Экспертные сообщества Турции и России с воодушевлением комментируют запуск проекта создания газового хаба на турецкой территории. Россия обеспечит сбыт больших объёмов своей высоколиквидной продукции, на которую Запад пытается установить «потолок цен» – вероятно, строго по букве либерального бестселлера «Экономикс». Мощности будут загружены, продажи обещают радовать компании и госбюджет.
Турция получает доступ к огромным объёмам недорогого, экологичного, стратегически важного сырья. Важного для энергетики, химической промышленности и даже аграриев. С учётом собственных планов по разработке месторождений углеводородов Анкара решает проблему энергетической независимости и увеличивает экспортные прибыли.
Дополнительно к экономическим выгодам Анкара получает выгоды политические и прочие. Планы настолько грандиозны, что турецкие чиновники не жалеют пафоса. В начале января, как сообщило турецкое официальное информагентство «Анадолу», министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез провёл в Скопье переговоры с министром экономики Северной Македонии Крешником Бектеши и заявил, что для Турции наступает «век энергетики».
Донмез обозначил «масштабные проекты» по освоению возобновляемых источников энергии (солнца, ветра и др.), подчеркнув: «Цель Турции стать торговым энергохабом. Мы ведём переговоры со странами-поставщиками и со странами-потребителями. С обеих сторон есть позитивные подходы».
Турецкий чиновник указал на выгоды государств Балкан. Однако задолго до его речи эксперты рассматривали газовые поставки России в Турцию как альтернативный маршрут поставок в Евросоюз.
До 2022 года Москве преподали слишком много уроков, чтобы она складывала все яйца в одну корзину и даже в две. Поэтому как бы ни была выгодна наземная трубопроводная система с поставками через «надёжных» партнёров на Украине, в Польше и других странах Евросоюза и как бы ни связан был западный бизнес с огромными доходами от ниток «Северных потоков», создание газового хаба в Турции было обосновано не только экономически.
Ещё на стадии проектирования учитывались перспективы газопроводов «Голубой поток» и «Турецкий поток». Мощность первого составляет 16 млрд куб. м газа ежегодно, двух ниток второго – 31,5 млрд куб. м.
Учитывали появление турецкого энергохаба и в Софии, которая в угоду Брюсселю отказалась от выгодной схемы «Газпрома». В мае 2018 года болгарский премьер Б. Борисов в Кремле рассказывал прессе о задумке «осуществить идею по созданию газораспределительного центра, хаба».
Метаниям и словам болгарских политиков Турция противопоставила конкретные дела. В итоге Анкара и турецкие компании получили статус российских партнёров в прибыльном стратегическом проекте.
Еврокомиссия следила за реализацией этапов масштабного проекта, скупясь на официальные комментарии. Рупоры антироссийской пропаганды даже сейчас усиленно замалчивают это событие, стремясь переключить внимание на всякое мелкотемье.
Россия не скрывает и не замалчивает. Владимир Путин неоднократно обращался к теме газового хаба в Турции, указывая на перспективы сбыта в том числе и на рынке Евросоюза. Так, 19 ноября 2018 года в Стамбуле на церемонии завершения строительства морского участка газопровода «Турецкий поток» президент России в присутствии Реджепа Тайипа Эрдогана сказал: «По первой из двух ниток газопровода российский газ будет поступать на запад Турции, а по второй – транзитом через турецкую территорию может пойти в страны Южной и Юго-Восточной Европы. И это, безусловно, делает из Турции такой серьёзный европейский хаб и, без всяких сомнений, будет отражаться на геополитическом положении Турецкой Республики».
В начале октября прошлого года в Астане президент России в ходе переговоров с турецким коллегой напомнил о достигнутой чиновниками и компаниями двух стран договорённости: «Если есть заинтересованность Турции и наших возможных покупателей в других странах, могли бы рассмотреть возможность строительства ещё одной газопроводной системы и создания на территории Турции газового хаба для продаж в другие страны, в третьи страны, прежде всего, конечно, в европейские, если они в этом, разумеется, заинтересованы».
«В ходе работы этого хаба, который мы могли бы вместе создать, конечно, это была бы и площадка не только поставок, но и определения цены, потому что это очень важный вопрос, вопрос ценообразования. Сегодня эти цены заоблачные. Мы могли бы [их] спокойно регулировать на нормальном рыночном уровне без всякой политической окраски», – уточнил В. Путин.
В ходе форума «Российская энергетическая неделя» 12 октября 2022 г. российский президент сообщил: «Что касается российского газа, мы, безусловно, разместим наш товар на мировых рынках. Подтверждают свою эффективность такие проекты, как «Сила Сибири» и «Турецкий поток». У нас действует на Турцию, для внутреннего турецкого рынка, ещё и «Голубой поток». По «Турецкому потоку» транзитируется сейчас в Европу 14 миллиардов кубических метров газа. Не такой уж большой объём, но приличный».
По его мнению, потери транзитных объёмов по балтийским «Северным потокам» возможно «переместить в регион Чёрного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего природного газа в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы, – если, конечно, в этом заинтересованы наши партнёры».
Затем, 20 октября, Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил договоренность с российским лидером о создании газового хаба. При этом Эрдоган указал на перспективы поставок российского газа в Евросоюз из Турции.
Вскоре, 28 октября, за заседании клуба «Валдай» В. Путин снова обратился к этой теме и сказал: «Мы предложили сейчас создать газовый хаб на территории Турции для потребителей в Европе. Турецкая сторона согласилась – тоже, конечно, прежде всего исходя из своих собственных интересов».
11 декабря пресс-служба Кремля проинформировала о содержании переговоров президентов России и Турции: «Акцентировано особое значение совместных энергетических проектов, прежде всего в газовой отрасли. С учётом итогов недавних переговоров в Стамбуле председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера продолжен обмен мнениями по инициативе создания на территории Турции регионального газового «хаба».
Турецкое правительство и российский «Газпром» информировали о практической реализации масштабного проекта. Глава «Газпрома» Алексей Миллер 28 декабря напомнил о принятом на уровне президентов России и Турции решении о создании турецкого газового хаба и заявил, что «мы уже приступили к его практической реализации». «Газовый хаб позволит обеспечить прозрачное и справедливое ценообразование на рынке природного газа», - подчеркнул он.
Таким образом, Евросоюз будет покупать российский газ при демонстративном отказе от него. В начале января турецкий министр энергетики и природных ресурсов Фатих Донмез заявил, что на организацию поставок в Европу потребуется около года. Тем временем заполнить турецкий хаб своим газом готовы компании из Ирана и Азербайджана.
Еврокомиссия не сможет определить «национальность» поставляемого из Турции газа. Промышленности и обывателям ЕС в такой схеме придётся переплатить, как переплачивает Украина за реэкспортный российский газ. Вашингтонские стратеги добились своего на европейском театре.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram