происходящее на Украине стало сказываться на мировой экономике в качестве долговременного и устойчивого негативного фактора. Параллельно этому нарастал начавшийся еще год назад энергетический кризис. При этом СВО и действия России вовсе не являются первопричиной энергетического кризиса в Европе и рекордных цен на углеводороды (в первую очередь природный газ).
Колоссальному росту спроса на газ, электроэнергию и уголь, помимо объективных факторов, способствовали нынешнее жаркое лето, засуха и пожары в ЕС. По данным Bloomberg, Испания и Португалия столкнулись с аномальной жарой: в отдельных районах установилась самая засушливая погода за последнее тысячелетие. Длиннейшая река По в Италии достигла самого низкого уровня воды за 70 лет после нескольких месяцев без осадков. Отдельные участки реки Рейн, протекающей через Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, не были такими низкими в это время года 15 лет.
Все это уже тогда существенно увеличило спрос на электроэнергию, газ и уголь, вынуждая Европу возрождать угольные электростанции в условиях отказа от российского газа: Германия отложила вывод из эксплуатации угольных электростанций, Голландия сняла ограничения на использование угля, Австрия стала возрождать уже закрытую угольную электростанцию, Франция принялась готовить к зиме угольную электростанцию в Лотарингии.
Стоимость 1 МВт/ч в странах Европы и России (в евро)
Что же касается объективных предпосылок кризиса, то еще в начале января медиа отмечали, что на газовом рынке Европы наблюдается резкий рост цен. Некоторые законодатели ЕС уже тогда обвиняли Россию, поставлявшую более 30% европейских запасов природного газа, в энергетическом шантаже «с целью добиться благоприятного исхода переговоров между Россией и НАТО».
В свою очередь Москва отвергала обвинения, заявляя, что «Газпром» полностью выполнил свои договорные обязательства перед Европой. Тогда же, в конце января, аналитики инвестиционного банка Goldman Sachs спрогнозировали, что напряженность на рынке газа в Европе продлится до 2025 года. Причем одна из ключевых причин этого была озвучена еще в декабре прошлого года «Газпромом», рассказавшим о плачевной уже на то время ситуации с запасниками голубого топлива, хранящегося на Европейском континенте. Зима (прошлая, не эта!) тогда еще толком не началась, а некоторые страны уже высосали большую часть того, что успели закачать русские.
По данным ассоциации Gas Infrastructure Europe, по состоянию на 13 декабря 2021 года объем активного газа в европейских подземных хранилищах составил на 24,5% (на 19,9 млрд куб. м) меньше уровня предыдущего года. При этом была отобрана уже треть (32,6%) от объема газа, закачанного в летний период. «Газпром» продолжал закачку собственного газа в пять европейских подземных хранилищ. Но темпы потребления его европейцами просто не позволяли делать это так, чтобы Европа могла спокойно вздохнуть.
Уже тогда, безо всяких СВО и ударов по инфраструктуре, хуже всего ситуация была в украинских подземных хранилищах (ПХГ). Запасы газа в них опустились до 15,34 млрд куб. м. Таким образом, из хранилищ Украины был поднят уже почти весь газ, закачанный при подготовке к зиме. При этом свои обязательства по поставкам перед Украиной «Газпром» выполнил!
Повторимся – все это имело место еще за несколько месяцев до начала СВО! А уже через несколько месяцев после ее начала, в середине лета (!) Еврокомиссия предложила сократить потребление газа в Европе на 15% и передать ей национальные полномочия для нормированного распределения этих 15% в собственное ведение. На тот момент, несмотря на запуск «Северного потока» после техобслуживания, он поставлял те же самые 40% объемов, что и до 11 июля. Поэтому актуальность вопроса о введении режима ЧС в Европе по газу только возросла. К началу осени энергетическая война, по данным финской консалтинговой компании VaasaETT, привела к росту средних цен на электричество для домохозяйств в крупнейших европейских странах на 67% за год (по август), а на газ – на 114%.
К этой зиме, по данным Gas Infrastructure Europe, страны Европы подошли со следующими показателями. Уровень запасов газа в ПХГ Европы в сентябре превысил 85%, но ситуация очень неоднородная: Португалия - 100%; Польша - 98,7%; Франция - 95,07%; Дания - 94,24%; Швеция - 90,81%; Германия - 89,33%; Испания - 87,45%; Италия - 87,18%; Нидерланды - 86,01%; Чехия - 83,68%; Словакия - 83,77%; Бельгия - 83,5%; Болгария - 69,29%; Венгрия - 68,98%; Австрия - 73,22%; Румыния - 80,46%; Латвия - 51,59%.
Цифры вроде бы неплохие. Но важно понимать, что запасов голубого топлива без постоянного их пополнения надолго не хватит. Например, по оценкам специалистов «Газпрома», запасенного газа хватит Германии лишь на треть отопительного сезона. Прошлой зимой ФРГ с октября по март «съела» 57 млрд кубов, в среднем по 9,5 млрд куб. м в месяц. Текущий уровень заполненности подземных хранилищ Германии – 19,3 млрд куб. м. То есть до весны они явно не дотянут, тем более если придется делиться с прибалтами и прочими «голодающими» младоевропейцами.
В начале осени аналитический центр Bruegel подсчитал, что газовая война обходится Европе в 375 млрд евро. В сентябре Bloomberg оценил обошедшийся Евросоюзу энергетический кризис, вызванный последствиями применения антироссийских санкций, в полтриллиона евро (к тому моменту страны ЕС выделили €314 млрд на то, чтобы смягчить удар энергетического кризиса по населению и предприятиям). Всего лишь месяц спустя эта и без того гигантская цифра выросла еще больше. Тот же Bloomberg со ссылкой на расчеты Bruegel сообщил, что теперь борьба с энергокризисом обойдется ЕС в 710 млрд евро – почти как борьба с пандемией коронавируса.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram