Ж/д проект Решт – Астара работает на формирование евроазиатского коридора «Север-Юг» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.09.2024 |

Ж/д проект Решт – Астара работает на формирование евроазиатского коридора «Север-Юг»

Стержневой железнодорожный участок евроазиатского транзитного коридора «Север-Юг» магистраль Решт – каспийский порт Астара на северо-западе Ирана (165 км) планируется ввести в действие не позже 2024 года. Тем самым будет создан – с российским участием – дополнительный железнодорожный сектор этого коридора, обеспечивающий оперативную передислокацию транзитных грузов между железнодорожными артериями в Иране и его каспийскими портами. Притом по кратчайшему расстоянию данной передислокации.

Об упомянутых планах на днях заявил замминистра транспорта и городского развития Ирана Шахриар Афандизаде, отметив, что РФ и Иран провели переговоры «о завершении проекта железной дороги Решт – Астара». По оценке иранской стороны, в России тоже заинтересованы в этой артерии и планируют оказать финансовое содействие в ее сооружении. При этом иранской стороной уже представлен меморандум, содержащий варианты «возможного российского участия в данном проекте».

Напомним, что ранее РФ, Азербайджан и Иран (с участием Белоруссии) договорились о размещении перегрузочно-логистического центра между Астарой азербайджанской и Астарой иранской (расстояние между этими пунктами не более 10 км). В дальнейшем аналогичные центры планируется разместить в других иранских портах на Каспии, а также в портах Хорремшехр, Бендер-Аббас и Чабахар на иранском побережье Персидского залива (причем Чабахар расположен вблизи «стыковки» Залива с Индийским океаном).

Предварительная инвестиционная стоимость участка Решт – Астара иранской стороной оценивается примерно в 800 млн евро. А участок Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) введен в действие в 2018 году. К слову, этот участок был действующим в 1942-45 годах, используемым для поставок в СССР грузов по ленд-лизу и гуманитарных грузов. Затем ж/д полотно в иранском секторе было разобрано ввиду «просоветского» сепаратистского движения в Иранском Азербайджане (1945-47 гг.). Иранские СМИ в начале 70-х сообщали, что здесь же действует узкоколейка, введенная в действие одновременно с вводом в 1970-м в эксплуатацию ирано-советского газопровода через «обе» Астары.

Относительно проекта Решт – Астара отметим также, что вскоре после начала движения (в феврале 2018 г.) на астаринском участке его иранская часть (около 3 км) в конце марта 2018 г. с одноименной станцией и новопостроенным грузовым терминалом была передана в аренду Азербайджану на 25 лет. В свою очередь, Азербайджан предоставил Ирану льготный кредит в 500 млн долл. для строительства участка Астара – Решт. Позже сообщалось, что для завершения строительства этой линии РФ планирует выделить кредит в 1,5 млрд долл.

Проект Астара – Решт – Казвин

Поясним: линия Решт – Астара через железную дорогу Решт – Казвин (170 км) будет составной частью трансиранской магистрали, имеющей выходы к иранским портам Персидского залива. Соответственно, в 2009-2018 г. была построена артерия Казвин – Решт, вступившая в эксплуатацию с 2019-го. Характерно, что на церемонии открытия этой линии присутствовали, в том числе правительственные чиновники Ирака и Пакистана.

Дело в том, что коридор «Север-Юг» предусматривает морское и/или паромно-морское сообщение между южноиранскими портами и западноиндийским портом Мумбаи. То есть в обход железнодорожно-портовой сети Пакистана (ввиду известной политической напряженности между Пакистаном и Индией). Но в Пакистане заинтересованы в участии в данном коридоре. Тем более что железнодорожные сети Ирана и Пакистана издавна соединены друг с другом: это линия Захедан (Иран) – Нок-Кунди (Пакистан) примерно в 200 км. В свою очередь, между Пакистаном и Индией действуют четыре железнодорожных погранперехода.

По экспертным оценкам, сквозной железнодорожный вариант на южном участке коридора «Север-Юг», то есть с участием Пакистана, сможет примерно на пятую часть снизить общие транспортные расходы. Во-первых, за счет устранения перегрузок с морского транспорта на железнодорожный (и наоборот) на участке Иран – полуостров Индостан, и, во-вторых, при низких транзитных тарифах в Пакистане.

Разумеется, морской (и паромно-морской) вариант между Индией и Ираном в этих оценках отнюдь не исключается. Вовлечение же Пакистана в «Север-Юг», наряду с экономической конкурентоспособностью этого варианта, может способствовать снижению уровня напряженности в пакистано-индийских отношениях. Тому же способствует участие Индии и Пакистана не только в ШОС, но и в созданной в 1995-м Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества (наряду с Афганистаном, Непалом, Бангладеш, Шри-Ланкой и Мальдивами), в рамках которой Дели и Исламабад ныне участвуют в реализации десяти отраслевых и межотраслевых региональных проектов, включая транспортные.

Что же касается вышеупомянутого участия иракской стороны в открытии линии Решт – Казвин, Ирак давно заинтересован в подключении к международным транзитным маршрутам. Тем более с учетом иракского участия в трансиранском – фактически ирано-иракском ленд-лизовском коридоре в СССР в 1941-45 гг. Отметим также наличие стальных магистралей и нефтепроводов из Ирака к портам Турции, Сирии, Ливана; ирано-иракского газопровода.

Примечательно в этой связи, что создание в Иране магистрали Астара – Решт – Казвин происходит одновременно с формированием Ираком и Ираном обширной трансграничной железнодорожной сети. Пока действуют два ирано-иракских железнодорожных погранперехода, но в начале 2022 г. стороны договорились о сооружении в 2023 году стальной магистрали в 30 км между портом Басра (крупнейшим иракским портом в Персидском заливе) и иранским погранпунктом Шаламче, состыкованным железной дорогой (20 км) с иранским портом Хорремщехр. А этот порт, напомним, участвует в коридоре «Север-Юг».

В то же время линия Астара – Казвин обеспечит кратчайший выход иракского порта Басра, во-первых, к трансиранскому маршруту коридора и, во-вторых, к тому же иранскому порту Хорремшехр. Поэтому значимость новой ирано-иракской железной дороги выходит за двусторонние рамки.

Соответственно, по оценке Министерства транспорта Ирака, новая ирано-иракская линия «устранит разрыв в железнодорожных коридорах Восток – Запад, обеспечив Ираку новый выход через Иран к Афганистану, Пакистану и Индии». Плюс к тому та же линия создаст через Ирак «новое соединение железных дорог Ирана с портами Сирии».

Коридорный проект Иран–Ирак–Сирия

Словом, реализация проекта Решт – Астара, несмотря на его локальную географию, поспособствует формированию более обширного евроазиатского коридора с участием транзитной инфраструктуры Ирака, Восточного Средиземноморья и Южной Азии.  

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4244
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика