Война на Украине: Россия между «нужно» и «можно». Взгляд из Тбилиси - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

Война на Украине: Россия между «нужно» и «можно». Взгляд из Тбилиси

Известное изречение – «когда говорят пушки, музы молчат» – очень хорошо подходит к происходящим на Украине событиям. Их трагизм состоит в том, что если на фоне грохота пушек музы и пробуждаются иногда, то говорят они о чем угодно, но только не о мире.

Украина превратилась в прекрасный полигон для испытания новейших западных и российских вооружений в реальных боевых условиях с вытекающими отсюда последствиями. Коллективный Запад устами своих лидеров заявляет, что Россия не должна победить в этой войне, что он будет помогать Украине до тех пор, пока она сама одержит победу, что победа России – это поражение НАТО и т. д. Поэтому все, что будет служить победе Украины, будет поддерживаться и приветствоваться.

Украине, которую Запад интенсивно накачивает оружием, дан совершенно однозначный наказ – продолжать давление, и Украина почти не оставила себе путей для отступления. В свою очередь, Россия уверенно заявляет о своей готовности идти до победного конца. Сколько бы на Западе ни рассуждали о том, что каждая война заканчивается переговорами, все решает силовой фактор. Он стал доминантой в международных отношениях и отодвинул на задний план или разрушил те скрепы, на которых держался миропорядок во время холодной войны.

Планка войны на Украине поднимается все выше и выше. Военный конфликт на Украине уже трудно называть специальной военной операцией. Если бы все оставалось в рамках СВО, в ее традиционном понимании, наверное, не пришлось бы объявлять в РФ частичную мобилизацию и предпринимать иные чрезвычайные меры.

СВО пока что проходит не так, как, видимо, планировалась изначально, и это тоже пища для размышления экспертного сообщества. Затяжной и по всем параметрам сверхзатратный военный конфликт на Украине вряд ли входил в интересы Москвы. Однако теперь он стал таким и России приходится справляться с целым комплексом внешних и внутренних вызовов. Трудно не заметить и плавное изменение целеполаганий СВО и связанной с ней риторики со стороны Кремля. О «денацификации и демилитиризации» Украины уже почти ничего не говорится, а главный акцент делается на защите жителей ДНР и ЛНР, а также населения новых, присоединенных к РФ регионов.

Теперь уже становится ясно, что искусственное затягивание выполнения Минских соглашений Киев и его западные союзники выгодно использовали для укрепления военного потенциала Украины. Остается открытым вопрос: неужели в Москве не замечали этого, а если замечали, почему не предприняли надлежащих мер? Еще много «почему» возникает при наблюдении за перипетиями СВО, если проследить динамику изменения отношения российской общественности к СВО и сопряженных с нею процессов. Это видно в опросах общественного мнения, проведенных относительно независимыми организациями, если читать их данные между строк.

У стороннего наблюдателя не могут не возникнуть вопросы как по поводу хода СВО, так и ее информационного обеспечения. Как известно, в начале СВО российское общество выдало большой кредит доверия власти и лично президенту Владимиру Путину. Соответственно, они ждут отдачи этого доверия, которая называется одним словом «победа», и она должна быть выражена в конкретных и измеряемых результатах. Но когда граждане России слышат, что российские войска успешно отбивают атаки ВСУ, но уже давно не переходят в наступление, это может вызвать постепенную эрозию доверия и поддержки. Россия не будет исключением в этом плане. Многие государства, ведущие войны для защиты своих интересов, прошли через это и приобрели некоторый опыт.

Постоянное подчеркивание того, что Россия фактически воюет не только с Украиной, но и с блоком НATO, что в принципе недалеко от истины, служит небольшим утешением. В связи с этим возникает еще один вопрос: могла ли Россия спрогнозировать такую высокую степень вовлеченности стран НATO в украинский конфликт? Ни для кого не секрет, что возрастающая вовлеченность альянса во многом определяет ход боевых действий, которые в последние месяцы развивались далеко не в пользу России. С момента начала вооруженного конфликта западная военная помощь Украине прошла путь от Javelin до HIMARS, России пока не удается перекрыть пути этих поставок, что также порождает логичный вопрос: что мешает?

Или что помешало России не допустить приезда президента Украины Зеленского в Херсон, ставший уже российской территорией, согласно Конституции РФ, и беспрепятственно совершить там широко разрекламированную церемонию восстановления юрисдикции Украины? Трудно поверить, что у России не было сил и средств помешать этому.

Создается впечатление, что в ходе СВО и связанных с ней процессов Россия как бы разрывается между «нужно» и «можно». Это касается и Херсона, и зерновой сделки, и других вопросов, которые уже откровенно и критически обсуждаются в российской экспертной среде. И можно согласиться с мнением, что на данном этапе Россия интенсивно занята приведением политических целей СВО в соответствие со своими реальными военными, экономическими возможностями, а также с международной конъюнктурой, которую Москва просто не в состоянии игнорировать. Наблюдая за постоянно меняющейся динамикой военного конфликта на Украине, с учетом всех его составляющих, пока трудно сказать, что Россия могла бы выдать за победу и общество приняло бы это.

В прогнозах об исходе конфликта на Украине и его влиянии на международную архитектуру безопасности недостатка нет. Конфликт вызывает волновые эффекты, которые в ближайшие годы будут отражаться далеко за пределами Украины, затрагивая проблемные области и регионы, где США и Европа просто вынуждены сотрудничать с Москвой. Вряд ли стоит их разбирать, потому что еще много неясностей с положением дел на фронте, и неизвестно, на чью сторону склонится чаша весов. Как уже отмечалось выше, стороны конфликта пока не думают о мире. Общеизвестно, что жесткое поведение одной стороны очерчивает жесткие рамки поведения другой, особенно когда обе стороны считают, что могут победить.

Есть еще один критический фактор этого конфликта – положение дел на постсоветском пространстве, которое Россия традиционно считает сферой своего влияния и жизненных интересов. Не секрет, что сегодня внимание государств евразийского и т. н. постсоветского пространства особенно активно приковано к конфликту на Украине. Нетрудно заметить и то, что каждое государство старается обезопасить себя и минимизировать возможный ущерб. Например, Молдавия, на фоне ее антироссийских шагов и получения статуса кандидата в члены ЕС, пока не спешит покинуть СНГ. Грузия, у которой отсутствуют дипломатические отношения с Россией после августовской войны 2008 года, проводит подчеркнутую осторожно-прагматичную политику в отношении России и Украины, часто вызывая нарекания западных партнеров в свой адрес. Грузинское руководство отказалось открыть «второй фронт» против России на Южном Кавказе, несмотря на прямые и завуалированные призывы от Киева и его западных союзников.

Одно из последствий конфликта на Украине, признаки которого уже сейчас прослеживаются, – это угроза вдохновляемым Россией интеграционным проектам на евразийском пространстве. Неудача Москвы на Украине может привести к серьезному ослаблению российских позиций на этом пространстве со всеми вытекающими последствиями. Не исключена перспектива усиления на этом пространстве позиций Украины, которая в случае успеха при содействии Запада может явиться в роли нового «смотрящего». Кстати, высказывания отдельных высокопоставленных членов команды Зеленского показывают, что такие амбиции у Киева есть.

Сегодня против России задействован мощный военно-политический и финансово-экономический потенциал всего североатлантического сообщества. До прямого вмешательства, как говорится, рукой подать, если конфликт пойдет по нарастающей. К сожалению, многое, если не всё, говорит в пользу такого сценария. Исходя из всего вышесказанного, России отступать просто некуда.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4624
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика