Что Бишкекский саммит принес самому Киргизстану - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.04.2025 |

Что Бишкекский саммит принес самому Киргизстану

Прошедший в первой декаде декабря в Бишкеке инвестиционный саммит был посвящен обсуждению базовых экономических условий, формирование которых позволит увеличивать приток капиталовложений в Киргизстан и в целом в Центрально-Азиатский регион. В работе форума участвовало не менее 1500 экспертов и представителей бизнес-структур из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Можно сказать, основной лейтмотив всех составляющих саммита состоял в том, что, по оценке большинства его участников, во-первых, текущая геополитическая и внешнеэкономическая ситуация негативно влияет на общемировую инвестиционную конъюнктуру; во-вторых, под влиянием этих трендов инвесторы в большинстве своем предпочитают по крайней мере в регионе СНГ либо «попридержать» экспорт капиталовложений, либо вкладывать главным образом в проекты, обеспечивающие максимально быструю окупаемость (это преимущественно сырьевой сектор, сферы услуг, недвижимости). И соответственно - высокую доходность.

В связи с этим немалое число промышленных и смежных инвестпроектов, связанных с крупными вложениями и с длительными сроками окупаемости/доходности, пока уходят на второй план. Причем это является ныне общемировой тенденцией (то есть касающейся не только инвествложений в Киргизстан).

Означенные тренды были в косвенной форме подтверждены в выступлении на саммите премьер-министра Киргизстана Акылбека Жапарова. Отметив, как и глава ЕЭК Михаил Мясникович в своем выступлении, важнейшую роль инвестиций в развитии национальной и интеграционной экономики, премьер КР подчеркнул, что на площадке саммита «будут заложены новые инициативы для реализации крупных инфраструктурных и иных экономических проектов». Но при условии «сбалансированной доступности как внешних инвестиций, так и внутренних». Тем самым А. Жапаров выделил проблему именно доступности национальных и зарубежных капиталовложений для инвестпроектов.

В этой связи киргизстанский премьер акцентировал внимание на востребованности в ЕАЭС-регионе централизованных прямых инвестиций. Прежде всего, производственных и инфраструктурных. По его мнению, «на полях евразийского пространства существует необходимость создания фонда прямых инвестиций, как объединяющей системы совместных инвестиционных платформ и фондов прямых инвестиций». А. Жапаров уточнил, что именно Киргизстан инициировал создание такого фонда и работа в этом направлении ведется. То есть он фактически признал, что в рамках ЕАЭС пока не сформированы межгосударственный пул и, соответственно, механизм прямого инвестирования в значимые совместные и/или национальные инвестпроекты.

В этой связи примечательно, что основной приток иностранных капиталовложений в Киргизстан пока поступает в основном в сырьевые и смежные с ними проекты, доходность которых выгоднее инвесторам в сравнении с вложениями в перерабатывающие отрасли. А именно: как сообщил Национальный статистический комитет КР, в январе-сентябре с. г. основной объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - около 96% - направлен в предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, сферу финансового посредничества и страхования, оптовой и розничной торговли, а также информации. При этом за тот же период фактическая доля вложений в сырьевые проекты/отрасли (включая сферу именно первичной переработки сырья), по имеющимся данным, составила около 40%.

Что же касается географии привлекаемых ПИИ, наблюдается тренд в пользу увеличения этих вложений в Киргизстан из дальнего зарубежья. Ибо за первые 3 квартала с. г. объем поступления ПИИ из стран СНГ в сравнении с январем-сентябрем 2021 г. увеличился в 1,7 раза, в основном за счет их роста из России в 2,1 раза и Казахстана – на 20,8%. А объем поступления ПИИ из стран вне СНГ возрос вдвое: за счет их роста из Японии - в 13 раз, Турции - в 4 раза, Швейцарии - в 2,6 раза, КНР - в 1,6 раза. Такой тренд тоже иллюстрирует востребованность в ЕАЭС фонда прямых инвестиций, что, повторим, предлагает киргизстанский премьер.

Впрочем, насчет капиталовложений из РФ за период до 2021 г. включительно, то есть до введения Западом (в 2022-м) жестких антироссийских санкций, как и вторичных санкций против сотрудничающих с РФ стран, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей Артем Чайка высказал весьма благоприятные оценки. За период с 2010 по 2021 год объем накопленных российских инвестиций составил в странах Центральной Азии порядка 30,5 млрд долл. Отмечено также, что в центральноазиатских странах действуют более 10 тыс. совместных предприятий с российским участием, создающие 900 тыс. рабочих мест.

В ходе саммита высказывались мнения о том, что число инвестпроектов в Киргизстане растет быстрее, чем реальные объемы привлекаемых капиталовложений. Вот, скажем, оценка ситуации директором ОсОО «Алекс Сервис» Александром Пеннером: «Мы приехали на саммит в поиске инвестиций. Занимаемся переработкой люцерны. Есть четыре совместных предприятия. Многое хочется сделать. Но недостаточность доступности финансирования остается одним из основных вызовов для бизнеса, особенно для малого и среднего». А. Пеннер уточнил, что процентные ставки по кредитам «довольно высокие, а инвестиции в капитал практикуются не так широко».

Аналогичный пример: «Наша компания планирует построить парк ветряных электростанций, - отметил директор компании «ВИЭ Иссык-Куль» Асанказы Оморов. - Парк без проблем может обеспечить дешевой электроэнергией всю Иссык-Кульскую область (около трети территории страны. - Ред.). Но не хватает средств: ищем инвесторов». Нашел ли этот проект инвесторов в ходе Бишкекского саммита - нет официальной информации. А ведь это проект второй половины 2010-х.

В то же время в ходе форума Андреем Бельяниновым, главой Ассамблеи народов Евразии, Киргизстану было рекомендовано активно приступить к внешним заимствованиям, что, по мнению оратора, может частично заменить нехватку инвестиций. Не очень понятный совет. Во-первых, рост внешних заимствований, как показывает мирохозяйственная практика, отнюдь не гарантирует какой-либо «замены» инвестиций, ибо, во-первых, заимствования эти привлекаются, как правило, для сокращения дефицитов нацбюджетов или на обеспечение срочных госбюджетных расходов по социальным статьям. Во-вторых, размер киргизстанского внешнего долга и без того зашкаливает, о чем не раз и с тревогой писал «Ритм Евразии».

Внешний долг КР, по последним данным национального Минфина, ныне составляет не менее 4 млрд долл., а внутренний госдолг - примерно 1,3 млрд долл. В целом внутренняя и внешняя госзадолженность страны достигает почти 60% национального ВВП.

Впрочем, означенная рекомендация тоже косвенно подтверждает, что в киргизстанской экономике всё более востребованы прямые инвестиции.

Что касается конкретных соглашений в рамках саммита по инвестиционным проектам, развернутая/официально подтвержденная информация пока весьма ограничена. По завершении саммита местные источники лаконично сообщали, что «некоторые компании нашли потенциальных партнеров; другие как минимум достигли договоренностей о последующих встречах и переговорах по вопросу финансирования». При этом в сегменте биржи контрактов Россией, Киргизстаном. Казахстаном и Узбекистаном было представлено в целом свыше 200 инвестпроектов.

Известно, что «Кыргыз темир жолу» (национальные железные дороги), «Российский экспортный центр»» и «РЖД Интернешнл» подписали меморандум о взаимопонимании по совместной реализации проекта железной дороги Север-Юг: Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече (почти 190 км). Проект соединит железнодорожные линии на севере страны с ее южным регионом (Нарынская область). А в перспективе эта магистраль будет состыкована (в районе узбекистано-киргизской границы) с сооружаемой железной дорогой КНР-Киргизстан-Узбекистан. Финансовые параметры и конкретные сроки реализации проекта официально пока не обозначены.

 Международный финансовый центр «Астана» (Казахстан), «Специальная экономическая зона Бишкек» и «Центральноазиатская корпорация по развитию СЭЗ» (Киргизстан) договорились о совместном освоении/привлечении инвестиций в реализацию проекта по созданию международного выставочного центра, инвестиционно-финансового и IT-хаба в столичном регионе Киргизстана. Реализация проекта рассчитана на 5 лет, здесь будет создано не менее 6 тыс. рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Предварительный объем инвестиций по проекту составляет 186 млн долл.

С российскими и другими зарубежными инвесторами предварительно согласованы проекты по сооружению новых и реконструкции шести мало- и среднемощных ГЭС в Киргизстане. Эти проекты - составная часть национальной программы освоения местных гидроэнергоресурсов на основе локальных (малых) и среднемощных ГЭС.

Словом, привлечение именно прямых инвестиций в экономику Киргизстана, наряду с созданием в ЕАЭС инвестиционного фонда для прямых капиталовложений, это, пожалуй, наиболее востребованные меры для обеспечения комплексного экономического развития стран ЕАЭС в целом и Киргизстана в частности.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2024
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика