Текущий год в Содружестве Независимых Государств, проходящий под председательством Киргизии, посвящен развитию русского языка, как языка межнационального общения, о чем лидеры стран СНГ договорились еще в декабре 2020 года. В этой связи решено продолжить работу по созданию организации по поддержке и продвижению русского языка, а также провести ряд исследований, международных конференций, форумов и прочих мероприятий.
Принимая эстафету у Казахстана в декабре 2022 года, президент Киргизской Республики Садыр Жапаров заверил, что в рамках своего председательства в СНГ киргизская сторона неизменно будет уделять большое внимание укреплению добрососедских и доверительных отношений между странами Содружества, основанных на уважении интересов друг друга. Но уже месяц спустя 75 из 90 депутатов Жогорку Кенеша (парламента) КР в первом чтении поддержали новую редакцию закона «О государственном языке», который, по оценкам экспертов, максимально сузит применение в республике пока еще официального – русского языка.
«В документе изначально заложено много репрессивно-регулятивных мер, а так как это конституционный закон, то в будущем, скорее всего, будут приниматься дополнительные подзаконные акты, которые могут еще больше сузить сферу применения русского языка», - прокомментировал законопроект директор Института русского языка КРСУ профессор Мамед Тагаев.
Своим мнением он поделился в рамках круглого стола «Роль русского языка в продвижении интеграционных образовательных процессов в СНГ на примере Кыргызстана», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
«Киргизия уже 30 лет является суверенным государством, и вполне логично, что в республике должна быть собственная политика по государственному языку, но она не должна проводиться в ущерб другим языкам, и самое главное в ущерб гражданам страны», - отметил спикер.
Сегодня более 400 тыс. из 1,4 млн школьников, или практически каждый третий ребенок Киргизии учатся в школе с русским языком обучения. По словам профессора, русскоязычные школы пользуются большой популярностью, потому что дают более качественное образование. «Мы проводили социсследования на тему русскоязычного образования и отношения к русскому языку в целом. Опросив более 3 тыс. киргизстанцев и получив свыше 62 тыс. ответов, мы выяснили, что 98% населения регионов и малых городов решительно за русский язык, и только 2% жителей выступили против него. Эти красноречивые данные должны учитываться в языковой политике нашего государства», - подчеркнул М. Тагаев.
При этом он пояснил, что граждане республики не против развития киргизского языка, вопрос стоит лишь в необходимости гармонизировать ситуацию с государственным и официальным языками: «Я считаю, что люди, выступающие за гармонизацию, - это настоящие патриоты нашей страны, поскольку в современном мире билингвизм или знание нескольких языков является нормой. Поэтому магистральным направлением языковой политики Киргизии должен стать билингвизм. А репрессивными мерами невозможно продвинуть киргизский язык, потому что ни один язык не подчиняется регулятивным мерам».
По словам профессора, для развития государственного языка необходимо, чтобы киргизские школы давали качественное образование: «А для этого нужно укреплять материально-техническую базу, а не просто спускать сверху такие законы – принимая их, мы закладываем мину под будущее нашей страны. Языковой вопрос очень чувствительный и к нему нужно относиться с большой осторожностью. Однобокость и национальная ограниченность ни к чему хорошему не приведут», - добавил М. Тагаев.
Поддержал эту мысль член Координационного совета российских соотечественников КР, журналист Александр Никсдорф, обративший внимание на то, что, согласно новой редакции закона о госязыке, все сотрудники госструктур, включая школы и медучреждения, обязательно должны знать киргизский язык: «Т. е. русскоязычные педагоги и медики после принятия документа просто не смогут работать, не нарушая законодательство. В этой связи вполне может возникнуть скандал, на который, видимо, и «напрашивается» наш парламент».
Как отметил политический обозреватель Александр Ильяев, языковой вопрос «тесно связан с политикой государства». Он напомнил, что дерусификация Киргизии началась еще при первом президенте: «Аскар Акаев этот вопрос решал путем смены элит, т. е. когда на смену классической городской интеллигенции стала приходить сельская, единственным препятствием был русский язык. Тогда и начался процесс сужения русскоязычного пространства, который с тех пор только усугубляется. Причем зачастую не без участия западных стран».
Он обратил внимание, что очень агрессивно в этом направлении действуют прозападные неправительственные организации и средства массовой информации, которые все активнее вмешиваются в дела государства и пытаются диктовать политическую повестку. В этой связи политолог отметил решительность президента Киргизии в отношении медиаресурса «Азаттык Медиа», которое при поддержке фонда «Сорос Кыргызстан» не только пытается очернить линию руководства страны в вопросах пограничных споров с Таджикистаном, но и нередко манипулирует общественным сознанием, провоцируя раскол общества, в том числе на языковой почве.
Уверенность в том, что все попытки «раскачать» языковой вопрос в странах постсоветского пространства осуществляются со стороны коллективного Запада, выразил и системный аналитик Бактыбек Саипбаев, подчеркнув, что сегодня это общая для всех республик бывшего Советского Союза тенденция. «Задача западных стран заключается в том, чтобы разъединить постсоветские государства, разрушив их единое языковое пространство – пространство русского языка, который сейчас подвергается серьезному давлению во всем мире, хотя и является одним из рабочих языков в ООН. Эта антирусская политика Запада навязывается и щедро финансируется в странах, где используется русский язык», - обратил внимание эксперт.
Вместе с тем он напомнил, что Киргизия – многонациональная республика, поэтому нельзя насильственно заставить всех говорить на киргизском языке: «Нашим депутатам нужно понять, что директивно нация не образуется. Она формируется естественным историческим путем, а любое ускоренное насаждение приводит к этническим конфликтам, поэтому все нужно делать очень аккуратно – в идеале нам нужно создать условия, чтобы граждане республики одинаково хорошо владели и киргизским, и русским языками».
Нынешняя же редакция закона по госязыку может привести Киргизию к негативным последствиям, как, например, на Украине, где, по мнению аналитика, причиной нынешней ситуации стала именно ускоренная «украинизация», повсеместно сопровождавшаяся вытеснением русского и принуждением граждан говорить на украинском языке. «К сожалению, и у нас может произойти то же самое. Но к чему мы придем в конечном итоге? Мы будем отрезаны от научно-технического прогресса. Хотим мы того или нет, к мировой культуре и науке мы приобщаемся именно через русский язык», - добавил Б. Саипбаев.
Как отметила журналист Мария Озмитель, происходящие сегодня в языковой сфере процессы являются элементом прокси-войн, в которых Киргизия проигрывает, являясь лишь их объектом: «Конечная цель всех манипуляций с языковым вопросом – это раскол общества, размежевание народа нашей республики и воспитание молодежи, которая не будет знать свою историю, утратит коммуникации со своим предками и т. д. То есть мы рискуем вырастить поколение манкуртов. Поэтому суть сейчас не только в сохранении русского языка, как языка межнационального общения и официального языка в нашей стране, но и в способности государства и его институтов сохранить субъектность в идеологической сфере».
При этом, как отметил главный редактор журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» МОН КР Гулжигит Сооронкулов, в школах республики постоянно сокращаются часы преподавания русского языка. «Если у нас по программе для пятых-шестых классов в киргизских школах преподается два часа русского языка и один час литературы в неделю, вряд ли можно ожидать, что наши ребята заговорят на официальном языке», - отметил спикер.
Поддержала эту мысль декан факультета журналистики КНУ им. Ж. Баласагына Ширин Костюк: «Несмотря на то, что говорится много слов о том, насколько важен и прагматически оправдан русский язык в Киргизии, тенденции говорят о том, что уровень владения официальным языком критически снижается. К нам на факультет приходят все больше студентов, которые его не знают, потому что в регионах не хватает учителей, количество часов постоянно сокращается. Да еще и на КТРК (Национальная телерадиовещательная корпорация Киргизской Республики. – Ред.) русскоязычный контент максимально «урезали». Все это, естественно, влияет на ситуацию в языковой сфере», - пояснила спикер.
В свою очередь, председатель Свердловской областной ОО «Кыргызстан-Урал» (Екатеринбург) Гулшан Долонбаева отметила, что «главная мотивация в изучении русского языка, например, для современного трудового мигранта – это социальный статус и высокая заработная плата. Наши мигранты – свыше 1 млн человек – на территории Российской Федерации находятся в более выгодном положении по сравнению с таджиками, узбеками и т. д. только потому, что знают русский язык».
Вместе с тем она отметила, что с каждым годом владение русским языком и среди мигрантов заметно снижается. Поэтому диаспоральные организации вынуждены заниматься обучением русскому языку соотечественников, решением их юридических и прочих проблем, но, несмотря на это, иногда оказываются не в силах предотвратить трагедии, как, например, ту, что произошла в семье трудовых мигрантов из Киргизии в Екатеринбурге: «Вместе с родителями приехали двое мальчиков – пятый и седьмой класс. Из-за того, что дети не знали русского языка, после тестирования старшего ребенка посадили в один класс с младшим братом, где он проучился меньше полугода, а потом повесился. Он написал в записке: «Почему я плохо учил русский язык в Кыргызстане…» Т. е. незнание русского языка толкнуло ребенка на этот непоправимый шаг», – со скорбью констатировала глава уральской диаспоры. В этой связи она подчеркнула, что «лирикой» в языковых вопросах заниматься нельзя, нельзя их политизировать: «Нужно думать о людях, которым русский язык необходим, и всячески содействовать его изучению в Киргизии».
История Киргизии, особенно в период становления современного государства, тесно связана с русским языком, русским народом, его культурой и литературой, подчеркнула экс-депутат Жогорку Кенеша Ыргал Кадыралиева. «В ст.13, п. 2 Конституции КР определено, что русский язык является официальным языком в нашей стране. К сожалению, некоторые политики его притеснением пользуются как оружием для собственного пиара. Но популизм и политизация языкового вопроса ни к чему, кроме раскола общества, не приведут. Русский язык – это язык межнационального и межкультурного общения, поэтому мы должны приложить максимум усилий для его сохранения».
В свою очередь, эксперт по вопросам безопасности, ветеран спецслужб КР Динмухамед Алмамбетов отметил, что манипуляции в языковой сфере могут нести угрозу национальной безопасности республики: «В условиях глобального противоборства крупных геополитических игроков, когда западные страны не скрывают, что их главной целью в ЦА является отрыв от России государств региона, включая Киргизию, наша страна сделала свой выбор, заняв определенную позицию, исходя из участия в таких договорах, как СНГ, ОДКБ, ШОС и ЕАЭС».
В этой связи некорректные выступления и действия со стороны спикера киргизского парламента, по мнению эксперта, могут привести страну к нежелательным последствиям в сфере международных отношений и в плане национальной безопасности. «Нельзя забывать, что действия американцев и британцев в ЦА лишь маскируются под заботу о закреплении национального самосознания стран региона и избавлении их от так называемого российского исторического колониализма. На самом же деле они нацелены на то, чтобы поставить центральноазиатские республики в полную зависимость от западного мира. По сути, происходит искусственное нагнетание национализма, который наносит ущерб суверенитету стран ЦА и подрывает основы региональной безопасности», - пояснил эксперт.
Одним из основных направлений деятельности западных стран в регионе становится выдавливание не только русского языка, но и идей, основанных на общности и совместном историческом наследии постсоветских государств. Все это делается по украинским лекалам, т. е. очевидны попытки внешних сил вбить клин между братскими народами, заставить их забыть о совместных успехах и победах. «Дискриминация языка является одним из проявлений национализма. Т. е. в нашей многонациональной стране притеснение официального языка является ущемлением русскоговорящих народов», - отметил спикер.
Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков, в свою очередь, заявил, что русский язык играет важную роль в развитии двухстороннего сотрудничества между Киргизией и Россией во всех сферах – от культуры до обеспечения безопасности. При этом он особо подчеркнул, что Российская Федерация никогда не проявляла агрессивности в отношении национальной языковой повестки КР: «Более того, российская сторона в какой-то мере даже способствует развитию культурной самобытности и государственного языка нашей республики».
Провести референдум по приданию русскому языку статуса второго государственного языка в Киргизии предложил глава МОФ «Люди Мира» Алишер Ташматов. Он пояснил, что только в этом случае оба языка смогут развиваться паритетно.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram