Страны «Большой семерки» планируют установить два потолка цен на нефтепродукты из России, эта мера вступает в силу одновременно с европейским эмбарго – с 5 февраля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на официального представителя G7.
В сообщении агентства говорится, что «семерка» рассматривает вариант введения одного потолка применительно к нефтепродуктам, которые торгуются с дисконтом по отношению к нефти, а второй потолок будет применяться к нефтепродуктам, торгующимся с премией.
Как пояснил источник агентства, установление потолка цен на нефтепродукты – это намного более сложная процедура, чем установление потолка цен на сырую нефть из-за того, что стоимость нефтепродуктов зачастую зависит не от страны производства, а от места покупки. Кроме того, следует учитывать, что нефтепродукты бывают несколько видов и они по определению имеют разную стоимость. Так, бензин, дизельное топливо и авиакеросин стоят дороже сырой нефти, а мазут – дешевле.
Это, пожалуй, главная причина. Если сделать единый потолок цен на все нефтепродукты, он может оказаться слишком низким для дизеля и керосина, но слишком высоким для мазута. В этом случае вводящие ограничения страны могут добиться эффекта, противоположного заявленному – ограничению доходов России, которая начнет зарабатывать больше на том же мазуте. Может быть и другой неприятный для Запада эффект: из-за нерентабельности продажи дорогих нефтепродуктов возникнет их дефицит на мировом рынке. Те же США уже испытали этот эффект, когда резко отказались от российского топлива, закупки которого все предыдущие годы увеличивали из-за отказа от покупки венесуэльской нефти – автомобилисты по всей стране еще весной оценили резкий рост цен на бензин.
Европе оценить это еще предстоит, эмбарго на нефтепродукты еще не заработало, а на сырую нефть работает с 5 декабря.
Впрочем, надо понимать, что отдельные страны все равно будут находить способы обойти эмбарго как по нефти, так и по нефтепродуктам. Так, Британия, которая объявила об эмбарго еще летом, давно и успешно делает это. Об этом, напомню, в ноябре писала Sunday Times. По информации газеты, после начала российской спецоперации в британские порты прибыло по меньшей мере 39 танкеров с российской нефтью на сумму более 200 миллионов фунтов стерлингов, они «были классифицированы как импорт из других стран».
Судя по всему, такие схемы использует не только Британия. Об этом свидетельствуют данные Bloomberg, согласно которым общий объем экспортируемой сырой нефти из России по морю за неделю вырос на 30%, на 876 тыс. барр. в сутки – до 3,8 млн барр., что является рекордным ростом с апреля 2022 года. Уточняется, что основной объем российского экспорта пришелся на страны Азии. И тут стоит напомнить, что в Европе уже давно снижается собственная нефтепереработка, и большой объем нефтепродуктов закупается у Индии, которая в свою очередь все больше увеличивает объемы закупки сырой российской нефти, из которой и производит продаваемые в Европу нефтепродукты.
Но вернемся к потолку цен на них. Этот потолок (если не считать, что их два на разные виды продукции) разработан по той же схеме, что и потолок цен на сырую нефть. То есть он не касается тех стран, которые к нему присоединились. Таковых, напомню, немного, их список совпадает со списком стран, которые и так вводят эмбарго: США, Канада, Австралия, Британия, Япония и страны ЕС, из которых некоторые уже получили отсрочку. Япония отказалась в этом участвовать, а Британия продолжает покупать российскую нефть через серые схемы. Смысл механизма в том, что он касается не только покупателей, но и участников процесса доставки продукта – судовладельцев, страховщиков и т. д., которые не могут работать с товаром, купленным по цене выше потолка. А большинство из них как раз контролируется американцами и европейцами, либо транснациональными компаниями, которые не будут препятствовать осуществлению ограничительных мер Запада.
Та же схема будет действовать и в отношении нефтепродуктов. Ничего принципиально нового и отличающегося мы тут не увидим.
Насколько это окажется критично для РФ? Во-первых, надо понимать, что в отличии от сырой нефти, которую мы продавали по всему миру, большинство наших нефтепродуктов (в основном это мазут, дизель и газойль) на экспорт шли в США и страны Европы, т. е. найти новые рынки будет несколько сложнее. При этом опять же в отличии от сырой нефти весь объем нефтепродуктов доставлялся заказчику по морю, в то время как нефть доставляется в Европу еще и по нефтепроводам, на которые ни эмбарго, ни потолок цен не распространяются.
Тут надо понимать, что потолок цен идет в связке с эмбарго, которое куда более критично, то есть в страны ЕС нельзя поставлять ни нефть, ни нефтепродукты морским транспортом по любой цене. Иначе говоря, России в любом случае надо искать новые рынки, на которые можно пристроить выпавшие из Европы объемы. И вот тут уже возникает вопрос с ценовым потолком – ведь на новые рынки продукт надо как-то доставить, а как это сделать, если транспортные и страховые компании соблюдают потолок?
Вопрос этот появляется не сегодня, он возник еще с потолком цен на сырую нефть. Но тут есть разница. Нефтепродукты нельзя перевезти теми же танкерами, что и сырую нефть, тут нужны другие транспортные средства, которых по всему миру в принципе меньше, и перевозки ими стоят дороже. Напомню, в конце прошлого года появилась информация, что Россия намерена расширять возможности собственного танкерного флота для перевозки нефти. С танкерами для нефтепродуктов вопрос отельный и куда более сложный – на это просто надо больше времени и денег.
Судя по всему, в ближайшее время России придется маневрировать в балансе экспорта между сырой нефтью и нефтепродуктами в пользу первой, то есть экспортировать сырой нефти больше, а нефтепродуктов меньше. Но тут тоже свои подводные камни.
Во-первых, пострадают нефтеперерабатывающие предприятия. Во-вторых, если посмотреть структуру нефтедобычи и нефтепереработки, в России из приблизительно 550 млн тонн добываемой нефти примерно половина экспортируется в сыром виде, половина перерабатывается. Из той половины, что перерабатывается, около 90 млн тонн остается для внутреннего рынка (приблизительно по трети на бензин, дизель и авиакеросин). Не производить топливо для внутреннего рынка мы не можем, т. е. полный отказ от нефтепереработки – это фантастика. При этом стоит помнить о том, что при производстве бензина и других продуктов образуется мазут, который нужно куда-то девать (часть мы сможем потребить сами, но далеко не весь). Если его не экспортировать, встает вопрос о строительстве новых хранилищ. Или о сокращении нефтепереработки, что может привести к дефициту топлива и повышению цен в самой России.
В принципе наша страна могла бы увеличить экспорт мазута: его охотно покупают на Ближнем Востоке, в той же Саудовской Аравии, где его используют для работы электростанций – таким образом эти страны имеют возможность за счет дешевого российского экономить собственный, который они продают дороже.
Но тут встает проблема потолка цен. Если же мы хотим в краткосрочной перспективе сохранить объемы переработки, то, пока мы не получим новых способов вывоза (не увеличим собственный танкерный флот – извините, другого способа пока не видно), придется продавать по потолку цены.
А это вопрос больше политический, чем экономический. Как заявил еще в ноябре вице-премьер РФ Александр Новак, Россия не будет поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые будут применять принцип ценового потолка, и рассчитывает перенаправлять поставки рыночно ориентированным партнерам, либо сокращать добычу. Однако тут есть нюанс – страны, поддержавшие потолок, и так не покупают российскую нефть из-за эмбарго. С нефтепродуктами та же история, тем более что по ним никаких заявлений от российских официальных лиц пока не было.
Самое интересное, что российская нефть Urals, по данным Bloomberg, сегодня торгуется на уровне около $38 за баррель, что намного ниже установленного потолка ($60), что связано именно с эмбарго со стороны стран «семерки», а не с потолком. Кроме того, покупателям (особенно на Западе) приходится платить «премию за риск» посредникам.
При этом мировой эталон Brent стоит $78,57 за баррель, однако с учетом того, что экономисты предсказывают рецессию в США и странах Европы, можно ожидать снижения общемировых цен. С другой стороны, отказ Азии (в первую очередь Китая) от антиковидных ограничений стимулирует обратный процесс.
Иными словами, Запад создает искусственный шторм на мировых рынках, который едва ли может сам контролировать. Сегодня едва ли кто-то может предсказать, какими будут цены на нефть даже в обозримом будущем, ситуация перестает подчиняться привычным правилам и становится абсолютно непредсказуемой…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram