В предыдущие годы железнодорожная отрасль была одной из самых важнейших в Эстонии – она получали баснословные доходы за счет транзита. По мере ухудшения их отношений с Россией эстонцы сами же целенаправленно начали рвать транспортные связи, и «наградой» их усилиям стали гигантские убытки. Однако они продолжают это делать: ведь как внушают своему населению эстонские идеологи, лучше голодать, чем брать от Москвы её «кровавые деньги».
Растущие убытки
В сентябре госпредприятие «Эстонские железные дороги» (Eesti Raudtee) сообщило, что из-за геополитических сдвигов 2022 года не получит около 20 млн евро. Государство выделило на частичное покрытие этой потери 12 млн евро. Председатель правления Eesti Raudtee Кайдо Циммерманн напоминает, что в прошлом году у руководимой им компании был дефицит в размере 16,4 млн евро. А на следующий год он прогнозирует дефицит в размере 25 млн евро. Впрочем, по словам Циммерманна, пока что «железный занавес», воздвигаемый на границе Эстонии с Россией, ещё не абсолютный. «К нам поступают какие-то химикаты, которые до сих пор разрешены для использования на наших заводах, и какие-то металлические компоненты. Так что какие-то товары просачиваются – часть из России, часть из Казахстана и Узбекистана», – пояснил глава Eesti Raudtee.
Он добавил, что немного выросли внутренние грузовые перевозки – в основном за счёт местного сланца, роль которого в производстве электроэнергии после потери энергоносителей из России резко возросла. Кроме того, один поезд компании раз в неделю перевозит древесную щепу, которая в смеси с горючим сланцем используется для производства электроэнергии. «И поезда, которые Operail перевозит между Мууга и Тарту, ходят регулярно – снижения вроде нет, а есть даже небольшой прирост. Кроме того, мы ещё пробовали перевозить зерно между некоторыми станциями. Так что надеемся, что мы сможем перевозить ещё и такие грузы внутри Эстонии», – сказал железнодорожный начальник.
На днях правительство Эстонии утвердило свои требования к принадлежащей государству железнодорожной компании Operail. У данного предприятия до недавнего времени основными направлениями деятельности были грузоперевозки, ремонт и строительство подвижного состава, а также сдача его в аренду. В соответствии с приказом, который накануне подписала министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут (рядовые эстонцы винят ее в том, что она согласилась с тем, что терминал сжиженного природного газа, которые оба государства приобретали вскладчину, будет стоять у финского берега), эстонское государство ставит сейчас перед своей компанией шесть основных целей. Основная поставленная перед Operail задача – «заниматься прибыльной и эффективной экономической деятельностью». Но как именно предлагается этого добиваться?
А вот как. Руководству предприятия поручено «оценить этичность коммерческих отношений компании с Россией и Беларусью и отказаться от таких деловых отношений (при необходимости постепенно), заменив их новыми направлениями бизнеса». Также Operail велено «прекратить с 1 января 2023 года перевозку товаров, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь». К слову, незадолго перед тем финское телерадиовещание Yle сообщило, что финская «дочка» эстонского Operail планирует начать в Финляндии перевозки никеля, производимого находящимся в городе Харьявалта заводом, принадлежащим российской компании «Норильский никель». Раньше этот груз перевозился поездами финской госкомпании VR, однако весной она решила прекратить сотрудничество с россиянами. Контракт пытались перехватить эстонцы. Ведь убыток Operail за девять месяцев этого года составил 3,5 млн евро – и для неё этот контракт был бы очень кстати. Однако на компанию как из рога изобилия посыпались обвинения в пособничестве «государству-агрессору». В условиях современной Эстонии это очень тяжёлое обвинение, чреватое подозрением в измене.
Никакого сотрудничества с россиянами!
В Operail в свое оправдание пояснили, что никель не находится, мол, под санкциями, однако это не убедило эстонских и финских национальных патриотов. В частности, предприятие подверглось жесточайшей критике со стороны эстонского министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу. «Да, этот бизнес разрешён с юридической точки зрения. Но вопрос в том, является ли этот бизнес морально приемлемым для компании, принадлежащей налогоплательщикам Эстонской Республики? В этом отношении я бы остался на однозначно отрицательной позиции», – жёстко подчеркнул Рейнсалу.
Он добавил, что «ожидания собственника, подписанные весной предыдущим министром экономики и инфраструктуры Таави Аасом (правительство в Эстонии минувшим летом сменилось. – Р.Е.), обязывают Operail прекратить деловые отношения с Россией». Правление Operail ответило в пресс-релизе, что государственная компания не может принимать «экономически вредные решения» и что она «не нарушала официальные формулировки ожиданий собственника, составленные весной 2022 года».
По словам же Рийны Сиккут «правительство и Operail по-разному интерпретируют это задание». Сиккут пояснила: «Позиция правительства не изменилась – даже в ситуации, когда сменились министры. Директива правительства ясная, и государственная компания не должна перевозить грузы российского происхождения. При необходимости я дам письменное подтверждение».
Для полноты картины необходимо иметь в виду, что за этот год объём грузоперевозок Operail уже сократился вдвое, а если компания перестанет перевозить все грузы российского происхождения, то он может упасть ещё на 65−70%. «Затраты на содержание железной дороги только растут. Если их распределить на оставшиеся маленькие объемы грузоперевозок, то размер этих затрат станет настолько большим, что фактически не будет смысла перевозить грузы по железной дороге», – предупреждает председатель правления Operail Рауль Тоомсалу.
Однако Сиккут ничтоже сумняшеся утверждает, что у неё есть план, как спасти железную дорогу. Предлагается переместить на неё грузы, перевозимые в настоящее время автомобилями. «С учетом стратегической необходимости сократить атмосферные выбросы в транспортном секторе для выполнения "зелёного курса", нет другого способа сделать это, кроме перемещения и грузов, и пассажиров с автомобильных дорог на железные. В то же время в настоящее время тарифы на грузоперевозку автомобильным транспортом не такие, как на железнодорожном транспорте. Я думаю, что принципы формирования сборов за пользование инфраструктурой нужно пересмотреть», – сказала министр. Свой план по поводу будущего Operail, потерявшей большую часть своего бизнеса, Сиккут обещает представить в январе.
В самой же компании планируют получить хоть какую-то выручку за счёт распродажи вагонов. Operail уже продала часть своих вагонов, находившихся на Украине. В дальнейшем компания планирует до конца года успеть продать все свои вагоны, которые она сдает в аренду на Украине, в Казахстане, Монголии и Узбекистане, а также дочернюю компанию, работающую в Финляндии. «С продажей арендного бизнеса ситуация такова, что первая сделка заключена, деньги тоже уже поступили. Это касалось меньшей части вагонов в Украине. В ближайшее время мы хотим заключить сделку по продаже всех вагонов, оставшихся в Украине. Затем останутся вагоны, в основном находящиеся в Казахстане, Монголии и Узбекистане. Так что мы надеемся выйти и из этого бизнеса к концу года», – сказал исполнительный директор Operail Рауль Тоомсалу. На всякий случай, он особо подчеркнул, что Operail больше не ведет бизнес с российскими компаниями.
Рост количества безработных неизбежен
Другой эстонский железнодорожный концерн Skinest Rail в течение этого года распродал 6857 принадлежавших ему цистерн, предназначенных для перевозки жидкого топлива. Ранее в них клиенты предприятия перевозили нефтепродукты, в том числе по территории Российской Федерации. «В нашем парке вагонов осталась примерно тысяча цистерн, которые мы сдаем в аренду предприятиям стран Балтии, Украины и Казахстана. В России наши цистерны больше не ездят», – заявил член правления Skinest Grupp Сергей Яковлев. По его словам, речь идет о «стратегическом решении» – отказаться от важнейшего некогда российского рынка. Он, конечно, не стал пояснять, что у предприятия не было другого выхода – если бы она не приняло своего «стратегического решения», то ему просто не дали бы никакой жизни…
По словам председателя профсоюза железнодорожников Эстонии Олега Чубарова, работникам отрасли стоит готовиться к массовым сокращениям. «В Operail работу потеряют 600 человек. Так как компания платит за инфраструктуру, то в случае прекращения её деятельности и эстонская железная дорога потеряет рабочие места», – предупредил Чубаров.
«Весной перевозили грузы, которые не попали под санкции, но их становилось всё меньше и меньше. Если раньше было два поезда в сутки, то сейчас бывает, что в сутки ни одного поезда. Это говорит о том, что ситуация изменилась катастрофически», – жалуется профсоюзник.
Глава профсоюза железнодорожников считает, что эстонские политики с их громкими заявлениями об отказе от любых экономических связей с Россией просто не понимают всех проблем, которые обрушатся на государство. «Они не обсуждают, для кого санкции будут хуже: для нас или для России. Чтобы понять, как работают предприятия и что происходит в бизнесе, нужно об этом говорить. Но политики принимают решения, не задумываясь о последствиях для эстонцев», – считает Олег Чубаров. Но что эстонским правящим политикам соображения какого-то русскоязычного профсоюзника?
Сложность ситуации признаёт и эстонский министр здоровья и труда Пеэп Петерсон. «Конечно, в очень тяжелом положении находится железная дорога. Она перестраивается под грузовые потоки "север-юг " и внутренние перевозки. Тем временем, однако, доходы падают. Если мы неправильно рассчитаем также и распределение инфраструктурных расходов, то очень скоро можем оказаться в ситуации, когда наши возможности по грузовым перевозкам практически полностью ликвидируются. Это было бы серьёзной ошибкой даже с точки зрения стратегической безопасности», – говорит П. Петерсон, добавляя, что его беспокоит возможность роста безработицы. Вот только как теперь купировать её рост – в нынешних-то геополитических реалиях?
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram