В ближайшее время в Бишкек собирается новый посол США в Кыргызстане Лесли Вигери, назначенный на эту должность спустя полтора года отсутствия в стране американского дипломата такого уровня.
После отъезда в 2021 году американского посла Дональда Лу, позволявшего себе, по мнению ряда киргизских депутатов, откровенно вмешиваться во внутренние дела суверенного государства, Вашингтон, видимо, решил сделать паузу с назначением своего нового диппредставителя. Ибо поднятая в стране шумиха вокруг скандальной деятельности господина Лу, бесцеремонно обвинявшего людей, в отношении которых суд еще не вынес решения, вскрыла не только его далёкие от дипломатических методы работы в суверенном государстве, но и его «странные» связи с американским разведсообществом. В медиапространство попали более 200 взломанных неизвестными хакерами секретных депеш, которые Дональд Лу пересылал в ЦРУ, Агентство военной разведки, Совет нацбезопасности и другие подобные структуры.
В результате посольству США в Бишкеке местными властями было указано на недопустимость оказания давления на следствие и вмешательство во внутренние дела Кыргызстана, включая в происходящие в стране митинги с участием неправительственных организаций при непосредственной поддержке американского дипкорпуса.
Для снижения на какое-то время «градуса напряженности» в кыргызско-американских отношениях на место оскандалившегося и не в меру ретивого Дональда Лу Вашингтон прислал в Бишкек вроде бы менее энергичную госпожу Сонату Коултер в статусе временного поверенного в делах США.
После невидимой для стороннего наблюдателя кадровой работы по поиску кандидатуры достойного посла выбор Вашингтона пал на заместителя помощника секретаря по Центральной Азии и Пакистану в бюро по делам Южной и Центральной Азии Лесли Вигери.
Кандидат на высшую дипломатическую должность США в Кыргызстане ранее числился заместителем американского посла в Узбекистане, работал в американских дипмиссиях в Дели и в Москве. Господин Вигери неплохо владеет хинди, русским, португальским языками, разбирается в традициях и культуре носителей этих языков. Более того, новый посол, похоже, так же, как и его незадачливый коллега Лу, имеет отношение к американским спецслужбам со специализацией по наркотрафику и политическим связям. До своего прибытия в Бишкек Вигери прошел в Вашингтоне все необходимые процедуры: президентское назначение, утверждение в сенате, принятие присяги.
Л. Вигери приведен в Госдепартаменте США к присяге в качестве посла в Кыргызстане
Примечательно, что сразу после утверждения в должности новый посол сделал ряд пафосных заявлений об уникальной роли Кыргызстана в Центральной Азии. При этом он не преминул подчеркнуть, что очень гордится тем, что ему уготована честь поддерживать сильное гражданское общество в стране, создание подотчетных демократических институтов и укрепление верховенства права.
За этими высокопарными фразами четко просматривается все тот же курс Вашингтона, который ранее неуклюже пытался обеспечить в Кыргызстане господин Лу: недопущение любыми методами продуктивного сотрудничества «подопечной» страны с Китаем и Россией.
После ухода американских войск из Афганистана Россия приняла и продолжает принимать меры по укреплению своей безопасности в регионе. Китай, в свою очередь, не обращая внимания на заокеанские «предостережения», пытается развивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с «Талибаном»*. И Россия, и Китай в сложившейся ситуации после позорного бегства США из Афганистана крайне заинтересованы в тесном взаимодействии при осуществлении своей политики в регионе. И в Москве, и в Пекине отчетливо понимают необходимость упреждающего купирования такого серьезного вызова для нацбезопасности, как инфильтрация экстремистов на свои территории через такие «транзитные» государства, как Кыргызстан.
Безусловно, Вашингтон не имеет намерений передавать страну под чье-либо влияние и хочет максимально сохранить свое присутствие в ней, поэтому собирается продолжать использование всех возможных способов для дестабилизации обстановки в Кыргызстане, рассматривая эту страну как плацдарм для последующего распространения цветных революций по всему Центрально-Азиатскому региону. Для такого плацдарма, кстати, очень нужна была бы американская военная база. Таковая с 2001 года начала оформляться в Кыргызстане на инфраструктуре аэропорта Манас, но в 2014 году американским военным по настоятельной просьбе Москвы, обращенной к Бишкеку, все же пришлось покинуть страну.
Возникает вопрос, а нет ли у господина Вигери задачи, помимо публично озвученных, вернуться к теме воссоздания военной базы в Кыргызстане? Ведь противники, – по мнению Вашингтона, «агрессивная по отношению к соседям» Россия вкупе с «замышляющим недоброе» («хайли-лайкли») Китаем – уже на пороге «стремящегося к демократии» Кыргызстана. И наработки по созданию базы в стране уже есть, как есть явные и тайные сторонники сего проекта в киргизском истеблишменте.
Похоже, что продолжающаяся экспансия США в Центральной Азии не оставит никакого иного выбора России и Китаю, как совместно противостоять разрушительной политике Вашингтона, укрепляя при этом не только двусторонние связи, но и отношения с соседями по региону.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram