Белоруссия и страны Евросоюза на протяжении многих десятилетий пытались тем или иным образом решить существовавшие с середины 1990-х годов проблемы как политического, так и экономического характера. Однако события 2020 года, когда Запад поддержал попытку государственного переворота в республике, а затем занял позицию противников Александра Лукашенко, привели к постепенному сворачиванию двустороннего сотрудничества, которое практически прекратилось с началом российской специальной военной операции (СВО) на Украине.
Развернувшееся противостояние не могло не затронуть и одну из важнейших сторон отношений между Белоруссией и Евросоюзом – сферу транспорта и транзитных грузоперевозок. За последние месяцы проблема настолько ухудшилась, что сегодня грозит настоящим транспортным коллапсом на границе, за которым может последовать полная остановка потока грузов, идущих как в направлении ЕС, так и на Восток. Только в первом полугодии транзит китайских товаров в Европу по железной дороге через Белоруссию сократился на 25,7%, а в обратном направлении – на 35%. Еще хуже обстоят дела с автомобильными перевозками, где главной причиной возникших вопросов является явно антибелорусская позиция ЕС.
Известно, что проблемы на белорусской границе с ЕС были давно. Именно через Белоруссию проходит основной коридор из Азии в Европу и в обратном направлении. Поэтому автоперевозчики всегда оказывались одними из первых, кто попадал в заложники возникавших проблем между Минском и странами Евросоюза. Километровые очереди из фур в обоих направлениях на границе Белоруссии и ЕС уже давно никого не удивляли, однако стороны всегда пытались найти определенные возможности для их устранения. Все изменилось после 24 февраля, когда Польша, Литва и Латвия выступили за введение всеобъемлющих санкций против Белоруссии и России, затронувших и сферу транспортной логистики.
В частности, в рамках пятого пакета санкций с 8 апреля в ЕС перестали пропускать белорусский и российский грузовой автотранспорт. В ответ официальный Минск уже 16 апреля ввел свои меры, запретив «перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Белоруссию автомобилей (и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе». Тогда многим казалось, что проблема будет носить временный характер, тем более что ЕС не пошел по пути полной транспортной блокады Белоруссии и РФ, разрешив ввозить на свою территорию гуманитарные грузы, продукты питания, лекарства, цветные металлы, топливо и удобрение. Именно поэтому в Минске и было принято довольно нестандартное решение, которое через полгода воплотили в жизнь и в России. Белорусские власти не пошли на полное закрытие границы, а разрешили перемещение по территории республики грузовых автомобилей и тягачей ЕС «до установленных мест проведения перегрузки и перецепки», что должно было «способствовать восстановлению потерь транспортной работы белорусских перевозчиков и переориентации их на рынок международных перевозок ЕАЭС и азиатского региона».
В частности, европейским грузовикам разрешили пересекать белорусскую границу и следовать в специально установленные места для осуществления перецепки. При этом сделать это можно было изначально только в транспортно-логистических центрах, расположенных у пограничных переходов. Позже, в связи с взаимным потоком автотранспорта из ЕС и стран ЕАЭС, было решено организовать дополнительные места, где можно было проводить необходимые грузовые операции, а Министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии с октября разрешило автомобильным перевозчикам из стран ЕС ездить по территории республики до пунктов перецепки, но за дополнительную плату - около 190 евро.
Все эти решения официального Минска, по сути, сохранили транспортное сообщение межу Белоруссией и ЕС, но создали дополнительные проблемы на границе, где теперь перед пунктом пропуска появились уже две очереди: одна – на выезд из республики, где стоят европейские перевозчики, и вторая – на перецепку, преимущественно из российских и белорусских грузовиков. При этом не изменило ситуацию даже то, что санкции заставили российскую и белорусскую логистику переориентироваться с европейского на другие направления – Китай, Турцию, Иран и т. п.
Если обратиться к статистике, то становится очевидно, что, несмотря на санкции, на границе Белоруссии и ЕС кардинального уменьшения очередей фур по сравнению с прошлым годом не произошло: в определенные дни они составляют на белорусской стороне от 1,5 до 6 тыс. машин. Однако ранее основными причинами простоя были технические проблемы, различные реконструкции погранпереходов, а в 2021 году – миграционный кризис и закрытие в связи с этим Польшей пункта пропуска «Брузги/Кузница Белостоцкая», который не работает и по сей день.
Сегодня же главной проблемой стало нежелание литовских, латвийских и польских пограничных и таможенных служб выполнять взятые на себя обязательства. В белорусском Государственном пограничном комитете неоднократно отмечали, что их европейские коллеги намеренно работают медленно, прикрываясь вопросами необходимой дополнительной проверки грузов и недостаточного количества персонала. В частности, как заявляли ранее в таможенной службе Литвы, их страна всячески борется с попытками обойти антибелорусские и антироссийские санкции, усиливая проверки и разворачивая назад тысячи грузовиков с санкционной продукцией в обоих направлениях.
Подобная политика европейских стран стала причиной того, что за день границу удается пройти лишь от 20 до 50% грузовых машин, которые могли бы это сделать по нормам пропускной способности переходов.
Не меняет отношения к ситуации даже тот факт, что претензии к таможенным и пограничным службам ЕС все чаще стали предъявлять и европейские перевозчики. Например, 8 декабря в Польше возле пункта пропуска «Кукурыки» («Козловичи» в Белоруссии) прошла акция протеста местных транспортников, требовавших, в том числе, сократить очереди и ускорить работу.
Нынешняя ситуация на границе с ЕС вызывает трудности не только для самой Белоруссии, но и для ее отношений со странами ЕАЭС, в первую очередь Россией. Свидетельством этому может служить проблема транзита по территории республики лекарственных средств. В частности, ранее власти РБ разрешили проезд через страну европейских грузовиков, которые доставляют готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, но при условии, что они должны быть включены в Госреестр республики или Евразийского союза. Это привело к тому, что часть лекарств перестала попадать в РФ, что вызвало серьезную обеспокоенность среди фармацевтических компаний, которые были вынуждены обратиться к Совету Федерации с просьбой приложить усилия для урегулирования этой проблемы. В результате белорусским властям пришлось скорректировать списки и с 7 декабря разрешить транзит по территории страны лекарств, которые включены в Государственный реестр лекарственных средств РФ. Подобных тонкостей и нюансов в ситуации с пересечением белорусской границы и транзита товаров в настоящее время множество, а путей решения возникающих вопросов больше не становится.
Проблема в данном случае заключается в том, что в Минске, вводя ответные меры на европейские санкции, изначально рассчитывали на их временный характер, надеясь на благоразумие западных партнеров. Поэтому и запрет на передвижение по территории Белоруссии европейских грузовиков не был полным – в качестве исключения, помимо лекарств и медицинские препаратов, по Белоруссии можно перевозить почтовые отправления, живых животных, а также гуманитарные грузы. Однако в ЕС никак не восприняли данный жест Минска, поставив политические вопросы выше экономических.
Именно поэтому на пунктах перехода пограничные службы Польши, Литвы и Латвии перестали работать в надлежащем объеме, используя любой повод для того, чтобы если не заблокировать грузы с территории Белоруссии, то как минимум затруднить их прохождение с целью отбить у перевозчиков саму мысль работы на восточном направлении. Никакой экономической целесообразности в происходящем нет, что только подтверждает тезис о том, что сегодня в Евросоюзе русофобия стала главным мерилом всех вещей, и до тех пор, пока она не перекатится, очереди на границах будут только расти.
С учетом такой перспективы транспортный коллапс может привести к тому, что сухопутное сообщение между Востоком и Западом через Белоруссию остановится, и только после того, как последствия этого ударят по каждому в Польше или странах Прибалтики, можно будет рассчитывать на просветление в головах властей этих стран. К сожалению, сегодня такой вариант выглядит самым вероятным и никак не зависит от позиции и действий ни России, ни Белоруссии.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
____________________________
Фото: https://www.belta.by/