В начале нынешнего года на фоне попыток иранских и азербайджанских политиков снизить градус противостояния своих стран в Институте языкознания им. Насими Национальной академии наук Азербайджана появилась специальная кафедра топонимии, которая будет заниматься «освобожденными от оккупации территориями и Западным Азербайджаном», т. е. провинцией Исламской Республики Иран (ИРИ), входящей в состав области Южный Азербайджан.
Незадолго до этого в Турции объявили о создании «национального собрания» самого Южного Азербайджана. Таким образом тюркские соседи Ирана уже активно и открыто рассматривают территории на северо-западе ИРИ как объект приложения своей «мягкой силы». И даже создают для них под предлогом наличия у части местного населения тюркского происхождения свои органы управления!
Все это происходит на фоне сближения Турции и Азербайджана с Израилем. Исследователи полагают, что в случае вспышки в иранском Южном Азербайджане протестов местных жителей азербайджанской национальности они будут активно поддержаны как Турцией, так и Израилем. Определенную поддержку в расшатывании ситуации могут сыграть и курды, с которыми Израиль системно работает уже весьма продолжительное время.
Азербайджанский президент Ильхам Алиев в ноябре прошлого года заявил, что в Иране живут его соотечественники и их права должны всегда учитываться. Официальный Баку результативно использует этот фактор для давления как на Иран, так и на Армению. Во время т. н. второй Карабахской войны азербайджанцы Ирана открыто заявили о своей поддержке армии Азербайджана в приграничных районах. И даже заблокировали движение грузовиков, которые перевозили через Иран оружие в Армению.
Сам Иран тем временем балансирует на пороге полноценной гражданской войны. В середине ноября обстановка в стране резко обострилась. Тянувшиеся более полугода протесты в ряде регионов довольно быстро переросли в вооруженные столкновения и стали одними из самых масштабных в истории Ирана. Основные события развернулись 16 ноября, когда в нескольких городах были убиты более десятка человек, включая сотрудников силовых структур КСИР и членов «Басидж». К 20 ноября нечто подобное стало происходить и в иранском Западном Азербайджане, где протесты также перешли в вооруженные столкновения местных жителей с силовиками.
Через несколько дней после этого прозвучал голос из-за океана: президент США Д. Байден сообщил, что «освободит Иран». Правда, быстро добавил: «Не волнуйтесь, они сами освободят себя очень скоро». Вероятнее всего в данном случае подразумевались не только иранские азербайджанцы и курды, но и меньшинства, живущие на другой стороне Ирана – в Белуджистане, где уже также системно убивают силовиков КСИР. Белуджи так же, как их сограждане тюркского и курдского происхождения, активно поддерживаются из-за рубежа. Недаром негласный лидер белуджей и духовный лидер суннитов Ирана Абдулхамид Исмаилзахи уже открыто заговорил о «необходимости референдумов народов Ирана».
На внутренние проблемы Ирана накладывается внешний растущий риск вооруженной конфронтации с Израилем (основная фаза напряжения началась после того, как Иран увеличил уровень обогащения урана в лаборатории исследования ядерной энергии в Нетензе). Из-за этого в акваторию Красного моря переместили плавбазу иранских ВМС «Шахид Рудаки», на которой размещены разведывательные и ударные БПЛА, а также пусковые установки баллистических ракет, способные поразить объекты на территории Израиля.
Из всех соседей Ирана самая незавидная роль в стравливании с этой страной отводится Азербайджану. Поэтому подразделения КСИР осенью начали массовую переброску своей военной техники к границе с этой постсоветской республикой – в регион, населенный в значительной мере этническими азербайджанцами и тюрками. Командование КСИР полагает, что на фоне вероятного тупика в ядерной сделке с США Израиль руками «Моссада» будет способствовать раскачке протестных настроений в регионе, чтобы усложнить положение Ирана в целом.
Израиль таким образом рассчитывает снести режим аятолл и, если понадобиться, готов для этого развалить Иран. Турции этот вариант также подходит, поскольку Иран – ее естественный противник в регионе. Для того чтобы стать региональным лидером, Турции нужно ослабление Ирана. А наличие в ИРИ многомиллионного тюркского населения и возможность использовать по своему усмотрению режим Алиева и потенциал Азербайджана раскрывают перед пантюркистами масштабные перспективы. Также на антииранской и антишиитской платформе может сформироваться негласный союз Турции, Израиля и суннитских монархий Персидского залива.
По данным информагентства IRNA, Азербайджан уже «разместил в Баку большое количество офицеров израильской разведки, пытаясь создать коридор к своему эксклаву Нахичевань через армянские территории, граничащие с Ираном, против чего выступает Иран… Азербайджан стал рассадником террористических групп, стремящихся проводить диверсионные операции в Иране». К тому же подзуживаемый турками Азербайджан после явной победы над Арменией всё ещё полон победных настроений и военного психоза.
В ответ иранское телевидение транслирует военные учения, вроде прошедших 20 октября вдоль реки Аракс, с комментариями в духе: «О Израиль! Открой глаза. Это иранская армия. Мы перейдем через Аракс». Поскольку с другой стороны Аракса находится Азербайджан, пресс-служба КСИР еще в середине сентября пояснила: «Серьезная война, которая может произойти на Кавказе, – это война, направленная против Ирана. Но мы готовы!»
По мнению аналитиков израильской The Jerusalem Post, Турция подталкивает Азербайджан к атакам на Армению, одной из целей чего является создание кризиса, в котором Армения может быть представлена как часть системы альянса с Россией, что позволит Турции изображать из себя члена НАТО, поддерживающего своего союзника Азербайджан. Москва, мол, может не поддержать Армению, в том числе из-за странной позиции Пашиняна, и ей будет предложено заставить Армению пойти на уступки в обмен на новые сделки между Россией и Турцией.
Но это только одна сторона медали. А, с другой стороны, подобные атаки могут нанести несоизмеримо больший вред не лишенной с закавказскими республиками общей границы далекой Москве, а близкому Тегерану, ключ к которому Анкара, Вашингтон и Тель-Авив подбирают посредством активного стравливания Баку и Еревана.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram