Межправсовет ЕАЭС: проблемных точек в интеграции становится меньше? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Межправсовет ЕАЭС: проблемных точек в интеграции становится меньше?

Заседание Межправительственного совета ЕАЭС, состоявшееся 2-3 февраля в Алматы, предполагало выработку четких, стратегических ответов на внешнеполитические и внешнеэкономические вызовы, «адресованные» Западом Евразийскому союзу, прежде всего России. Означенные ответы были представлены в ходе форума. Но, как и ранее, стратегическую значимость в современных условиях будет иметь конкретная реализация этих ответов, то есть их практическое воплощение в ЕАЭС-регионе.

Характерно, что в ходе данного форума участники стремились охватить большинство проблемных вопросов своей внешнеэкономической политики и в целом – евразийской экономической интеграции. Большинство, но все же не все.

Промышленная кооперация, совместная политика в сфере агроэкспорта, совместные капиталовложения, коллективная информационная безопасность – пожалуй, главные темы заседания, обозначенные в первую очередь премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Это обусловлено председательством России в ЕАЭС в текущем году. Единственное, что вызывает недоумение: остались в стороне вопросы согласованной контрсанкционной политики стран Союза, которая до настоящего времени так и не выработана, о чем «Ритм Евразии» с тревогой писал неоднократно.

В рамках упомянутой тематики форума М. Мишустин акцентировал внимание на выработке согласованных принципов межгосударственного субсидирования промышленных, особенно высокотехнологичных, проектов. Особо подчеркнуты «востребованность единой политики в сфере продовольственной безопасности», а также, по словам премьера РФ, ускорение процессов формирования общего энергорынка и новой общеевразийской транспортно-логистической инфраструктуры. С такими приоритетами согласились главы правительств других стран Союза. Предметные предложения по этим вопросам будут подготовлены к заседанию глав правительств стран ЕАЭС в мае с.г.

Реальное продвижение агропромышленной/агроэкспортной кооперации уже происходит, причем это постепенно распространяется и на страны-партнеры ЕАЭС. Наряду с вовлечением в систему железнодорожных и комбинированных скоростных агроэкспрессов (точнее агропоставок) стран Союза и ряда его «ближних» соседей (например, Азербайджана) растет востребованность таких поставок на других зарубежных маршрутах. Соответственно, премьерами принято решение по развитию данного проекта в направлении Туркменистана, Индии, Ирана и ОАЭ.

Что касается коллективного финансирования кооперационных промышленных проектов, премьеры подтвердили согласованную в конце 2022-го основу субсидирования кредитов для таких проектов: например, предусматривается использование в этой сфере 10% от совокупной суммы взимания защитных – антидемпинговых и смежных импортных пошлин. Общий объем этого фонда предварительно определен как минимум в 20 млрд долл. в год. Приоритетными отраслями для таких проектов названы автопром, химпром, микроэлектроника, авиа- и судостроение.

Как пояснил вице-премьер РФ Алексей Оверчук, необходимую нормативную базу по этим вопросам планируется подготовить к маю. Если она будет утверждена, кредитование означенных проектов стартует в 2024 году.

Но по-прежнему нет «официальной» ясности в вопросе совместного регулирования валютных курсов, от динамики которых впрямую зависят реальные ресурсы по кредитованию промкооперации, как и других совместных проектов.

Главы правительств в ходе заседания одобрили доклад Евразийской экономической комиссии «О макроэкономической ситуации в государствах ЕАЭС и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития». В этом документе отмечено растущее влияние внешнеэкономических и геополитических факторов на финансово-экономическую ситуацию в ЕАЭС. Например, сокращение совокупного ВВП Союза в 2022 г. оценивается почти в 2%, и риски рецессии сохраняются в текущем году (ряд экспертов стран Союза оценивают реальное падение ВВП ЕАЭС в 2022-м минимум в 5%). Для повышения темпов экономического роста странам ЕАЭС рекомендовано стимулировать «вложения в научно-техническое развитие, модернизацию производства, повышение производительности труда».

Соответственно, использование имеющегося в ЕАЭС «экономического, производственного и научно-технического потенциала позволяет выйти на траекторию ежегодного прироста ВВП ЕАЭС на 4,5-5,5%». Причем, как отмечено в докладе, с сохранением внутренней устойчивости экономик стран-участниц. Что, в свою очередь, создаст условия для сближения «государств-членов по уровню экономического развития».

Делегации других стран Союза акцентировали внимание в основном на устранении еще остающихся барьеров во взаимной торговле (товарные квоты, сезонные или антидемпинговые пошлины) и на выработке четких механизмов межгосударственного и комбинированного (на основе вариантов государственно-частного партнерства) финансирования кооперационных проектов. Актуальность этого блока вопросов, напомним, была особо отмечена киргизстанской стороной и на Бишкекском инвестфоруме в начале декабря 2022 г.

Те же делегации рекомендовали Союзу, в унисон с аналогичным мнением М. Мишустина, активнее выстраивать не только прочные торговые взаимосвязи, но технологическую кооперацию с дружественными странами, включая Китай, Вьетнам, Иран, Египет, Индонезию, ОАЭ.

В этой связи отметим, что для осуществления упомянутой рекомендации целесообразно разработать комплексную единую платформу финансово-экономического взаимодействия Союза как со странами-наблюдателями ЕАЭС (Узбекистан, Куба), так и с дружественными странами, в том числе со странами-участницами (Иран, Вьетнам, Сербия) и с потенциальными участницами зон свободной торговли с ЕАЭС (Индия, Индонезия, Таиланд, ОАЭ, Монголия). Это поспособствовало бы не только комплексному экономическому партнерству сторон, но и укреплению геополитических позиций России и в целом – ЕАЭС.

Возвращаясь к состоявшемуся заседанию, обратим внимание на оценки, высказанные белорусским премьером Романом Головченко. Пожалуй, впервые белорусская сторона фактически предложила проводить согласованную внешнеэкономическую, в том числе контрсанкционную, политику всех стран ЕАЭС. Но четкого отклика на эту позицию со стороны стран-партнеров РФ и Белоруссии по Союзу, увы, не прозвучало. Будем надеяться – пока.

Белорусский премьер косвенно высказался также против «изобретения» новых механизмов коллективного финансирования кооперационных проектов, так как такой подход может создать путаницу в этих механизмах, удлинит сроки реального финансирования. И в итоге приведет к «пробуксовке» самих проектов. По мнению Р. Головченко, в этой сфере «не надо ничего выдумывать: надо брать действующие документы и творчески их использовать, формируя производственные цепочки в рамках всего Союза».

Скорее всего, решение означенных вопросов подлежит дальнейшему согласованию.

Что же касается еще одного актуального вопроса – создания единой системы цифровизации и, соответственно, межгосударственной системы информационной безопасности, о чем много говорил М. Мишустин, в т.ч. выступая на пленарном заседании пятого международного цифрового форума «Digital Almaty 2023: Цифровое партнёрство в новой реальности», который прошел параллельно заседанию Межправсовета, здесь единых решений пока не просматривается. Добиться решения, как пояснил председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, еще не представляется возможным «из-за принципиальных позиций стран-участниц по вопросам информбезопасности под видом «защиты интересов суверенитета». Предложено работать над межгосударственным соглашением по данным вопросам, поэтапно согласовывая позиции стран Союза.

Словом, заседание Межправсовета ЕАЭС дало весомый импульс продвижению интеграционных инициатив в столь непростых геополитических и внешнеэкономических условиях. Главное, чтобы этот импульс был реализован в максимальной степени в экономиках стран Союза и в их интеграционном взаимодействии. Но тот же импульс едва ли реализуем без единой внешнеэкономической, прежде всего – контрсанкционной политики всех стран-участниц.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1951
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика