Как «отцы-основатели Казахской республики» окрасили Степь в белый цвет - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.09.2024 |

Как «отцы-основатели Казахской республики» окрасили Степь в белый цвет

В начале XX столетия на политической арене в казахской степи формируется когорта так называемой алашской интеллигенции, объединившейся вокруг культа первого степного хана Алаша. Все они были выходцами из семей султанов, биев и зажиточной части казахских скотоводов и земледельцев, типичными представителями местной буржуазии, плоть от плоти разлагавшегося феодального байства, от которого их отличал один нюанс: верные защитники кочевья и всех варварских институтов феодальной старины, получив хорошее образование в России, они уже не хотели жить, как прежде, и чахнуть над своим златом: они жаждали реформ и абсолютной власти над своими сородичами. Шанс получить желаемое представился им 7 ноября 1917 года.

27 ноября 1917 года газета «Казах» – орган зарождавшегося казахского национально-буржуазного правительства «Алаш-Орда», выступавшего оппозиционной силой советской власти на территории современного Казахстана, напишет на своих полосах: «Выйдя на свободу, уголовные преступники, под флагом большевиков, увеличивают толпу бастующих… Вот все эти люди, хватаясь за полы большевиков, в конце октября заняли Петербург, арестовали министров и посадили во главе власти Ленина и Троцкого, залили кровью улицы Петербурга, бросили огонь на всю Россию».

Предотвратить «анархию» (читай: советскую власть), «угрожавшую распространиться на территории тех областей, где живут казак-киргизы», могла лишь «твердая власть». Ее взял в свои руки алашевец Алихан Букейханов, несколькими месяцами ранее, будучи в должности комиссара Временного правительства в Тургайской области, распорядившийся «свинцом встречать» пытавшихся вернуться из Китая на родину соплеменников – участников Среднеазиатского восстания 1916 года. Он же под предлогом «взаимного озлобления русского населения и киргиз (дореволюционное название казахов. – О.Б.)» лоббировал идею об экспроприации у оставшихся после восстания на местах «киргизских масс» 2,5 млн десятин плодородных земель и «изгнания их в их интересах» в малопригодные или совсем непригодные для сельского хозяйства районы.

Алихан Букейханов родился в семье султана Каркаралинского уезда Алихана Нурмухамедова, потомка казахского хана Букея, основоположника и первого правителя Букеевской орды (отсюда и фамилия Букейханов). Начальное образование получил в аульной кочевой школе, учился в русско-казахском и ремесленном училищах в Каркалары. В 1890 году окончил Омское техническое училище.

Продолжив свое образование в Санкт-Петербургском императорском Лесном институте, Букейханов попадает в криминальную сводку Департамента полиции Российской империи как «неблагонадежное лицо, стремящееся организовать беспорядки в учебных заведениях». Однако этот нелицеприятный факт не мешает ему закончить обучение и начать общественно-политическую карьеру в Омске. Он исследует различные стороны жизни Степного края, сотрудничает с российскими и казахскими изданиями, вступает в партию кадетов. В июле 1906 года избирается депутатом Государственной Думы Российской империи І созыва от казахского населения Семипалатинской области и принимается в санкт-петербургскую масонскую ложу «Полярная звезда». Отсидев в 1908 году в семипалатинской тюрьме восемь месяцев за подписание и распространение «Выборгского воззвания», призывавшего к пассивному сопротивлению властям в форме отказа от уплаты налогов, несения военной службы и т. д., он высылается в Самарскую губернию, откуда, поднаторев в политических делах, после Февральской революции 1917 года возвращается в Казахстан и создает первую казахскую партию «Алаш».

Намереваясь сплотить под своим началом расползавшиеся по степи контрреволюционные силы, в июле 1917 года алашевцы созывают I Всеказахский съезд, в ходе которого, наряду с требованием «автономии киробластей», санкционируют двоеженство (правда, отменяют калым), сохраняют шариатский суд и вводят требование обучения на родном языке в течение первых двух лет. В ходе II Тургайского съезда, состоявшегося в августе того же года, алашевская платформа для объединения контрреволюционных сил обретает более четкие очертания: желая привлечь на свою сторону исламские политические силы, съезд во главе с масоном Букейхановым, не раз заявлявшим о своем «западничестве», принимает решение «передать «женский вопрос на разрешение мусульманского духовного собрания, согласно требованиям корана и киргизских обычаев», а «во всех средних школах, где обучаются дети киргиз в количестве не менее 6, и во всех русско-туземных школах ввести преподавание исламского вероучения».

С постепенным установлением в Казахстане советской власти алашевцы спешат с организационным оформлением: сначала публикуется программа партии «Алаш», а в декабре собирается II Всеказахский съезд, на котором утверждается неприемлемость «ни с какой точки зрения» для Киргизского края советской власти и принимается решение об образовании национально-территориальной автономии Алаш-Орда «в составе областей Семипалатинской, Акмолинской, Тургайской, Уральской, Сыр-Дарьинской, Ферганской, Семиреченской, Букеевской, Ордамагышленской, уездов Закаспийской, Самаркандской областей и др.».

Лидеры партии «Алаш» – Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов (слева направо)

От официального провозглашения казахской автономии его глава Букейханов на первых порах воздерживается, опасаясь реакции возвращавшихся домой с полей Первой мировой войны вооруженных русских переселенцев, однако в случае наступления Советов решает создать свою национальную армию, содержание которой возлагает на простого казаха, обязуя его обеспечивать мобилизованных лошадьми, продуктами и перевозочными средствами. В одной из первых телеграмм официально оформившегося «правительства» за подписью Букейханова предлагается всем местным советам Алаш-Орды «снестись с (атаманом) Дутовым по получению вооружения, обмундирования и инструкторов».

Характерной чертой нового автономного образования становится, как сейчас сказали бы, многовекторность. С одной стороны, ведутся переговоры с И.В. Сталиным (как наркомом по делам национальностей) по вопросу поддержки большевиками Алаш-Орды взамен на полную лояльность. Одновременно в отношении казахов-большевиков организуется «особый киргизский суд и следственная комиссия», устанавливаются контакты с Комучем (антибольшевистское правительство, власть которого в это время распространялась на территорию Среднего Поволжья, Прикамья и Южного Урала) и Временным Сибирским правительством, в докладной записке которому алашевцы сообщают: «Пала власть насильников народа – большевиков в Сибири и прилегающих к ней степных областях. <…> В этот чрезвычайно ответственный момент единение сил необходимо, как никогда. Освободившиеся теперь от власти большевиков автономные области, безусловно, должны сплотиться в грозный час, столковаться и найти общий язык. В твердом сознании этой необходимости Всекиргизский народный совет Алаш-Орда обещает Временному Сибирскому правительству всемирную (всемерную. – О.Б.) поддержку».      Взамен Алаш-Орда требовала признать ее территориальную автономию и главенство своего правительства над всеми казахскими национальными учреждениями, а также просила оказать помощь «в создании национальной армии» и предоставить крупный финансовый заем.

Роковым для Алаш-Орды стал выбор в качестве политического союзника адмирала Колчака, в марте 1919 года развернувшего решительное наступление на Самару и Казань, а в апреле занявшего Урал и приблизившегося к Волге, сильно потеснив Красную армию. Желая продемонстрировать ему свою лояльность, члены партии «Алаш», создав видимость готовности капитулировать перед советской властью, поднимают в Тургае антисоветский мятеж и расстреливают военного комиссара Тургайского уезда красного командира Амангельды Иманова. Однако инициативу «союзника» выступавший за неделимую, великодержавную буржуазно-помещичью Россию Колчак едва ли оценил. Испытывая откровенную неприязнь к национальным движениям, он вынужден был мириться с фактом организованного выявления национальной воли казахов лишь потому, что «в условиях того времени получить что-либо с киргиз без помощи народного правительства было невозможно».

Недоверие к алашевцам росло по мере поступления агентурных данных об их двуличной политике. «Мною добыты сведения, – писал атаман Дутов Колчаку, – что Алаш-Орда и, в частности, партия Букейханова вступили в какие-то тайные сношения с большевиками, и даже предполагался в мае м[еся]це съезд киргизских представителей в Оренбурге для провозглашения независимости Алаш-Орды. <…> Смею Вам заверить, что весь киргизский народ в массе своей совершенно не думает о сепаратизме и независимости, а только небольшая кучка интеллигенции и честолюбцев – аксакалов желают власти, из-за личных, гл[авны]м обр[азом] грабительских целей…»

26 мая 1919 года атаман оренбургского казачества адресовал на имя министра внутренних дел В.Н. Пепеляева «Записку о Башкирии, Киргизской степи и Оренбургском крае», сыгравшую исключительную роль в выборе дальнейшей национальной политики белогвардейцев. Справедливо рассуждая о русофобии, исповедуемой национальной интеллигенцией национальных автономий, стремлении их к сепаратизму и восстановлению своих ханств, Дутов призывал к подчинению национальных воинских формирований Алаш-Орды русским офицерам. «Мне пришлось разоружить оба полка, – писал он. – Кроме грабежа своего населения и помощи враждующим родам, ничего эти полки не дали. Во всяком случае нужно учесть, что мы ничем не ограждены от нанесения нам ударов со стороны инородцев, и могут возникнуть большие неприятности».

В не меньшей степени, однако, казахский народ пострадал от действий белогвардейцев, летом 1919 года взявших под свой контроль территории Алаш-Орды, потеснив ее национальных лидеров и учинивших расправу над сочувствующими большевикам. «Грабежей и насилий казаков над киргизами нет языка описать, – напишет 26 декабря 1919 года лидер Кокандской автономии Мастафа Чокаев. – Все это вынудило киргиз перейти на сторону большевиков и открыть военные действия (с 27 декабря минувшего года) против казаков. Таким образом, политика адм. Колчака и его агентов на местах бросила киргиз в объятия советской власти».

В декабре 1919 года Алаш-Орда была вынуждена подчиниться большевикам. Командно-административный ресурс Алаш-Орды полностью влился в органы управления Советов. Сменилась и риторика алашевцев, сообщавших в докладной записке, адресованной Советскому правительству: «Советская власть, по мнению III съезда, была признана самой благоприятствующей организацией по национальному вопросу». И с мыслью этой трудно поспорить, хоть и прозвучала она из уст тех, кто торговал своим народом ради сохранения своей власти.

Логическая точка была поставлена 26 августа 1920 г., когда ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М.И. Калининым и В.И. Лениным декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4585
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика