В Литве отчитались о своих успехах без белорусского транзита, но так ли это? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

В Литве отчитались о своих успехах без белорусского транзита, но так ли это?

2022 год стал началом испытаний для одних стран Восточной Европы и периодом переосмысления торгово-экономических и политических отношений для других. Белоруссия, которая уже продолжительное время живет под западными санкциями, окончательно сделала свой выбор в пользу России, к которому ее так настойчиво подталкивали ЕС и США, вводя против республики всевозможные ограничения. Одним из самых серьезных ударов по белорусской экономике был нанесен в сфере логистики экспортных товаров республики, которая ранее была прочно связана с морскими портами прибалтийских республик, отказавшихся по прихоти заокеанских партнёров работать с Минском.

Вместе с тем конец прошлого года продемонстрировал, что многочисленные прогнозы относительно краха всего белорусского экспорта из-за западных санкций во многом не оправдались, а Литва, Латвия и в некоторой степени Эстония оказались заложниками своей недальновидной политики, в центре которой лежит стремление всячески угодить Вашингтону. В этой связи совершенно неудивительным выглядит то, что на фоне провала антироссийский и антибелорусской кампании и собственных неудач в Прибалтике все чаще стали рисовать перед простыми гражданами искаженную картину действительности, выдавая ее за реальное положение вещей.

 В последние месяцы в информационном пространстве, в первую очередь Литвы и Латвии, участились попытки доказать успешность санкционной политики в отношении Белоруссии и России, которая якобы не только достигла своей цели, но и не смогла повлиять на экономику ее инициаторов. Одним из примеров этому может служить развернувшаяся информационная кампания вокруг порта в Клайпеде. С начала года во многих литовских, а с ними и белорусских оппозиционных СМИ стали появляться материалы об «успехах» данной морской гавани, которая, полностью лишившись удобрений, нефти, газа и других белорусских и российских грузов, якобы стала чуть ли не Меккой для товаров и сырья из Западной Европы, Скандинавии, Турции и даже Малайзии и Вьетнама.

Более того, повсеместно распространяется информация о том, что прогнозы по сокращению грузооборота порта на 35 % не оправдались, а к концу года и вовсе был зафиксирован рекордный объем контейнерного грузооборота – более 1 млн TEU (стандартизированных контейнеров). Для примера: предыдущий рекорд в 750 тыс. TEU был в 2018 году, а за 2021 г. он составлял 667 тыс. TEU. Таким образом, перевалка данного вида грузов продемонстрировала стремительный рост на 60%, о чем и раструбили местные СМИ в попытке доказать правоту действий литовских и западных политиков относительно санкционного давления на Белоруссию и Россию.

Правда, они решили не упоминать о том, за счет чего порт в Клайпеде сумел достичь таких результатов и каковы общие показатели этой морской гавани за прошлый год, которая чувствует себя лучше остальных в Прибалтике.

Например, главной причиной роста контейнерных перевозок через Клайпеду стала введённая портом стопроцентная скидка на тоннажный сбор, которая сократила доходы, но привлекла сюда корабли, перевозящие грузы для распределения. Однако даже с таким ростом Клайпедская гавань оказалась в глубоком минусе по общим показателям. Как отмечал директор порта Альгис Латакас, в 2022 году здесь было обработано 36 млн тонн грузов, что на 21% меньше, чем годом ранее, когда этот показатель достигал 45,6 млн тонн. Правда, по его мнению, и такой результат очень неплох, так как падение должно было составить до 30-32 млн тонн. Главной причиной всех проблем порта, как не сложно догадаться, стало сокращение на 55,6% погрузки навалочных, на 17% - наливных, и на 10,3% - генеральных грузов. Проще говоря, именно разрыв отношений с Белоруссией, которая переваливала через Клайпеду миллионы тонн калийных удобрений и нефтепродуктов, и стал главной проблемой для порта.

Вместе с тем, рассказывая об «успехах» санкционной политики против Минска и Москвы, многие в Литве, как и в среде белорусской оппозиции, предпочитают не говорить о том, что происходит в российских портах, куда, как известно, и был переброшен экспорт товаров из Белоруссии. И здесь для противников Союзного государства есть довольно плохие новости. В середине января стало известно, что, по данным Росморречфлота, в 2022 году грузооборот морских портов России увеличился на 0,7% и составил 841,5 млн тонн. В том числе объем перевалки сухих грузов составил 404,7 млн тонн (сократившись лишь на 2,0%), а наливных – 436,8 млн тонн (увеличился на 3,4%). При этом падение грузооборота морских портов Балтийского бассейна сократился не существенно – всего на 2,9% до 245,6 млн тонн.

И большую заслугу в этом сыграло развернувшееся сотрудничество Белоруссии и России. Например, падение контейнерных перевозок удалось нивелировать за счет увеличения перевалки белорусских калийных удобрений: через порт Усть-Луга прошло за 2022 год 777 тыс. тонн данного вида продукции в направлении Южной Америки и Юго-Восточной Азии, о чем ранее не шло даже и речи.

В данном случае следует напомнить, что именно западные санкции стали главным триггером развития транспортных отношений белорусских компаний с российскими морскими гаванями. Если в прошлые годы практически весь экспорт из Белоруссии шел через прибалтийские порты, то после закрытия этих путей, а также начала специальной военной операции (СВО) на Украине, у Минска просто не осталось выхода, как формировать новую логистику для своих товаров через Россию. Начало тесному сотрудничеству было положено еще в феврале 2021 года, когда правительства двух стран подписали соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты для дальнейшего экспорта в третьи страны. В итоге за 2021 год транзит этих товаров через морские гавани РФ составил 2,13 млн тонн, а по итогам 2022 года – более 3 млн тонн. И основной поток как белорусских нефтепродуктов, так и калийных удобрений шел через порты Санкт-Петербурга и Усть-Луги.

Правда, в отличие от продуктов нефтепереработки, которые без проблем идут через российские порты, с транзитом калия все еще остаются вопросы, так как сама Россия испытывает дефицит специализированных мощностей для их перевалки (по разным оценкам, до 8 млн тонн в год). Поэтому белорусские удобрения сегодня приходится «раскидывать» мелкими партиями, в том числе в биг-бэгах (мягкие контейнеры, как правило, вместимостью 500 и 1000 кг) по разным российским портам.

В то же время все трудности, с которыми столкнулись белорусские производители, не смогли остановить развитие их сотрудничества с Россией, и к концу 2022 года для экспорта своих грузов Минск использовал уже 19 российских портов, и только к октябрю вывоз товаров из республики в морские гавани РФ увеличился в 2,2 раза, составив 3,6 млн тонн. Для сравнения: к концу лета прошлого года речь шла только о 9 портах и около 2 млн тонн грузов. Одновременно были проработаны схемы доставки белорусских товаров с задействованием портов не только Северо-Западного региона России, но и Черного и Азовского морей. В частности, после подписания соответствующих договоренностей Минск рассчитывает увеличить свой транзит через Астраханский порт с нынешних 200 тыс. тонн до 650-850 тыс. тонн. При этом через данный регион уже идет отправка по долгосрочным контрактам белорусских грузов в Иран, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты, среди которых пиломатериалы, бумага, техника «БелАЗа», химические изделия и удобрения.  

Кроме Балтики и южного направления, Белоруссия проявляет серьезный интерес и к Мурманской области, где на западном берегу Кольского залива должен быть построен новый терминал мощностью в 5-7 млн тонн в год, соответствующее соглашение о чем было подписано в сентябре 2022 года. При этом сотрудничество России и Белоруссии здесь уже идет полным ходом. Например, в «Мурманском морском рыбном порту» (ММРП) сообщили, что завершили 2022 год с увеличением объемов перевалки грузов на 23% – до 326,4 тыс. тонн, причем 17% из них пришлось на грузы из Белоруссии, которых ранее здесь не было. Более того, в планах ММРП переваливать через свои мощности не только белорусские корма для рыб и аквакультуры, но и минеральные удобрения в биг-бэгах и даже металлоизделия с «Белорусского металлургического завода».

Помимо всего прочего, есть интерес белорусских логистов и к портам Дальневосточного морского бассейна России, которые позволяют обеспечить прямой выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Правда, в данном случае к ряду проблем, характерных на других направлениях, например лишние затраты на перегрузку товаров или увеличение транспортного плеча, на пути через Дальний Восток появляется еще и вопрос дефицита провозной способности Восточного железнодорожного полигона. Однако это нисколько не останавливает Белоруссию в ее стремлении наладить новые логистические цепочки для своего экспорта.  

Конечно, в Минске прекрасно понимают все нынешние и будущие трудности в освоении новых путей, а потому все чаще стали говорить о том, что республике нужен свой собственный порт на Балтике, о начале возведения которого было заявлено еще весной пошлого года. Как отмечалось в начале января, финансирование такого строительства Белоруссия осуществляет сама с привлечением кредитных ресурсов, в том числе со стороны России. Правда, как быстро данный проект будет реализован, пока не ясно, но решительность Александра Лукашенко в стремлении создать для страны собственную морскую гавань вселяет определенный оптимизм.

Сегодня же, как заявил первый вице-премьер Белоруссии Николай Снопков, страна не испытывает проблем с перевалкой через морские порты РФ своих грузов, 80% из которых – нефтепродукты и калийные удобрения. При этом он отметил, что «если нам будут поступать сигналы по поводу прибалтийских портов, в частности Клайпеды и Вентспилса, мы будем думать», добавив, что теперь Минск будет смотреть на условия, которые ему предлагают, а не наоборот. Это, по сути, и может считаться главным ответом тем, кто на протяжении последнего время пытается доказать правильность санкционного давления на РФ и Белоруссию и отсутствие негативных последствий происходящего для всех стран региона.

Поэтому и все нынешние заявления об «успехах» прибалтийских портов являются не более чем попыткой сделать хорошую мину при плохой игре, в то время как Минск и Москва продолжают, пускай и сложный, но все же крайне перспективный путь создания новых транспортных цепочек для совместной работы на мировом рынке.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4795
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика