Российская специальная военная операция (СВО) на Украине продолжает раскрывать сущность нынешнего киевского режима, стремящегося разрушить абсолютно все, что ранее связывало между собой братские народы России, Белоруссии и Украины. Несмотря на все попытки Москвы и Минска урегулировать конфликт мирным путем, Киев не только отказывается от любых переговоров, но и делает все, чтобы усилить напряженность в восточноевропейском регионе. Немаловажную роль в данном случае имеют украинско-белорусские отношения, которые за 2022 год были практически полностью уничтожены властями «незалежной». Последние события и вовсе свидетельствуют о том, что официальный Киев встал на путь усиления конфронтации с официальным Минском как в политическом, так и военном отношении.
Неадекватность нынешних украинских властей в отношении Белоруссии начала проявляться не после 24 февраля прошлого года, а гораздо раньше – в 2020 году, когда Киев отказался признавать легитимность Александра Лукашенко, победившего на президентских выборах. С этого момента политическое сотрудничество двух стран стало постепенно сокращаться, а Украина все чаще начала называть Белоруссию «враждебным государством». На протяжении последующих двух лет украинские власти намеренно сокращали контакты с официальным Минском, одновременно увеличивая поддержу противников Лукашенко.
Еще в середине 2021 года в Верховной раде был зарегистрирован проект постановления о разрыве дипломатических отношений с Белоруссией с сохранением связей только по вопросам, которые касаются беженцев и «политзаключенных». Однако тогда данное предложение не перешло в практическую плоскость, так как западные хозяева Киева не были готовы к такому развитию ситуации. Все попытки белорусских властей по нормализации отношений неизменно натыкались на стену непонимания, хотя к началу 2022 года некоторые аналитики и предсказывали неизбежность возобновления связей по причине острой экономической необходимости стран друг другу.
События февраля прошлого года поставили крест на подобных прогнозах, а Киев приступил к разрыву всех отношений с северным соседом, обвиняя его в «пособничестве» России. При этом ни о каких национальных интересах Украины речи не велось ни тогда, ни сегодня, а все поступки украинских властей определяются открытой русофобией и отсутствием политической самостоятельности.
Один из первых ударов пришелся на сферу экономики и торговли, которая долгие годы была основой сотрудничества двух стран. В Минске старались закрывать глаза на явно враждебные действия Киева, понимая важность украинского рынка для экспорта своих товаров, в первую очередь нефтепродуктов, калийных удобрений и продукции машиностроения. Например, в 2021 году на Украину пришлось около 14% белорусского экспорта, или более $5 млрд. При этом Белоруссия оставалась важнейшим торгово-экономическим партнером для Киева: сумма белорусского импорта была сопоставима с поставками из РФ и уступала только Китаю ($7 млрд) и Германии ($6,6 млрд).
После начала СВО Украина в одностороннем порядке начала сворачивать экономическое сотрудничество с Белоруссией, одновременно занявшись откровенным грабежом белорусской собственности. Так, Киев конфисковал множество фур, тысячи вагонов БелЖД (на сумму более $355 млн), в том числе с находящимися в них калийными удобрениями, предназначенными для стран Азии и Африки, изъял имущество и финансы белорусских компаний (например, «БНК-Украина», «Сервис-Ойл» и т. п.) и пр. Примечательно в данном случае то, что аналогичных действий со стороны белорусских властей не было, и только в начале нынешнего года Минск принял закон, позволяющий конфисковать имущество физических и юридических лиц в ответ на их «недружественные действия». Это означает, что терпение руководства РБ подошло к концу и республика готова отвечать теми же средствами, которыми против нее действуют как на Западе, так и на Украине.
Помимо экономических отношений, Киев решил уничтожить и все остальные связи с Минском, начиная с гуманитарной сферы и заканчивая вопросами международного сотрудничества. Например, за прошлый год Украина разорвала множество различных договоров и соглашений с Белоруссией, которые ранее формировали всю систему двусторонних отношений. В частности, 4 мая было прекращено действие соглашения о научном сотрудничестве с Национальной академией наук РБ, 21 июня – о сотрудничестве архивных служб, 2 августа – о научно-технической кооперации предприятий и организаций оборонной промышленности, а 9 августа – о сотрудничестве между министерствами внутренних дел. Помимо этого, были денонсированы соглашения о сотрудничестве в сфере молодежной политики, в области геодезии, картографии и дистанционного зондирования Земли, об избежании двойного налогообложения, о воздушном сообщении и взаимных поставках вооружения, о дополнительных мерах доверия и безопасности, а также соглашения с Россией и Белоруссией в сфере трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов и пр. Кроме того, ряд украинских городов разорвал побратимские отношения с белорусскими.
Характерно, что наряду с русофобией в стране начала все больше шириться и белорусофобия. Помимо всего прочего, Киев окончательно превратился в центр антибелорусской пропаганды и дезинформации, формируя отрицательный образ Белоруссии с целью дестабилизации обстановки как внутри республики, так и вокруг нее. В последние месяцы активизировались и связи киевского режима с наиболее радикальной частью белорусской оппозиции. Он фактически согласился с предложенным противниками Лукашенко планом по военному перевороту и организации диверсий на территории соседней республики, и даже интервенции при поддержке стран НАТО.
Об этом свидетельствуют продолжающееся формирование различных боевых подразделений из белорусов на территории Украины и участившиеся встречи руководства ВСУ с представителями штаба Светланы Тихановской. В частности, в начале января назначенный в оппозиционном Объединенном переходном кабинете «министром обороны» Валерий Сахащик опубликовал фотографию своей встречи с главнокомандующим ВСУ генералом Валерием Залужным, подписав ее: «План готов». При этом отмечалось, что это не первая подобная встреча, на которых белорусский оппозиционер «договорился о современном подходе к ведению боевых действий». На этом фоне неудивительными стали выглядеть и некоторые заявления украинских политиков, призывающих к открытому военному конфликту с Минском. Так, в начале года экс-глава пресс-службы Генштаба ВСУ Владислав Селезнев заявил, что «Белоруссия – враг, и она должна быть уничтожена как враг», а украинская армия обязана открыть второй фронт, атаковав белорусскую армию, чтобы «уничтожить это государство».
В то же время Киев пока не пошел на разрыв дипломатических отношений, и формально послы Белоруссии и Украины Игорь Сокол и Игорь Кизим продолжают работать, правда, оба в Минске. В Киеве объясняют это тем, что все еще сохраняется «необходимость защиты прав и интересов наших граждан», а потому такой шаг будет самым последним в процессе разрушения отношений с северным соседом. Однако то, что решение о разрыве дипотношений в украинской столице будет принято, сегодня не сомневается никто, и, по всей видимости, это станет сигналом для Минска о том, что красная линия Киевом окончательно пройдена.
Вместе с тем, несмотря на явную враждебность со стороны киевского режима, в Белоруссии продолжают считать украинский народ братским и призывают власти Украины одуматься. Как отметил в конце прошлого года заместитель белорусского министра иностранных дел Игорь Назарук, «руководство Украины выбрало не тот путь», он направлен «на деградацию наших отношений, на демонтаж нашего правового поля». По его словам, все шаги Киева по выходу из соглашений с Белоруссией инициированы украинскими властями исключительно в одностороннем порядке, но «легко оборвать связи, очень сложно их потом налаживать».
Именно поэтому официальный Минск продолжает делать все, чтобы минимизировать последствия нынешних действий Киева и даже не включил Украину в список недружественных стран, несмотря на всю её явную антибелорусскую деятельность. Более того, в Белоруссии с большим уважением относятся к простым гражданам Украины, особенно попавшим в сложную ситуацию. Так, за прошлый год 4 200 украинцев в ускоренном режиме получили белорусское гражданство, а к январю республика приняла у себя более 75 тыс. украинских беженцев. Все это только подчеркивает тот факт, что в Минске не теряют надежды на восстановление отношений с Киевом, хотя и не с нынешним его руководством.
В конечном счете нынешний путь эскалации напряженности, которого стали придерживаться в Киеве, не идет на пользу в первую очередь самой Украине. Разрыв отношений как с Россией, так и Белоруссией рано или поздно приведет киевский режим в тупик, выбраться из которого будет практически невозможно. Это прекрасно понимают в Минске, где стараются не идти на поводу у эмоций и руководствуются национальными интересами, в основе которых лежит мирное сосуществование с соседями, каким бы они ни были. Поэтому на какие бы радикальные шаги в обозримом будущем украинские власти ни решились пойти, вплоть до начала открытой агрессии, белорусская сторона будет стремиться вести себя сдержанно, надеясь на появление в Киев адекватных политиков, способных остановить и повернуть вспять нынешний процесс разрушения всего того, что создавалось между странами десятилетиями.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram