Спустя два дня после завершения голосования Центральная избирательная комиссия Казахстана подвела окончательные итоги президентских выборов. Убедительную победу на них одержал действующий президент Касым-Жомарт Токаев, набравший 81,3% голосов избирателей.
А ОБСЕ – против
Эти данные коррелируют с результатами экзит-пулов. Так, Общественный фонд «Открытое общество» проводил опрос граждан на выходе из избирательных участков. По данным организации, 82,4% избирателей проголосовали за К. Токаева. Данные, полученные Институтом общественной политики, немного выше – 85,52% голосов.
Коллеги К. Токаева, не дожидаясь официальных итогов, поспешили поздравить его с победой. Первыми были президенты Таджикистана, Узбекистана, Беларуси и Азербайджана. Президенты России и Китая прислали поздравительные телеграммы.
Большинство наблюдателей признали итоги выборов. Например, миссия наблюдателей от СНГ в итоговом документе указала, что внеочередные президентские выборы в Казахстане прошли организованно, без нарушений избирательного законодательства страны, а подготовка к ним была проведена качественно. Аналогичную оценку прошедшим выборам дали миссии наблюдателей СВМДА и Организации тюркских государств.
Критическую оценку выдала лишь миссия наблюдателей от ОБСЕ. Отчет, состоящий из 22 страниц, можно вкратце описать так: несмотря на определенный прогресс в плане соблюдения демократических процедур, внеочередные выборы были лишены политической конкуренции, Казахстану требуется дальнейшее реформирование выборного законодательства по европейскому образцу.
Казахстанский МИД отреагировал на итоговый отчет Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека неожиданно жестко. Использовались фразы: «отсутствие объективности», «трафаретные и предвзятые выводы», «голословные и неподтвержденные фактами обвинения». Заканчивается ответ МИД предложением: «Заявление БДИПЧ ОБСЕ по своему содержанию свидетельствует об отсутствии стремления к развитию долгосрочного и конструктивного сотрудничества с казахстанскими властями, что, несомненно, будет принято во внимание».
Факторы победы
Победа К. Токаева не стала неожиданной. Тому была масса объективных причин.
Во-первых, абсолютно неизвестные оппоненты действующего главы государства. То, что они набрали от 2,1 до 3,42% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, стало максимально объективной оценкой кандидатов-спойлеров. Их программы и предвыборные стратегии были настолько унылыми, что даже представить кого-либо из них в качестве кандидата для «умного голосования» было затруднительно.
То, что в выборах отказались принимать участие представители «старой гвардии», также сыграло важную роль в итоговом распределении голосов. Тут хотелось бы обратить внимание на один характерный момент. За неделю до дня голосования один из самых известных и популярных «политических тяжеловесов» страны Имангали Тасмагамбетов выступил с призывом поддержать К. Токаева и дал неожиданно комплиментарную оценку его действиям. «Президент Токаев стал твердой рукой управлять ситуацией и уберег государство от распада» – написал И. Тасмагамбетов.
Тем самым субъектам политического процесса был дан чёткий сигнал: нынешняя власть и часть прежней политической элиты достигли консенсуса по основным вопросам, «старая гвардия» поддерживает нового президента, согласна с его видением развития страны, в т. ч. в экономическом плане, и не претендует на власть.
Вторая причина победы К. Токаева – апелляция к «справедливости», которая легла в основу его программы. По сути, он предложил казахстанцам проект нового общественного договора – власть обеспечивает безопасность и равные условия для развития всем гражданам страны, а граждане уважают закон и честно трудятся. Причем не просто предложил, а предпринял конкретные действия: уголовные дела в отношении лиц, приближенных к семье первого президента, «обезжиривание» олигархов, в результате которого в страну вернулись незаконно выведенные активы на сумму 523 млрд тенге, самоограничения по срокам президентства, амнистия для участников январских событий, принципиальная позиция по внешнеполитическим вопросам и ряд других инициатив, добавивших ему симпатий.
Третья причина – бэкграунд, на котором проходят выборы. Тут ситуация хрестоматийно-фольклорная: не было бы счастья, да несчастье помогло.
Хотя шок от январских событий прошел, но в памяти казахстанцев они отложились довольно отчетливо. То, как решительно повел себя в критической ситуации К. Токаев, обратившись за помощью к ОДКБ, и купировал тем самым риски потери государственности, нашло понимание у большинства граждан. И хотя условно либеральный сегмент политических активистов пытается поставить привлечение ОДКБ и силовой вариант решения проблемы в вину второму президенту, итоги выборов показывают, что это искусственно навязываемый дискурс.
Не меньшую тревогу вызывает глобальная турбулентность, несущая новые вызовы и риски. В этих условиях опыт и навыки опытного дипломата, каким К. Токаев безусловно является, также сыграли в пользу его кандидатуры.
На втором месте кандидат «против всех»
Как мы и предполагали, главным соперником К. Токаева на прошедших выборах стал вариант «против всех».
Общая доля бюллетеней с отметкой в строке «против всех» составила 5,8%. Наибольшее количество несогласных избирателей традиционно оказалось в г. Алматы – 14,3%. Также высоко число граждан, выбравших этот вариант, на западе страны – в Мангыстауской и Атырауской областях, также традиционно считающихся протестными – 10,3% и 9,3% соответственно. Чуть ниже этот показатель на севере страны: в Северо-Казахстанской области – 9,2%, в Павлодарской – 8,1% и в Костанайской – 7,5%. Еще один приграничный регион с относительно высоким показателем несогласия – Кызылординская область, где графу «против всех» выбрали 8,6% пришедших на выборы граждан.
Ещё один не бесспорный, но интересный показатель – общее число голосов, отданных против К. Токаева. Если сложить доли голосов, отданных альтернативным кандидатам, и доли голосов за вариант «против всех», то мы получим 18,7%. Это на 2% больше, чем число голосов, отданных на выборах 2019 г. за кандидата от объединенной оппозиции.
***
Как бы там ни было, но выборы состоялись. Президент К. Токаев подтвердил свой мандат доверия. На одной из предвыборных встреч глава государства заявил: «Тот, кто занимает высший государственный пост в стране в результате свободного волеизъявления граждан, фактически подписывает контракт, скрепленный голосами миллионов соотечественников». На днях такой контракт был подписан сроком на семь лет.
Удастся ли К. Токаеву сделать то, что он обещал – уберечь страну от внешнеполитических потрясений, создать условия для строительства «справедливого Казахстана», провести политическую модернизацию таким образом, чтобы демократизация стала необратимой? Первые выводы можно будет сделать уже скоро – в следующем году Казахстан ожидают выборы в мажилис и маслихаты.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram