Прошедший год принес Приднестровью новые тесты на прочность, и 2023 год тоже может оказаться в этом отношении достаточно сложным. Положение в молдавско-приднестровском урегулировании продолжает ухудшаться. Тревогу по-прежнему вызывает ситуация в сфере безопасности. Непосредственной военной угрозы в регионе сегодня нет, однако из Киева регулярно раздаются голоса о том, что «проблему Приднестровья» нужно решить силовым путем. Кишинев отвергает такой вариант, даже нынешние молдавские власти понимают его катастрофичность для всех. Но на фоне того, что Запад продолжает накачивать регион военной техникой и оружием, ни за что твердо поручиться нельзя.
1
Ситуация в молдавско-приднестровских переговорах постепенно деградировала еще до начала событий февраля 2022 года. С 2019 года предприятия-экспортеры ПМР столкнулись в РМ с новыми финансово-банковскими ограничениями, закрытием счетов. В сентябре 2021 года Кишинев и Киев организовали блокаду для автотранспорта ПМР – автомобили с приднестровскими номерами лишились возможности выезжать на Украину.
С конца февраля 2022 года Украина полностью закрыла границу с Приднестровьем, хотя никакой угрозы от ПМР для приграничных украинских областей не исходило и не могло исходить. Сегодня известно, что такой шаг был предпринят по предложению молдавской стороны. После этого Кишинев получил полный контроль не только над приднестровским экспортом, но уже и над импортом. Это не замедлило вылиться в новые проблемы для ПМР. На молдавской таможне начали задерживаться медикаменты российского, белорусского и даже европейского производства, а также грузы с агрохимией и продовольствием. Все это привело к увеличению издержек для приднестровских импортеров, к росту цен на ряд товаров на внутреннем рынке ПМР.
Еще одна проблема коснулась импорта сырья для Молдавского металлургического завода – крупнейшего предприятия черной металлургии в регионе. Завод расположен в приднестровском городе Рыбнице. Молдова начала связывать импорт сырья для него с выдачей экологических авторизаций. В результате с конца февраля до конца апреля, пока решался вопрос с авторизациями, завод был вынужден приостанавливать производство. Это сказалось на итоговых показателях приднестровского экспорта в 2022 году.
В ноябре Приднестровье столкнулось с газовым кризисом, который был связан с тем, что АО «Молдовагаз» отбирало голубое топливо, предназначенное для ПМР. К счастью, одного месяца молдавским властям хватило для того, чтобы понять: газовый кризис – не в интересах самого Кишинева, так как из-за этого он лишается дешевой приднестровской электроэнергии. Стоимость электричества, которое Молдова в ноябре покупала на европейских рынках, порой достигала 450 долларов за мегаватт-час. Сразу взлетели тарифы на электроэнергию для населения – до цифр, в 4-6 раз превышающих российские.
В результате в начале декабря Тирасполь и Кишинев пришли к новой энергетической сделке, действие которой продолжается и сегодня. В соответствии с ней Приднестровье получило весь объем газа, поставляющийся в Молдову российским «Газпромом», а взамен закрыло около 60% потребности РМ в электроэнергии по цене в 73 доллара за мегаватт-час. Еще 30% Молдова производит сама, а остальные 10% докупает в Румынии.
Газовым кризисом проблемы 2022 года не закончились. В декабре в молдавском парламенте появился проект поправок, которые вводят в Уголовный кодекс РМ новые статьи и понятия. Среди них – «сепаратизм», «заговор против Молдовы», «антиконституционный субъект», «незаконная информационная структура». На сегодняшний день этот законопроект утвержден в окончательном чтении, и он заключает в себе угрозу для многих жителей Приднестровья.
2
На начало 2023 года диспозиция в отношениях Кишинева и Тирасполя такова. На политическом уровне так и не урегулирован вопрос с импортом медикаментов в ПМР – насколько можно понять, местные фармацевтические компании решают его «по ситуации», и это далеко не лучший вариант. Сохраняются и риски задержания продовольственных грузов для Приднестровья.
Молдавский металлургический завод работает и ждет от молдавских властей пятилетние экологические авторизации, которые дали бы гарантию, что с этой стороны проблем у предприятия не будет. На самом деле остановка завода не очень-то выгодна и Кишиневу – существенную часть доходов теряют железная дорога Молдовы и поставщики металлолома, а строительная отрасль не получит необходимые ей материалы.
Все сложно с работой международного переговорного формата «5+2» по молдавско-приднестровскому урегулированию, куда, помимо сторон конфликта, входят Россия, Украина, ОБСЕ, Евросоюз и США. Формат не собирался с конца 2019 года. И один из главных вопросов нынешнего года состоит в том, удастся ли его разблокировать.
Нет и, видимо, не предвидится встреч между Молдовой и Приднестровьем на высшем уровне, хотя президент ПМР Вадим Красносельский не раз делал Майе Санду такие предложения (последнее из них было в августе прошлого года).
Буксует реализация той переговорной повестки, которая была выработана еще в 2016-2017 годах, когда председательство в ОБСЕ было у Германии и Австрии. Так, не выполнено (и уже потеряло силу) соглашение, предполагавшее восстановление между Приднестровьем и Молдовой прямой телефонной связи. Как мы отмечали, ограничена свобода передвижения приднестровского автотранспорта. Не решается вопрос с банковским взаимодействием.
В нынешних условиях у молдавских властей есть выбор между двумя подходами к урегулированию отношений с Приднестровьем. Первый из них – не повторять ошибок Украины и, как сказал в августе прошлого года министр иностранных дел России Сергей Лавров, «задуматься об интересах тех людей, которые живут бок о бок». То есть решать социально-экономические проблемы, создавая тем самым предпосылки и для прочного политического урегулирования.
Однако сегодня в Кишиневе доминирует другой, «геополитический», подход. Руководство РМ связывает разрешение конфликта с ситуацией на Украине. Позиция здесь такова: не вести с Тирасполем никаких серьезных переговоров, пока не завершатся украинские события. При этом власти РМ не скрывают своих надежд на то, что переговорная позиция Приднестровья за это время каким-либо образом ухудшится и Кишиневу будет легче добиться от Тирасполя односторонних уступок.
Эти надежды подпитываются представителями Киева, обещающими помочь Кишиневу в принуждении Приднестровья к «реинтеграции» в состав Молдовы. «Я думаю, что Киев, Кишинев и наши партнеры со всех сторон света смогут собраться и обсудить, что нужно сделать, чтобы Тирасполь, например, захотел [уступить и реинтегрироваться]», - заявил посол Украины в Молдове Марко Шевченко в конце прошлого года в эфире одного из молдавских телеканалов.
3
Какие прогнозы для Кишинева и Тирасполя можно сделать на предстоящий год? В январе мы пока наблюдаем некую «раскачку». В дежурном порядке уже продлена энергетическая сделка: Приднестровье и в феврале продолжит поставлять электроэнергию в Молдову.
Можно предположить, что энергоконтракт в том или ином виде будет сохраняться весь год. По крайней мере, объективная ситуация такова, что Приднестровье сегодня является единственным источником дешевой импортной электроэнергии для РМ. На Украину в нынешних условиях нельзя будет рассчитывать еще долго, да и украинское электричество и в мирное время, как правило, было дороже приднестровского.
Энергетика – это та сфера, где «геополитические» подходы не работают. Летом представители молдавского правительства заявляли, что «да, цена на электроэнергию, которую предлагает нам Тирасполь, несравненно интереснее, чем на других рынках, но есть цена достоинства и может возникнуть ситуация, когда мы предпочтем покупать в два раза дороже, но у другой стороны». Сейчас ничего такого уже не слышно.
Любопытная картина складывается вокруг переговорного формата «5+2». Летом молдавские власти начали утверждать, что он «устал» и нуждается в перезагрузке. Происходило это на фоне заявлений посла США в Молдове Кента Логсдона о том, что, помимо формата «5+2», в будущем Молдове «надо подумать о чем-то другом».
Однако сегодня что-то изменилось: тот же Логсдон на днях в эфире одного из молдавских телеканалов сказал, что США считают формат «5+2» единственным механизмом поиска мирного решения молдавско-приднестровского конфликта. Одновременно и вице-премьер РМ по реинтеграции Олег Серебрян на встрече с послом России в Молдове Олегом Васнецовым, похоже, согласился с тем, что формат «5+2» – это безальтернативная на сегодняшний день площадка для переговоров.
Тут рано, наверное, о чем-то говорить, однако если международные посредники, особенно западные, действительно проявят активность, то работа в формате «5+2» в 2023 году имеет шанс так или иначе возобновиться. Но, повторим, пока рано что-либо предполагать.
Отдельного разговора заслуживает ситуация в области безопасности. Здесь назревает ряд вопросов, связанных с уже упомянутым «законом о сепаратизме» и активностью Молдовы в военной сфере. Но об этом – отдельный разговор.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram