Почему миссия ОДКБ нужна Армении - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

Почему миссия ОДКБ нужна Армении

Миссия ОДКБ может быть оперативно развернута в Армении в том случае, если в этом будет заинтересован Ереван. «Мы фиксируем, что в Ереване, не доведя до логического конца работу по направлению миссии ОДКБ, предпочли сделать выбор в пользу ЕС. В случае, если у армянских союзников сохраняется заинтересованность в задействовании потенциала ОДКБ, ее миссия может быть оперативно развернута в Армении», - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге 27 января.

Ранее, во второй половине декабря тогдашний генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась, выступая на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре «Sputnik Армения» в формате видеомоста Москва – Астана – Бишкек – Ереван – Минск, напомнил, что одним из пунктов предложений ОДКБ по оказанию помощи Армении было направление миссии организации на армяно-азербайджанскую границу. В самих предложениях изложен мандат предполагаемой миссии – состав, сроки работы (два месяца), задачи. Основное предназначение миссии заключалось в изучении ситуации на месте, оперативная подготовка соответствующих предложений для Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Тогда же генсек ОДКБ в очередной раз подчеркнул, что данные предложения остаются в силе, и выразил уверенность в том, что «если Армения посчитает необходимым либо принять решение по всему этому пакету мер (6 пунктов), либо по отдельным пунктам, в том числе (по запуску) миссии – это можно организовать, причем достаточно оперативно».

Сегодня, с учетом ситуации в регионе и особенно после атак на Иран, миссия ОДКБ как евразийской организации становится просто необходимой Армении, даже с учетом трудностей переговоров в рамках самой ОДКБ, обусловленных сложностью момента, который изобилует конфликтами, противоречиями, сменой парадигмы в международных отношениях и вообще в международной системе отношений.

Прозападные политики Армении, выступающие против членства страны в ОДКБ, все время «забывают» сказать, что именно это членство позволяет Еревану сдерживать часть членов организации от прямых антиармянских действий. Внешняя политика должна служить не увеличению числа недоброжелателей, а наоборот – их минимизации при максимизации числа друзей. Выход из ОДКБ такому результату явно не поспособствует. Нельзя упускать из вида, что центральноазиатские страны, входящие в организацию, близки к Азербайджану и Турции, причем не только благодаря общим культурным и языковым корням.

Специалисты справедливо отмечают, что выход из любой организации должен предполагать наличие лучшей альтернативы. Любой политический шаг должен предполагать, что из всех возможных выбрана наилучшая альтернатива. В Ереване же подчас звучат мнения о том, что необходимо сначала выйти, чтобы начать искать. Это мнение в корне неверно: вызовы безопасности Армении существуют постоянно, а поиск новой системы безопасности без каких-либо конкретных деталей затянется на неопределенный срок. Всерьез рассматривать   лишь механизмы, которые уже существуют и очень конкретно оформлены с точки зрения обеспечения безопасности в «жестком» режиме. Все остальные разговоры лишь уменьшают уровень безопасности Армении, поскольку предполагают снос нынешних, пусть и очень слабых механизмов – и ничего взамен.

После нынешних событий продвигавшийся некоторыми армянскими политиками мифический «союз Ирана с Западом» (как некая геополитическая опора в регионе для Еревана) уже можно отбросить. Если рассматривать собственно западную альтернативу, то и она отсутствует. НАТО нет даже в Грузии, что уж говорить об Армении. Предположение о том, что Ереван самостоятельно начнет путь в НАТО в надежде, что когда-нибудь он увенчается успехом, абсолютно несерьезно, поскольку в таком случае Армения становится донором безопасности для НАТО, а не наоборот. И это при том, что в очень краткосрочной перспективе Еревану нужна конкретная поддержка для обеспечения безопасности «на земле». Посему получается, что, выйдя из-под «зонтика» ОДКБ, Армения оказывается без какой-либо защиты на неопределенно длительное время.

Что же касается «конкурентов» миссии ОДКБ из Евросоюза, то их роль в прекращении огня и реальном миротворчестве крайне эфемерна и фактически никакого влияния на ситуацию не оказывает, сводясь в основном к новостным сообщениям. Когда в конце сентября 2020 года в Нагорном Карабахе возобновились боевые действия, которые стали продолжением многолетнего конфликта и привели к жертвам среди мирного населения, а стороны предприняли несколько попыток заключить перемирие, то самым успешным оказалось трехстороннее соглашение, достигнутое в ночь на 10 ноября, – особо подчеркнем – благодаря не ЕС, а России.

Именно при посредничестве Москвы и фактически благодаря специалистам ОДКБ (в данном контексте напомним, что после крайнего обострения ситуации в регионе туда по решению чрезвычайного саммита ОДКБ была направлена делегация уполномоченных лиц, которые составили отчет о своей поездке, рассматривавшийся в том числе и министрами иностранных дел), Азербайджан и Армения договорились тогда полностью прекратить огонь и обменяться пленными и телами погибших.

По сути все, что сегодня Запад предлагает Армении, это выход из ОДКБ в надежде договориться с её настоящим врагом Турцией, при этом сделав главным своим врагом Россию, на поддержке которой держится экономика и энергетика Армении. И это при том, что Турция мириться совершенно не хочет, разве что на собственных условиях.

Сегодня ОДКБ, Россия и ее МИД продолжают осуществлять посредничество и приветствуют все возможные усилия, которые ведут к урегулированию конфликта и заключению мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Все предложения Москвы зафиксированы сторонами – и Ереваном, и Баку. МИД РФ продолжает оказывать свои услуги в той мере, в которой в них нуждаются страны региона для того, чтобы выйти на устойчивое урегулирование. И миссия ОДКБ, и ее помощь в данном контексте должна быть также востребована.

Представляется, что сегодня ОДКБ, являющаяся одним из важных источников стабильности в Евразии и созданная для обеспечения гарантий безопасности участников организации, способна предпринять меры по улучшению положения дел в регионе. Безусловно, для этого необходима тесная координация внешнеполитических позиций государств-участников по глобальным и региональным проблемам безопасности, а также четкое определение общих для них приоритетов в сфере обеспечения военной безопасности.  

Возможно, что в этом контексте одним из важных шагов по укреплению стабильности в регионе могла бы стать разработка и предложение ОДКБ концепции, содержащей новые подходы к обеспечению евразийской безопасности. Вполне возможно, что эта инициатива будет воспринята без энтузиазма. Тем более пока не следует рассчитывать на скорую реструктуризацию пространства безопасности в Евразии. Однако сам факт выдвижения концептуальных предложений от лица международной организации, каковой является ОДКБ, не может остаться без внимания. В любом случае это вызовет международный резонанс, который можно будет использовать в интересах укрепления стабильности в Евразии.

Повышение роли ОДКБ требует не только активизации ее деятельности на внешнеполитической арене, но и решения ряда других задач, в числе которых, например, дальнейшая адаптация организации к современным политическим реалиям. Действительно, инструменты ОДКБ задействовать в реалиях армяно-азербайджанского конфликта крайне сложно, но выход Армении из организации будет стоить Еревану гораздо дороже членства. В этом контексте стоит напомнить, что нынешние власти Армении сами внесли в дискредитацию организации максимально возможный «вклад», арестовав в 2018 г. тогдашнего генсека ОДКБ Ю. Хачатурова.

Тем не менее сегодня ОДКБ располагает немалым потенциалом для эффективной деятельности в сфере международной безопасности, следовательно, каждое государство-член организации может рассчитывать на поддержку партнеров и союзников. Пределов в совершенствовании деятельности по защите общих и национальных интересов постсоветских стран, а также в укреплении стабильности и безопасности в мире и регионе не существует. Именно поэтому консолидация участников ОДКБ и укрепление позиций организации в региональной и мировой политике будут способствовать реализации интересов не только Армении, но и всех и каждого из государств-участников ОДКБ.

* * *

Вчера глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу «Россия 24» и агентству РИА Новости вновь заявил, что предложение о развертывании миссии ОДКБ на границе Армении и Азербайджана остается актуальным.

«Считаю важным достижением тот факт, что ОДКБ в непростой ситуации подготовила план развертывания миротворческой операции. Это предложение до сих пор "на столе". Если армянские союзники и друзья по-прежнему в нем заинтересованы, она может быть развернута в течение одного-двух дней», – сказал С. Лавров.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2427
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика