«Закон – что дышло…» – приняв на вооружение пословицу из русского фольклора, бывшие «партнеры» России превзошли изначальные смыслы народной мудрости. Заморозив российские активы, статусные авантюристы тужатся в попытках легализовать банальное ограбление и сочиняют законодательную базу под объявленное преступление.
Право, правила, понятия…
Специальная военная операция России на Украине стала триггером к рецидиву «воровского синдрома» у коллективного Запада, на котором, собственно, исторически базировалось процветание этого самого Запада.
В марте текущего года США и их союзники, которые и ранее штамповали нелегитимные решения в отношении собственности российских граждан и компаний, замахнулись на святая святых – объявили о заморозке доброй половины российских золотовалютных резервов (ЗВР) Банка России.
«Около 300 миллиардов резервов теперь находятся в состоянии, в котором мы не можем их использовать», – констатировал по факту глава Минфина Антон Силуанов.
Однако просто наложить запрет на использование активов ЦБ западным стратегам показалось недостаточным. Наиболее ретивые из них пошли дальше в креативных фантазиях и стали требовать изъятия российских активов с последующей их передачей «на восстановление Украины».
Призрак конфискации пошел бродить по Европе, сопровождаемый заливистым лаем членов ЕС «второго эшелона» – Польши, Словакии и, конечно, стран Балтии, где, как справедливо отметил политолог Никита Данюк, изначально «обкатываются» самые дикие русофобские инициативы.
Согласно недавно уточненной статистике, европейский куш в замороженном пироге российских активов оценивается на сумму 68 млрд евро, из которых 33,8 млрд приходится на активы ЦБ, остальное – собственность лиц, попавших под санкции ЕС.
Но есть проблема: законных механизмов конфискации этих активов не существует. Впрочем, такая «мелочь» в расчет не принимается: если механизма нет, он будет создан. Об этом Брюссель четко заявил устами знатного гинеколога и – по недоразумению – главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен: «Наша цель — не только заморозка, но и конфискация активов. <…> Мы работаем над этим».
23 ноября первые результаты коллегиальных усердий уже проявились в геополитической повестке: Европарламент принял резолюцию о признании России государством-спонсором терроризма.
Случайно или нет, но после голосования текст резолюции оказался недоступным на сайте Европарламента. Однако его содержание «по достоинству» оценили профессионалы. «Резолюцию Европарламента о признании России страной-спонсором терроризма следует комментировать медикам. Для вменяемых людей все очевидно», – констатировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
А официальный представитель МИД Мария Захарова, освежив факты не просто профнепригодности, но и амебного уровня общего развития некоторых статусных особ ЕС, заявила о необходимости признать Европарламент «спонсором идиотизма».
Главный казус парламентской тусовки в Страсбурге иначе не объяснить. Дело в том, что в европейском законодательстве понятие «страна-спонсор терроризма» также не имеет юридического закрепления. То есть клеймо на Россию уже навесили, а теперь предстоит сочинить под него закон.
В контексте же вопроса о конфискации алгоритм вырисовывается еще более «изящный»: несуществующая в настоящее время правовая основа должна стать основой для другой несуществующей основы, которая обеспечит возможность «законного» отъема денег у РФ.
Казалось бы, бред зашкаливающий! Но с учетом того, как методично подобный бред масштабируется, нельзя исключать, что он станет реальностью. Тем более в условиях деградирующей западной дипломатии, в которой уже давно не упоминается базовое понятие «право». Его успешно подменили сначала некими неписаными «правилами», а нынче и вовсе складывается ощущение, что международные отношения строятся исключительно «по понятиям»…
Что скажет «старший брат»?
В своей прыти наказать Россию европейские резолюционеры перещеголяли «старшего брата» – США. Но было бы наивно полагать, что обитатели «сияющего града на холме» и прочие их союзники далеки от мысли прибрать к рукам ЗВР и иные российские активы.
После начала СВО именно по инициативе США была создана международная экспертная группа, которая занялась выявлением и заморозкой активов российского происхождения. А уже 11 марта первый замглавы Минэкономики Украины Денис Кудин заявил о разработке Киевом совместно с западными партнерами механизма конфискации таких активов. «Мы рассчитываем, что в ближайшее время совместно с правительствами стран-партнеров найдем юридический механизм, с помощью которого эти деньги отойдут на дальнейшее восстановление украинской экономики», – сказал он.
Дьявол в деталях – акцент в заявлении украинского чиновника на восстановление экономики Украины в момент, когда она еще не была разрушена, выглядит странным. Но он становится логичным в контексте императива: она должна быть разрушена! Отсюда курс на эскалацию и затягивание конфликта, чтобы успеть накопить «факты зверств» России из провокаций и фейков, и ставка на признание РФ страной-спонсором терроризма в качестве инструмента «узаконивания» ограбления.
Обосновывая взаимосвязь явлений, политолог Ростислав Ищенко подчеркивает: при наделении России таким «статусом» изъять активы не составит труда. В европейских судах адвокаты по любому иску к российскому государству или гражданину будут опираться на резолюцию Европарламента, хоть она и носит рекомендательный характер. А с учетом недавнего отзыва у экономики РФ рыночного статуса любой российский актив может рассматриваться как прямо или косвенно контролируемый государством и будет подлежать изъятию.
К раскрутке механизма коллективный Запад приступил после провокации в Буче. Запустили его по традиции через «беспородных» членов ЕС: 11 мая соответствующую резолюцию принял Сейм Литвы, затем к «параду признаний» поэтапно подключались Латвия, Эстония, Польша, Чехия, подгоняя волну сверстанных по единому лекалу обвинений к воротам Брюсселя.
Идейные вдохновители процесса также не избежали соблазна «прощупать почву». После того как в мае министр финансов США Джанет Йеллен публично признала, что арест средств ЦБ РФ, «хайли лайкли», не стыкуется с законодательством США, не говоря уже о конфискации, тему признания России государством-спонсором терроризма начали активно лоббировать в конгрессе.
В ответ со Смоленской площади прилетело предупреждение о возможном разрыве дипотношений, которое, очевидно, услышали в Белом доме: в начале сентября пресс-секретарь Карин Жан-Пьер подтвердила «окончательное» решение администрации Байдена о нецелесообразности подобного шага.
Безусловно, задний ход на высшем уровне врубили не по причине особой любви старика Джо к России. Комментируя это решение, некоторые эксперты-оптимисты утверждают: пребывающему в перманентно сомнамбульном состоянии президенту США все-таки хватило рассудка взвесить политические, экономические, репутационные риски и отказаться от сомнительной авантюры.
Р. Ищенко по этому поводу отмечает, что утратившая авторитет у электората администрация Байдена просто не хочет быть закоперщиком опасного решения, поэтому и уступила дорогу европейским депутатам. «Затем американские конгрессмены и сенаторы начнут возмущенно вопрошать, доколе США будут отставать в этом важном деле. В конце концов, президент США (или госсекретарь), сделав мужественное лицо, печально объявит, что, конечно, очень не хотелось, но европейские союзники настаивают, а факты принуждают к действию», – прогнозирует эксперт.
Но нельзя исключать и такого варианта: Белый дом, умеющий загребать жар чужими руками, выпустил на авансцену Евросоюз, реализуя «многоходовочку», цели которой – нанести ущерб России и одновременно утопить уже погрязших в санкционном болоте союзников-конкурентов, а самим выйти из круто заваренной каши в белом фраке. Подрывать доверие к доллару и к собственным финансовым институтам не в интересах США.
Очевидно, ситуация скоро прояснится. По актуальному же состоянию дел преимущество политического опыта перед врачебно-гинекологической практикой неоспоримо…
Корзина с двойным дном
Кампанию по заморозке российских активов и их конфискации Владимир Путин прокомментировал предельно ясно: «…нас просто надули и кинули». Центробанк, размещая средства, в том числе ЗВР, за пределами страны, руководствовался классическим принципом: хранение в самых надежных активах плюс диверсификация «корзин». В итоге корзина оказалась одна, но с двойным дном.
По мнению российского ученого-экономиста Валентина Катасонова, который мониторит тему с момента ее озвучивания, общая сумма замороженных российских активов составляет около 350 млрд долларов. При этом, подчеркивает эксперт, ссылаясь на документ ЦБ «Международная инвестиционная позиция (МИП) РФ», общий объем российских активов, размещенных вне страны, близок к сумме 1 трлн 650 млрд долларов.
То есть пока ситуация неприятная, но не критичная.
«Возникает резонный вопрос: почему США и их союзники до сих пор не арестовали такие гигантские активы российского происхождения? Одна из наиболее убедительных версий: наши геополитические противники опасаются ответных действий», – считает В. Катасонов.
Каков же арсенал противодействия у России?
На этот вопрос ответил замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев, впечатленный итогами заседания Генассамблеи ООН от 14 ноября, на котором, по его словам, «англосаксы пытались наскрести юридическую основу для воровства». «Если на основании решения Генассамблеи ООН, высосанного вражескими странами из известного места, будут приняты национальные акты о воровстве российских активов, у нас не останется выбора. Нужно будет бесповоротно изымать деньги и имущество частных инвесторов из таких стран, хотя они и не отвечают за дураков из своих правительств», – заявил Д. Медведев.
Он также добавил, что «таких денег и прочих ценностей» в России «достаточно, чтобы компенсировать украденное»: иностранные активы в РФ, по данным того же МИП РФ, оцениваются в 1 трлн 166,6 млрд долларов. Правда, в этой сумме велика доля лояльных к России государств. Но, согласно выкладкам профессора Катасонова, встречная конфискация накопленных прямых инвестиций только «недружественных» государств, – а это около 500 млрд долларов, – с избытком покроет возможные потери от конфискации российских ЗВР.
«То, что еще находится «там» и что еще можно спасти, следует конвертировать в машины, оборудование, технологии, золото и другие физические активы, которые должны находиться на территории Российской Федерации и работать на ее интересы», – подчеркивает эксперт.
Но это «реактивные» меры. В стратегическом же плане защиту от «узаконенного грабежа» может обеспечить только финансовый суверенитет, экономическая автаркия. И Россия – богатейшая страна с мощным человеческим потенциалом – в состоянии позволить себе роскошь полной экономической независимости.
* * *
Европейская комиссия предложила создать фонд из замороженных российских активов для выделения помощи Украине. Об этом 30 ноября сообщила председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен.
«Мы заблокировали €300 млрд резервов Центробанка РФ и €19 млрд частных средств российских олигархов. В краткосрочной перспективе мы могли бы создать с нашими партнерами структуру, чтобы управлять этими средствами, инвестировать их, а затем использовать доходы для Украины», – сказала она в видеообращении.
Фон дер Ляйен добавила, что, когда санкции в отношении России будут отменены, указанные средства будут использованы в качестве компенсации для Украины.
Для легализации этих операций Евросоюз намерен создать международный суд против России и заручиться с этой целью поддержкой ООН.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram