Повысить статус русского языка до второго государственного – в интересах Киргизии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Повысить статус русского языка до второго государственного – в интересах Киргизии

Текущий год в Содружестве Независимых Государств, проходящий под председательством Киргизии, посвящен развитию русского языка, как языка межнационального общения, о чем лидеры стран СНГ договорились еще в декабре 2020 года. В этой связи решено продолжить работу по созданию организации по поддержке и продвижению русского языка, а также провести ряд исследований, международных конференций, форумов и прочих мероприятий.

Принимая эстафету у Казахстана в декабре 2022 года, президент Киргизской Республики Садыр Жапаров заверил, что в рамках своего председательства в СНГ киргизская сторона неизменно будет уделять большое внимание укреплению добрососедских и доверительных отношений между странами Содружества, основанных на уважении интересов друг друга. Но уже месяц спустя 75 из 90 депутатов Жогорку Кенеша (парламента) КР в первом чтении поддержали новую редакцию закона «О государственном языке», который, по оценкам экспертов, максимально сузит применение в республике пока еще официального – русского языка.

«В документе изначально заложено много репрессивно-регулятивных мер, а так как это конституционный закон, то в будущем, скорее всего, будут приниматься дополнительные подзаконные акты, которые могут еще больше сузить сферу применения русского языка», - прокомментировал законопроект директор Института русского языка КРСУ профессор Мамед Тагаев.

Своим мнением он поделился в рамках круглого стола «Роль русского языка в продвижении интеграционных образовательных процессов в СНГ на примере Кыргызстана», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

«Киргизия уже 30 лет является суверенным государством, и вполне логично, что в республике должна быть собственная политика по государственному языку, но она не должна проводиться в ущерб другим языкам, и самое главное в ущерб гражданам страны», - отметил спикер.

Сегодня более 400 тыс. из 1,4 млн школьников, или практически каждый третий ребенок Киргизии учатся в школе с русским языком обучения. По словам профессора, русскоязычные школы пользуются большой популярностью, потому что дают более качественное образование. «Мы проводили социсследования на тему русскоязычного образования и отношения к русскому языку в целом. Опросив более 3 тыс. киргизстанцев и получив свыше 62 тыс. ответов, мы выяснили, что 98% населения регионов и малых городов решительно за русский язык, и только 2% жителей выступили против него. Эти красноречивые данные должны учитываться в языковой политике нашего государства», - подчеркнул М. Тагаев. 

При этом он пояснил, что граждане республики не против развития киргизского языка, вопрос стоит лишь в необходимости гармонизировать ситуацию с государственным и официальным языками: «Я считаю, что люди, выступающие за гармонизацию, - это настоящие патриоты нашей страны, поскольку в современном мире билингвизм или знание нескольких языков является нормой. Поэтому магистральным направлением языковой политики Киргизии должен стать билингвизм. А репрессивными мерами невозможно продвинуть киргизский язык, потому что ни один язык не подчиняется регулятивным мерам».

По словам профессора, для развития государственного языка необходимо, чтобы киргизские школы давали качественное образование: «А для этого нужно укреплять материально-техническую базу, а не просто спускать сверху такие законы – принимая их, мы закладываем мину под будущее нашей страны. Языковой вопрос очень чувствительный и к нему нужно относиться с большой осторожностью. Однобокость и национальная ограниченность ни к чему хорошему не приведут», - добавил М. Тагаев.  

Поддержал эту мысль член Координационного совета российских соотечественников КР, журналист Александр Никсдорф, обративший внимание на то, что, согласно новой редакции закона о госязыке, все сотрудники госструктур, включая школы и медучреждения, обязательно должны знать киргизский язык: «Т. е. русскоязычные педагоги и медики после принятия документа просто не смогут работать, не нарушая законодательство. В этой связи вполне может возникнуть скандал, на который, видимо, и «напрашивается» наш парламент».   

Как отметил политический обозреватель Александр Ильяев, языковой вопрос «тесно связан с политикой государства». Он напомнил, что дерусификация Киргизии началась еще при первом президенте: «Аскар Акаев этот вопрос решал путем смены элит, т. е. когда на смену классической городской интеллигенции стала приходить сельская, единственным препятствием был русский язык. Тогда и начался процесс сужения русскоязычного пространства, который с тех пор только усугубляется. Причем зачастую не без участия западных стран».

Он обратил внимание, что очень агрессивно в этом направлении действуют прозападные неправительственные организации и средства массовой информации, которые все активнее вмешиваются в дела государства и пытаются диктовать политическую повестку. В этой связи политолог отметил решительность президента Киргизии в отношении медиаресурса «Азаттык Медиа», которое при поддержке фонда «Сорос Кыргызстан» не только пытается очернить линию руководства страны в вопросах пограничных споров с Таджикистаном, но и нередко манипулирует общественным сознанием, провоцируя раскол общества, в том числе на языковой почве.

Уверенность в том, что все попытки «раскачать» языковой вопрос в странах постсоветского пространства осуществляются со стороны коллективного Запада, выразил и системный аналитик Бактыбек Саипбаев, подчеркнув, что сегодня это общая для всех республик бывшего Советского Союза тенденция. «Задача западных стран заключается в том, чтобы разъединить постсоветские государства, разрушив их единое языковое пространство – пространство русского языка, который сейчас подвергается серьезному давлению во всем мире, хотя и является одним из рабочих языков в ООН. Эта антирусская политика Запада навязывается и щедро финансируется в странах, где используется русский язык», - обратил внимание эксперт.

Вместе с тем он напомнил, что Киргизия – многонациональная республика, поэтому нельзя насильственно заставить всех говорить на киргизском языке: «Нашим депутатам нужно понять, что директивно нация не образуется. Она формируется естественным историческим путем, а любое ускоренное насаждение приводит к этническим конфликтам, поэтому все нужно делать очень аккуратно – в идеале нам нужно создать условия, чтобы граждане республики одинаково хорошо владели и киргизским, и русским языками».

Нынешняя же редакция закона по госязыку может привести Киргизию к негативным последствиям, как, например, на Украине, где, по мнению аналитика, причиной нынешней ситуации стала именно ускоренная «украинизация», повсеместно сопровождавшаяся вытеснением русского и принуждением граждан говорить на украинском языке. «К сожалению, и у нас может произойти то же самое. Но к чему мы придем в конечном итоге? Мы будем отрезаны от научно-технического прогресса. Хотим мы того или нет, к мировой культуре и науке мы приобщаемся именно через русский язык», - добавил Б. Саипбаев.

Как отметила журналист Мария Озмитель, происходящие сегодня в языковой сфере процессы являются элементом прокси-войн, в которых Киргизия проигрывает, являясь лишь их объектом: «Конечная цель всех манипуляций с языковым вопросом – это раскол общества, размежевание народа нашей республики и воспитание молодежи, которая не будет знать свою историю, утратит коммуникации со своим предками и т. д. То есть мы рискуем вырастить поколение манкуртов. Поэтому суть сейчас не только в сохранении русского языка, как языка межнационального общения и официального языка в нашей стране, но и в способности государства и его институтов сохранить субъектность в идеологической сфере».   

При этом, как отметил главный редактор журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» МОН КР Гулжигит Сооронкулов, в школах республики постоянно сокращаются часы преподавания русского языка. «Если у нас по программе для пятых-шестых классов в киргизских школах преподается два часа русского языка и один час литературы в неделю, вряд ли можно ожидать, что наши ребята заговорят на официальном языке», - отметил спикер.

Поддержала эту мысль декан факультета журналистики КНУ им. Ж. Баласагына Ширин Костюк: «Несмотря на то, что говорится много слов о том, насколько важен и прагматически оправдан русский язык в Киргизии, тенденции говорят о том, что уровень владения официальным языком критически снижается. К нам на факультет приходят все больше студентов, которые его не знают, потому что в регионах не хватает учителей, количество часов постоянно сокращается. Да еще и на КТРК (Национальная телерадиовещательная корпорация Киргизской Республики. – Ред.) русскоязычный контент максимально «урезали». Все это, естественно, влияет на ситуацию в языковой сфере», - пояснила спикер.

В свою очередь, председатель Свердловской областной ОО «Кыргызстан-Урал» (Екатеринбург) Гулшан Долонбаева отметила, что «главная мотивация в изучении русского языка, например, для современного трудового мигранта – это социальный статус и высокая заработная плата. Наши мигранты – свыше 1 млн человек – на территории Российской Федерации находятся в более выгодном положении по сравнению с таджиками, узбеками и т. д. только потому, что знают русский язык».

Вместе с тем она отметила, что с каждым годом владение русским языком и среди мигрантов заметно снижается. Поэтому диаспоральные организации вынуждены заниматься обучением русскому языку соотечественников, решением их юридических и прочих проблем, но, несмотря на это, иногда оказываются не в силах предотвратить трагедии, как, например, ту, что произошла в семье трудовых мигрантов из Киргизии в Екатеринбурге: «Вместе с родителями приехали двое мальчиков – пятый и седьмой класс. Из-за того, что дети не знали русского языка, после тестирования старшего ребенка посадили в один класс с младшим братом, где он проучился меньше полугода, а потом повесился. Он написал в записке: «Почему я плохо учил русский язык в Кыргызстане…» Т. е. незнание русского языка толкнуло ребенка на этот непоправимый шаг», – со скорбью констатировала глава уральской диаспоры. В этой связи она подчеркнула, что «лирикой» в языковых вопросах заниматься нельзя, нельзя их политизировать: «Нужно думать о людях, которым русский язык необходим, и всячески содействовать его изучению в Киргизии».

История Киргизии, особенно в период становления современного государства, тесно связана с русским языком, русским народом, его культурой и литературой, подчеркнула экс-депутат Жогорку Кенеша Ыргал Кадыралиева. «В ст.13, п. 2 Конституции КР определено, что русский язык является официальным языком в нашей стране. К сожалению, некоторые политики его притеснением пользуются как оружием для собственного пиара. Но популизм и политизация языкового вопроса ни к чему, кроме раскола общества, не приведут. Русский язык – это язык межнационального и межкультурного общения, поэтому мы должны приложить максимум усилий для его сохранения».     

В свою очередь, эксперт по вопросам безопасности, ветеран спецслужб КР Динмухамед Алмамбетов отметил, что манипуляции в языковой сфере могут нести угрозу национальной безопасности республики: «В условиях глобального противоборства крупных геополитических игроков, когда западные страны не скрывают, что их главной целью в ЦА является отрыв от России государств региона, включая Киргизию, наша страна сделала свой выбор, заняв определенную позицию, исходя из участия в таких договорах, как СНГ, ОДКБ, ШОС и ЕАЭС».

В этой связи некорректные выступления и действия со стороны спикера киргизского парламента, по мнению эксперта, могут привести страну к нежелательным последствиям в сфере международных отношений и в плане национальной безопасности. «Нельзя забывать, что действия американцев и британцев в ЦА лишь маскируются под заботу о закреплении национального самосознания стран региона и избавлении их от так называемого российского исторического колониализма. На самом же деле они нацелены на то, чтобы поставить центральноазиатские республики в полную зависимость от западного мира. По сути, происходит искусственное нагнетание национализма, который наносит ущерб суверенитету стран ЦА и подрывает основы региональной безопасности», - пояснил эксперт.

Одним из основных направлений деятельности западных стран в регионе становится выдавливание не только русского языка, но и идей, основанных на общности и совместном историческом наследии постсоветских государств. Все это делается по украинским лекалам, т. е. очевидны попытки внешних сил вбить клин между братскими народами, заставить их забыть о совместных успехах и победах. «Дискриминация языка является одним из проявлений национализма. Т. е. в нашей многонациональной стране притеснение официального языка является ущемлением русскоговорящих народов», - отметил спикер.

Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков, в свою очередь, заявил, что русский язык играет важную роль в развитии двухстороннего сотрудничества между Киргизией и Россией во всех сферах – от культуры до обеспечения безопасности. При этом он особо подчеркнул, что Российская Федерация никогда не проявляла агрессивности в отношении национальной языковой повестки КР: «Более того, российская сторона в какой-то мере даже способствует развитию культурной самобытности и государственного языка нашей республики».

Провести референдум по приданию русскому языку статуса второго государственного языка в Киргизии предложил глава МОФ «Люди Мира» Алишер Ташматов. Он пояснил, что только в этом случае оба языка смогут развиваться паритетно.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1468
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика