Есть ли России смысл сейчас вести переговоры о стратегической безопасности? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Есть ли России смысл сейчас вести переговоры о стратегической безопасности?

Уже не один год основой военной стратегии США является концепция глобального молниеносного удара. Она предусматривает нанесение обезоруживающего удара по любой точке мира в течение всего одного часа. И если для неядерных стран речь идёт о применении обычных вооружений, то в отношении России предусматривается стратегия достижения такого положения, при котором мы не сможем нанести ответный удар. И достигается оно не только «обезоруживающими» бомбардировками позиционных районов базирования ракет, несущих ядерное оружие, но и системами противоракетной обороны, которые будут перехватывать запущенные уцелевшие ракеты. При этом ПРО является составной, хоть и вспомогательной частью американских ядерных сил.

Исторический контекст

Разработка систем противоракетной обороны началась геополитическими противниками в 1960-е годы, и появление первых работоспособных комплексов показало, что перехват ими ракет с ядерной начинкой не просто возможен, но и способен в значительной степени защитить каждую из сторон. Извечное «состязание снарядов и брони» было решено ограничить сокращением возможностей «брони»: в 1972 году США и СССР подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, в окончательном варианте предусматривающий существование у каждой из сторон всего одного района, подлежащего защите ПРО. У СССР защите подлежала Москва и её окрестности, а у Америки – позиции базирования стратегических межконтинентальных ракет.

Развал Советского Союза и вызванное этим ослабление ВПК России США посчитали удобным случаем для одностороннего выхода из Договора о ПРО. Сам по себе документ не запрещал разработки новых образцов противоракетного оружия, ограничивая лишь места базирования систем и количество противоракет. А поскольку за годы развала экономики российские наработки в данном вопросе фактически не развивались, у Пентагона появилась уверенность в том, что Российская Федерация не сумеет должным образом ответить на стремительное количественное и качественное наращивание американских средств ПРО. В результате в 2001 г. Вашингтон объявил об одностороннем выходе США из договора, а в следующем году договор «умер».

Поводом к выходу Соединённых Штатов из Договора о ПРО стало расширение «ядерного клуба» и разработка такими странами, как Иран и Северная Корея ракетного оружия средней дальности. По заверениям американских политиков, развёртывание новых систем противоракетного оружия необходимо именно для защиты себя и своих союзников по НАТО и именно от этих угроз. Причём, как в 2020 г. заявил спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, в ходе переговоров с Россией по контролю над вооружениями Соединённые Штаты «абсолютно точно» не собираются ограничивать собственные системы противоракетной обороны.

Против кого?

О том, против кого направлена новая «глобальная» система ПРО, говорит размещение её компонентов в Европе. То, что это не защита от иранских ракет, не способных достичь территории стран НАТО (за исключением Турции), очевидно. И уж на 100% не от ракет, созданных в КНДР. Во-первых, у Северной Кореи не существует носителей, способных достичь Западной Европы. Обусловлено это ещё и тем, что при запуске МБР и вообще при ракетных стартах западное направление является энергетически невыгодным, поскольку собственное вращение Земли не просто не помогает повысить дальность пуска, а, наоборот, сокращает её. И при одинаковых параметрах ракета, пущенная на запад, улетит намного ближе, чем её «близняшка», выпущенная на восток. Во-вторых, все разворачиваемые американцами в Европе системы не предназначены для борьбы с межконтинентальными ракетами, их «амплуа» – оперативно-тактические и дозвуковые крылатые ракеты. А в-третьих, запуск корейских ракет в западном направлении будет воспринят Россией как атака именно её территории или территории её союзников.

Ввод в эксплуатацию в 2016 г. баз противоракетной обороны в Польше и Румынии на самом деле призван защитить союзников США по НАТО от российского ответного ракетного удара. Румынская – от ракет, пущенных из южной части Российской Федерации, а польская – из центральной и северо-западной. Таким образом, в Пентагоне и Брюсселе попытались обезопасить себя на случай нанесения первого удара по Российской Федерации, а никак не от иранских ракет (где Иран, а где – Польша). Также в состав системы «глобальной ПРО» и «ЕвроПРО» включены корабельные системы противоракетной обороны «Иджис» (англ. – Aegis), носители которой патрулируют не только в Средиземном, но и в Балтийском море. Впрочем, сами по себе установки противоракет, размещённые в Польше и Румынии, и являются корабельными модулями «Иджис», установленными на суше.

Но и это ещё не всё. Установленные на обеих базах универсальные пусковые установки Mk41 системы «Иджис» предназначены для пусков не только противоракет SM-3, но и крылатых ракет «Томагавк» (англ. – Tomahawk). В том числе и с ядерной боевой частью. В августе 2019 года американцы провели успешные испытательные пуски ракет средней и малой дальности из данных пусковых установок. Таким образом, расположенные в Польше и Румынии «противоракетные» базы на самом деле могут быть использованы ещё и как оружие первого удара против российских военных объектов в Калининградской области и в Крыму соответственно.

Функции «системы конечной фазы ПРО» НАТО выполняют зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» (англ. – Patriot PAC-3). Данные комплексы не просто являются широко распространённым средством защиты сухопутных войск Североатлантического альянса, его активно поставляют в страны, непосредственно примыкающие к территории РФ. Вплоть до принятия решения о поставках «Пэтриотов» Украине. Германией уже переданы Украине и более совершенные системы IRIS-T SLM, которые западные специалисты позиционируют как замену ПРО «Пэтриот».

Американские стероиды для натовских военных мускулов

Однако ядерные силы и системы противоракетной обороны, являющиеся их вспомогательной составляющей, всего лишь часть общей картины наращивания напряжённости на границах с Россией, ведь ни одна война не выигрывалась лишь ракетными ударами. А вся история взаимоотношений РФ с США наглядно демонстрирует то, что последние – «джентльмен – хозяин своего слова»: захотел – дал его, захотел – забрал обратно. Любые же договорённости с «нашими заокеанскими партнёрами» действуют ровно до того момента, пока «джентльменам» выгодно их соблюдать, либо страшно нарушать. Так было с Договором о ракетах меньшей и средней дальности, подготовку к производству запрещённых им ракет США начали за два года до выхода из ДРСМД. Так было с уже упомянутым Договором о ПРО, так было с обещанием нерасширения НАТО на восток: последним по времени «нерасширением» стало принятие в альянс Швеции и Финляндии в 2022 г. (правда, пока не все члены НАТО ратифицировали акт об их принятии). Так было с Договором «об открытом небе». Так было с Договором об обычных вооружениях в Европе, изменения в котором страны НАТО отказались ратифицировать после распада Организации Варшавского договора и расширения альянса.

По данным заместителя секретаря Совета безопасности России Михаила Попова за январь 2022 г., группировка вооружённых сил США в Европе, насчитывающая более 60 тысяч военнослужащих, 200 танков, а также около 150 боевых самолётов, за последние семь лет по численности личного состава возросла на 30%, а по количеству бронетехники – в четыре раза. В том же месяце началась переброска американской авиации, кораблей и сухопутных подразделений в Болгарию, Литву и Румынию. В частности, в ноябре 2022 г. в рамках увеличения американского присутствия в Европе объявлено о переброске в Румынию усиленной 2-й пехотной бригады 101-й воздушно-десантной дивизии.

Происходит постоянное наращивание присутствия иностранных контингентов в республиках Прибалтики. Если раньше ввод американских и других натовских подразделений в эти страны трактовался как «временный» и оправдывался проведением учений, то со временем их присутствие стало называться «непрерывной ротацией», а теперь и вовсе ведутся разговоры о том, чтобы отказаться от всех этих «отмазок» и объявить данные войска постоянными контингентами в Восточной Европе. В августе появилось сообщение о перебазировании порядка 2400 американских десантников в Болгарию, Венгрию и Словакию «для защиты воздушного фланга НАТО».

Постоянно наращивается ударный потенциал альянса в Польше. В январе 2023 г. принято решение о переброске вертолётной бригады в польское Подвидзе в дополнение к 20 тысячам американских военных (танковая бригада и штаб 5-го армейского корпуса), находящихся в Польше. Всего же в настоящее время там ведётся строительство более 100 объектов для обеспечения военного присутствия США в стране. Американское командование отчиталось о прибытии 12 января этого года в голландский порт Флиссинген и скорой разгрузке в датском порту Орхус не менее 1250 единиц военной техники, в том числе танков M-1 Abrams и боевых машин Bradley, которые будут направлены в Польшу и Литву.

Не загоняйте нас в угол – пожалеете!

Истинную цель США продемонстрировал отказ «мирового гегемона» не только от предложенных Россией проектов соглашения о гарантиях безопасности с США и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО, переданных Россией «заокеанским партнёрам» 15 декабря 2021 года, но и от их конструктивного обсуждения. Вместо этого, как мы видим, последовала дальнейшая эскалация военной угрозы самому существованию нашей страны. И это создало ситуацию, в корне меняющую стратегическую обстановку на континенте. По сути дела Россию пытаются загнать в угол угрозой применения против неё военной мощи, сосредоточенной и продолжающей сосредотачиваться у её границ.

В данных условиях вести переговоры о какой-либо стратегической безопасности с противоположной стороной, даже не скрывающей, что Россия является её экзистенциальной, то есть обусловленной самим своим существованием угрозой, значит, поставить себя в более слабую позицию. Единственно приемлемым для нас условием начала подобных переговоров является отвод сил и средств НАТО на прежние позиции, как это было указано в российских предложениях от 15 декабря 2021 года. Тем более возможности и средства для нанесения нашему противнику неприемлемого ущерба в случае развязывания агрессии против РФ, у нас имеются.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2767
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика