В Бухаре с 28 ноября идет судебный процесс над организаторами и участниками протестов в Каракалпакстане 1-2 июля с.г. Обвиняемым, а их 22 человека, грозят уголовные наказания 20 лет лишения свободы. Процесс, как и обещал ранее глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев, публичен: обеспечены видеотрансляции.
Напомним, что тревожные события в Каракалпакстане удалось локализовать именно благодаря личному вмешательству президента Узбекистана. Тогда он с гневом справедливо заявил о причастности «враждебных иностранных сил», которые долго готовили это сепаратистское выступление. Интересно, поднимется ли сейчас эта тема и что скажет следствие об иностранном вмешательстве?
Первые признаки указывают, что данный вопрос будет замят. Ведь тот самый внешний фактор опять активизировался. Ещё в ноябре с.г. НПО Human Rights Watch выпустила доклад с обвинениями узбекских силовиков в превышении полномочий. Напрямую намекали на «объективность расследования» каракалпакских событий и американские «друзья», например, заместитель госсекретаря США Дональд Лу в ходе недавнего визита в Ташкент. А 29 ноября выстрелил угрозой американский посол Джонатан Хеник: мол, посольство возмущено отсутствием на скамье подсудимых узбекских силовиков, подавлявших мятеж.
Вывод прост: США продолжают оказывать давление на узбекское руководство и никогда не дадут вскрыть истинных причастных к беспорядкам в Каракалпакстане. Пусть отбывают наказание стрелочники-исполнители.
Жаль, что Ташкент под угрозой санкций вынужден с этим мириться и, как и в отношении казахских событий января нынешнего года, внешние силы так и останутся неназванными. А очередные уступки Дяде Сэму не спасут от агрессивных американских планов по разжиганию нестабильности в Узбекистане и Центральной Азии.
Наш корр.