Наработки российско-белорусской интеграции: что мешает масштабировать их на ЕАЭС? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Наработки российско-белорусской интеграции: что мешает масштабировать их на ЕАЭС?

Дмитрий Вольвач, замминистра экономического развития РФ, на днях призвал к распространению российско-белорусских интеграционных наработок на ЕАЭС. По его мнению, «у нас есть хороший задел и интересные решения», реализуемые в рамках Союзного государства. Это «заинтересует наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу, мы готовы делиться этими наработками и масштабировать их на ЕАЭС».

Предложение, безусловно, актуальное. Поскольку распространение интеграционной практики РФ и Белоруссии на весь ЕАЭС-регион укрепит не только экономическую кооперацию в рамках Союза, но и его геополитический статус.

Однако, в отличие от правового и общеэкономического обеспечения российско-белорусской интеграции, означенное обеспечение в рамках всего ЕАЭС пока еще не достигло, скажем так, российско-белорусского уровня. При том, что реализуются, хотя и с отставанием от графика, например, стратегические направления евразийской интеграции, формируются общие рынки топливно-энергетической продукции, сокращается число всевозможных ограничений во взаимной торговле.

Не секрет, что в большинстве стран ЕАЭС разнятся приоритеты промышленной политики и в целом - ориентиры технологического и товарного импортозамещения. Отнюдь не в последнюю очередь потому, что если санкционная политика Запада в отношении России и Белоруссии выдвигает на первый план в этих странах приоритетность именно комплексного импортозамещения, то в других странах Союза эта проблематика пока остаётся в основном декларативной. Поскольку они не подвергаются прямому санкционному давлению извне, но опасаются так называемых вторичных санкций Запада за сотрудничество с РФ и Белоруссией.

       

Как следствие, в странах-партнерах Москвы и Минска по ЕАЭС примерно с середины 2022 года проявляется своего рода «полуофициальная» тенденция к замедлению кооперационных проектов с РФ и Белоруссией. Это связано и с тем, что те же страны Союза изначально не участвуют в российских (и белорусских) контрсанкциях против Запада. Соответственно, если к началу 2010-х в общем объеме торгово-экономических связей ЕАЭС со странами Запада, по имеющимся данным, доля России превышала 40%, то к 2023 году этот показатель снизился примерно до 20%. А объемы прямых зарубежных инвестиций в экономику стран-партнеров РФ и Белоруссии по ЕАЭС составляют к началу 2023 года основу роста этих инвестиций в регионе Союза.

Примером упомянутого диссонанса может служить финансовая и внешнеэкономическая политика, прежде всего, Казахстана в отношении РФ, ибо казахстанская сторона с весны 2022 г. всё чаще заявляет, что не будет способствовать «обходу» Россией вводимых против неё санкций. Это проявляется и на практике - чтобы не подпасть под вторичные санкции. Тот же курс Астаны в отношении РФ в наступившем году был подтвержден в конце декабря 2022-го.

Более того: правительство Казахстана планирует уже к концу января с. г. расторгнуть соглашение с Россией, подписанное в 1995-м, «О мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и казахского тенге» (то есть о взаимной конвертации не через их курсы к доллару США или евро). Делается это под предлогом «утраты актуальности» (?). Проект такого решения, инициированного казахстанским Центробанком, опубликован на национальном портале юридической информации.

Разве такое решение поспособствует финансовой и общеэкономической интеграции в Евразийском союзе? Как и распространению интеграционной практики РФ-Белоруссии на ЕАЭС? Наоборот, оно может способствовать аналогичным решениям в Армении и Киргизстане.

Вполне резонно согласиться с мнением по этому вопросу Александра Тимофеева, директора по анализу финансовых рынков ИК «Восточные Ворота» (РФ): «С европейскими и американскими санкциями на финансовом рынке стал возникать перекос. Мы видим: рубль-евро внутри России - один курс; в том же Казахстане или тем более на международном рынке - совершенно другой курс». А с учетом неучастия Казахстана в российских контрсанкциях и отсутствия согласованной валютно-финансовой политики обеих стран взаимная конвертация рубль/тенге, оказывается, «стала неактуальной». По оценке А. Тимофеева, «практическое использование соглашения 1995 года прекратилось, наверное, с ноября 2022-го».

В этой связи характерно, что многие крупные российские банки в 2022 г. «ушли» с казахстанского валютно-финансового рынка ввиду западных санкций против них и нежелания Казахстана получить вторичные санкции.

В свою очередь, МИД Армении еще в конце июля 2022 г. заявил о негативном влиянии западных антироссийских санкций и на экономику страны, и на ее финансово-экономические связи с РФ.

Что же касается динамики торговли внутри ЕАЭС, то, по последним оценкам, в 2022 году этот показатель составил не менее 80 млрд долл.: увеличение примерно на 12% в сравнении с 2021 годом. Но, во-первых, не меньше 40% в этом показателе составляет российско-белорусский товарооборот - свыше 30,5 млрд долл. Во-вторых, профильные источники не уточняют, связан ли рост товарооборота с фактическим объемом взаимных поставок или это следствие повышения цен на товары, поставляемые странами ЕАЭС (в том числе РФ и Белоруссией) друг другу. А в-третьих, почему-то торговые показатели между странами Союза даются не в их нацвалютах, а по-прежнему в долларах США.

В то же время, по данным Института исследований и экспертизы (ИИЭ) ВЭБ.РФ (май-июнь 2022 г.), санкционные пакеты Запада против РФ/Белоруссии - таковых к началу 2023-го насчитывается уже девять - наиболее сильно влияют, разумеется, на российскую и белорусскую экономики, занимающие в целом не менее 80% в общем ВВП ЕАЭС. А фактическое сокращение экономики Союза в 2022 г. из-за воздействия санкций на интеграционные процессы и внутреннюю торговлю в Союзе  оценивается в 8,6%. В том числе экономики Белоруссии - 6,4%; России - 10%; других стран ЕАЭС - до 5%.

Другие профильные источники стран Союза оценивают по-разному сокращение экономик этих стран ввиду санкционной ситуации. Но в любом случае с выводами ИИЭ вполне можно согласиться. А именно: интеграционное партнерство РФ и других стран Евразийского союза, в том числе с экономически мощными государствами «Большой Евразии» (Китай, Индия, Иран, Турция), способно увеличить их совокупную долю в мировом ВВП до 46% к 2035 году с 38% в 2019-м.

Но в качестве первичной стратегической задачи партнеры России и Белоруссии должны определиться: усиливать кооперацию и взаимную торговлю или переориентироваться на внесанкционные рынки? Первая часть этого выбора, по оценке ИИЭ, впрямую зависит от «углубления интеграции на социально-экономическом, финансовом, гуманитарном уровнях». Добавим: и на межгосударственном законодательно-нормативном уровне.

Что же касается переориентации на внесанкционные рынки, для этого углублённой интеграции в ЕАЭС, конечно, не потребуется. Правда, в таком случае противники сближения постсоветских стран будут лишь довольно потирать руки…

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1716
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика