Одной из наиболее характерных черт нынешней проевропейской власти в Молдове в лице президента Майи Санду и партии PAS, которую она возглавляла до своего избрания на высший государственный пост, является то, что практически всю свою каденцию нынешние депутаты парламента и министры правительства работают в условиях ЧП – чрезвычайного положения, которое постоянно продлевается.
Первоначально, чрезвычайное положение было объявлено в Молдове в связи с пандемией коронавируса, впоследствии – в связи с тяжелой энергетической ситуацией в Молдове, а позже, с началом Специальной военной операции России на территории Украины молдавская власть получила повод не только ввести режим ЧП, но и многократно продлевать его.
Что же стало причиной того, что нынешние «евроинтеграторы» так цепляются за эту законодательную норму? А дело в том, что молдавское законодательство дает власти целый ряд дополнительных рычагов, облегчающих не столько управление страной, сколько возможность удержать власть и оказать серьезное давление на оппозицию. Например, при режиме ЧП власти, кроме принятия достаточно длинного перечня самых разных мер, имеют право:
- ввести специальный режим въезда и выезда в/из страны,
- установить особый режим использования воздушного пространства,
- установить специальный режим передвижения по Молдове,
- экстрадировать людей, чье присутствие может быть опасным для безопасности страны,
- устанавливать специальный режим работы для экономических агентов и госучреждений,
- запрещать собрания и манифестации,
- координировать работу СМИ, чтобы «правильно» информировать население и бороться с фейковыми новостями,
- вводить запрет на увольнение сотрудников,
- изменять процедуры отставки руководства экономических агентов и госучреждений,
- получать и управлять внешней помощью на время ЧП.
И надо сказать, что М. Санду и ее партия использовали эти возможности «на полную катушку». Власти РМ запретили прямое воздушное сообщение с Российской Федерацией, несмотря на то что в России сегодня, по разным оценкам, проживают и работают почти полмиллиона молдавских граждан, а их денежные переводы в Молдову составляют значительную часть валютных поступлений в страну. Теперь, после прекращения железнодорожного сообщения с Россией, граждане Молдовы вынуждены или ехать автобусом через 7 европейских стран в течение 4 суток, или лететь самолетом с пересадкой в Ереване или Стамбуле, что дороже в 5-10 раз, чем прямой рейс из Кишинёва до Москвы.
Еще одним следствием введения режима ЧП в Молдове стало фактически введение цензуры в местных СМИ. Так, например, были запрещены не только российские новостные и информационно-аналитические передачи и ссылки на них, но и вообще любое упоминание российской стороны в позитивном контексте. В то же самое время молдавские провластные СМИ при освещении происходящего на Украине открыто приняли сторону официального Киева.
В условиях катастрофического положения в экономике, вызванного абсолютно некомпетентным руководством представителей PAS в правительстве и других государственных структурах, в Молдове возник значительный протестный потенциал, который вылился в регулярные митинги и акции населения. Пользуясь объявленным ЧП, власти ограничили время проведения таких протестных митингов, а также строго регламентировали их исключительно по выходным дням и по месту проведения акций.
Постоянные продления режима ЧП в стране вызвали острую негативную реакцию со стороны оппозиционных партий, как парламентских, так и тех, которые не смогли по итогам последних выборов получить депутатские мандаты. Однако, учитывая то, что партия PAS обладает устойчивым парламентским большинством – 63 мандата из 101, любые парламентские методы борьбы обречены на поражение.
Еще в июне депутаты Партии социалистов оспорили в Конституционном суде решение о продлении в Молдове режима чрезвычайного положения на 45 дней. Социалисты мотивировали свое обращение в КС тем, что оно нарушает права граждан, позволяет правительству «распоряжаться публичными деньгами, как ему вздумается». Однако Конституционный суд, в котором «правят бал» ставленники Санду, отверг аргументы оппозиции и ожидаемо принял сторону власти.
Экс-премьер-министр Ион Кику также не раз подвергал критике продления чрезвычайного положения, отмечая, что оно выходит за рамки полномочий комиссии по ЧП. "Чтобы Спыну и банда могли брать миллиарды из бюджета, даже формально не идя в парламент, правительство продлит режим чрезвычайного положения еще на 60 дней.
Напоминаю членам КЧС, что ваши законодательные решения выходят за рамки полномочий Комиссии и мешают деятельности законодательной власти. Это уголовное нарушение", - отмечал Кику в социальной сети.
«ЧП для молдавских правителей привлекательно по многим соображениям. Придает Молдове перед считающимся мирным, но воюющим сейчас с Россией военным блоком НАТО статус (с соответствующим лоском) непреклонного борца за свободу Украины. Дает возможность режиму Майи Санду хватать граждан за мягкое место, когда они слишком рьяно выступают за свои гражданские свободы», - считает известный молдавский журналист Валерий Реницэ.
Многие эксперты в области юриспруденции высказывают мнение, что власти уделяют недостаточное внимание внутренней повестке, оправдывая все процессы войной. И учитывая катастрофическую ситуацию в стране и падение рейтинга власти, продление ЧП является очень удобным инструментом для контроля над внутриполитической ситуацией.
«Потому что, когда идет война, не имеет значения ни рост цен, ни другие социальные проблемы. Когда у тебя есть внешний враг, легче оправдывать проблемы. В Украине, где идет война, цены ниже. Молдаване едут в Украину во время войны за покупками», - эксперт по конституционному праву Теодор Кырнац.
На сегодняшний день, учитывая расклад политических сил в парламенте, правящая партия PAS способна еще не раз продлевать режим ЧП. Оппозиционные силы не могут путем голосования в парламенте противостоять этому. Тем не менее мириться с этим оппозиция не собирается.
Исполнительный секретарь Партии социалистов, вице-спикер парламента Влад Батрынча заявил, что у ПСРМ много вопросов по поводу принимаемых в рамках чрезвычайного положения решений, в особенности насчёт использования государственных средств. «У нас функциональное государство, а продлевать без конца режим чрезвычайного положения невозможно. Мы должны работать в обычном режиме, соблюдать процедуры, не забывать, что парламент существует. Также нужно соблюдать права и свободы граждан, а этот режим их нарушает. У власти есть все рычаги, она должна использовать их и нести ответственность за всё, что происходит в стране. А комиссия по чрезвычайным ситуациям работает нетранспарентно, принимает противозаконные решения, и это очень опасно», – сказал он.
Пока не очень понятно, за счет каких шагов оппозиция сможет добиться прекращения постоянных продлений ЧП. Все решения, принимаемые нынешней проевропейской властью, по сути, диктуются или иностранными советниками, которые сегодня имеют свои кабинеты в каждом госучреждении Молдовы вплоть до администрации президента Санду, или западными дипломатами, аккредитованными в Кишинёве.
Сегодня, оглядываясь на те катастрофические перемены, которые произошли в Молдове за последние два года, уже с полным основанием можно утверждать, что сам приход во власть Санду и К° по своей сути является чрезвычайным положением, которое вполне можно сравнивать по своему негативному эффекту с пандемией или даже войной.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram