Западные антироссийские санкции оказались не только малоэффективными, что не стало неожиданностью для экспертов (в отличие от пропагандистов). Они также стали весьма болезненными для замахнувшихся на Россию экономической дубиной.
Проблема отсутствия желаемого Западом результата в вопросе дискриминации российских компаний на мировом рынке удобрений состоит вовсе не в угрозе пресловутого глобального продовольственного кризиса. Масштаб угрозы сильно преувеличен. И на сей раз она затронет страны, которые традиционно не обходятся без внешней помощи в решении продовольственных проблем.
Особенность нынешней ситуации заключается в том, что Евросоюз столкнулся с угрозой резкого снижения уровня жизни из-за цен на продукты питания. Благополучие европейских аграриев во многом зиждилось на доступе к недорогим российским удобрениям – калийным и азотным.
Доступом к другим российским минеральным продуктам во многом объяснялось и благополучие европейской индустрии. Её сейчас активно переманивают США, обещая всевозможные блага, льготы и, главное, доступ к более выгодным энергоносителям плюс ёмким рынкам с хорошим платежеспособным спросом.
Брюссель неохотно комментирует эти проблемы, пытаясь делать хорошую мину при плохой игре. О том, что она действительно плохая, свидетельствуют скупые сообщения о переговорах лидеров ЕС с администрацией «хромой утки» Дж. Байдена.
Об этом же свидетельствует и внезапное решение западноевропейских лидеров пересмотреть дискриминационные меры в отношении России. На днях Financial Times со ссылкой на документы и свои источники сообщила, что Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Бельгия и Португалия желают вывести из-под санкций российские удобрения.
Обращает на себя внимание не только сохраняющийся раскол ЕС с неоспоримым лидерством пресловутой Старой Европы. Также симптоматично традиционное особое мнение Венгрии, проявившееся ныне в вопросе антироссийских санкций, а до этого – в ряде других вызовов, например миграционного.
Формально западноевропейская шестёрка предлагает Брюсселю пересмотреть формат санкционного давления на Москву. В цитируемом FT документе указано основание – чтобы устранить фактор «критики санкций, фактически препятствующих торговле продовольствием и удобрениями».
Авторы меморандума указали на излишнюю жёсткость санкционного давления на Россию по сравнению с США и Британией, недавно покинувшей Евросоюз. Официальный Киев стремится в этот самый Евросоюз любой ценой. Частью этой цены является нынешний конфликт, ставший формальным предлогом для антироссийских санкций.
Фактически западноевропейские лидеры уже приняли решение, которое Брюсселю надлежит лишь формализовать. Решение будет органично вписано в пресловутую «зерновую сделку», которая выполняется только в отношении украинского зерна.
В своём меморандуме Макрон, Шольц и другие представители «брюссельского райкома» намеренно увязали зерно и удобрения. Они подчеркнули, что нынешняя юридическая коллизия «противоречит общей политике ЕС в сфере продовольственной безопасности».
Западноевропейские лидеры также указали на необходимость совершенствования механизмов торговли и транзита применительно к сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Из контекста следует, что дискриминационные меры в отношении России подлежат ослаблению.
Источник американского издания отметил: «Если третьи страны хотят покупать российские удобрения, то нет запрещающих это санкций ЕС. Фактически российский экспорт удобрений в третьи страны не снизился».
Такое признание дорогого стоит. Оно особенно болезненно для Вашингтона, который неоднократно грозил Москве «адскими санкциями», обещал «порвать в клочья» экономику России.
Не исключено, что послабления коснутся и белорусского экспорта калийных удобрений. Санкции в отношении официального Минска были разработаны после брутальной президентской кампании 2020 года. По её итогам ЕС, США и их сателлиты не признали президентом Александра Лукашенко.
Удобрения из Белоруссии, заблокированные Евросоюзом и Украиной, сейчас экспортируются через Россию. Эта статья внешней торговли чрезвычайно важна для Минска, решившегося даже специально для перевалки своего хлоркалия строить в России новый порт или «причал», как выразился А. Лукашенко. Наиболее вероятное место инвестиций – Мурманская область. Формально не дезавуированы заявления о вложениях в терминалы области Ленинградской.
На долю России и Белоруссии приходится около трети мирового рынка калийных удобрений. Блокируя такой экспорт из Союзного государства, западные учителя демократии снова создают угрозу голода в своих бывших колониях.
Голод же, как писал ещё Питирим Сорокин, является мощным движителем социально-политических трансформаций. Далеко не всегда они заканчиваются расцветом демократии и идеалов либерализма. Наглядных примеров предостаточно, из наиболее ярких и относительно недавних европейских – приход к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии.
Неонацистский триумф на Украине, а до этого в Прибалтике и по всей Восточной Европе, очевидно, во многом обязан политике западных государств. Как и век назад, они готовы на позор и сделки с «коричневыми», чтобы сдержать своих даже умеренных левых и оседлать любимую лошадку русофобии.
Заблокированный в европейских портах почти полумиллион тонн российских удобрений, в том числе для африканских стран, – очередное свидетельство лицемерия «коллективного Запада». Этому предшествовала бурная пропагандистская кампания подготовки «зерновой сделки», по итогам которой лишь мизерная часть украинского зерна отправилась в страны третьего мира.
В истории с калийными и азотными удобрениями прослеживается то же лицемерие, плохо скрывающее эгоистичные интересы западных правительств. Им необходимо стабилизировать свои продовольственные рынки, удовлетворить запросы своих аграриев и обуздать инфляцию.
Поэтому сейчас западноевропейские политики ищут лазейки в своих восьми пакетах антироссийских санкций и лихорадочно перерабатывают девятый. Они пытаются распутать гордиев узел ими же созданных проблем – от прямых запретов до туманно сформулированных ограничений на страхование и финансирование торговых сделок с российским бизнесом. По факту получается не очень удачно, и свидетельство того – заторы торговых судов у берегов Турции, в европейских гаванях и портах.
ООН пытается изображать оптимизм, периодически сообщая то о «прорыве», то о «прогрессе» в решении проблемы поставок сотен тысяч тонн удобрений российского производства, заблокированных в портах ЕС. Проблема именно в российском происхождении удобрений, которые уже куплены компаниями третьих стран. Эти грузы формально уже не имеют отношения к России, являясь даром правительства РФ и российского лидера в их производстве - «Уралхима». Они способны кратно увеличить урожайность в беднейших странах мира.
«Эти удобрения крайне важны для предотвращения глобального продовольственного кризиса в мире», - констатируют в ООН.
Генсек ООН Антониу Гутерриш, генсек ЮНКТАД Ребека Гринспан и многие другие обсуждают с Владимиром Зеленским практические вопросы разблокировки российского экспорта удобрений, включая аммиакопровод «Тольятти–Одесса». Политики делают много успокоительных заверений. Однако эксперты на основе статистики прогнозируют падение российского экспорта в 2022 году на 5-17%. Минпромторг рассчитывает на минус 10% объёмов при сохранении доходности из-за роста цен.
Владимир Путин 23 ноября предметно обсудил проблему с членом бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, председателем комиссии РСПП по производству и рынку минеральных удобрений, владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным. Выяснилось, что Латвия в этой истории фактически объявила правовой дефолт. Подтвердилась безответственность киевского режима.
Мазепин порадовал сообщением о строительстве порта в Тамани для перевалки аммиака. С его запуском в 2023 году Россия уйдёт от зависимости такого экспорта через Прибалтику. Впрочем, есть и другое решение этой проблемы. А в целом Россия успешно отражает санкционные атаки и «вашингтонского обкома», и «брюссельского райкома».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram