Заседание Межправительственного совета ЕАЭС, состоявшееся 2-3 февраля в Алматы, предполагало выработку четких, стратегических ответов на внешнеполитические и внешнеэкономические вызовы, «адресованные» Западом Евразийскому союзу, прежде всего России. Означенные ответы были представлены в ходе форума. Но, как и ранее, стратегическую значимость в современных условиях будет иметь конкретная реализация этих ответов, то есть их практическое воплощение в ЕАЭС-регионе.
Характерно, что в ходе данного форума участники стремились охватить большинство проблемных вопросов своей внешнеэкономической политики и в целом – евразийской экономической интеграции. Большинство, но все же не все.
Промышленная кооперация, совместная политика в сфере агроэкспорта, совместные капиталовложения, коллективная информационная безопасность – пожалуй, главные темы заседания, обозначенные в первую очередь премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Это обусловлено председательством России в ЕАЭС в текущем году. Единственное, что вызывает недоумение: остались в стороне вопросы согласованной контрсанкционной политики стран Союза, которая до настоящего времени так и не выработана, о чем «Ритм Евразии» с тревогой писал неоднократно.
В рамках упомянутой тематики форума М. Мишустин акцентировал внимание на выработке согласованных принципов межгосударственного субсидирования промышленных, особенно высокотехнологичных, проектов. Особо подчеркнуты «востребованность единой политики в сфере продовольственной безопасности», а также, по словам премьера РФ, ускорение процессов формирования общего энергорынка и новой общеевразийской транспортно-логистической инфраструктуры. С такими приоритетами согласились главы правительств других стран Союза. Предметные предложения по этим вопросам будут подготовлены к заседанию глав правительств стран ЕАЭС в мае с.г.
Реальное продвижение агропромышленной/агроэкспортной кооперации уже происходит, причем это постепенно распространяется и на страны-партнеры ЕАЭС. Наряду с вовлечением в систему железнодорожных и комбинированных скоростных агроэкспрессов (точнее агропоставок) стран Союза и ряда его «ближних» соседей (например, Азербайджана) растет востребованность таких поставок на других зарубежных маршрутах. Соответственно, премьерами принято решение по развитию данного проекта в направлении Туркменистана, Индии, Ирана и ОАЭ.
Что касается коллективного финансирования кооперационных промышленных проектов, премьеры подтвердили согласованную в конце 2022-го основу субсидирования кредитов для таких проектов: например, предусматривается использование в этой сфере 10% от совокупной суммы взимания защитных – антидемпинговых и смежных импортных пошлин. Общий объем этого фонда предварительно определен как минимум в 20 млрд долл. в год. Приоритетными отраслями для таких проектов названы автопром, химпром, микроэлектроника, авиа- и судостроение.
Как пояснил вице-премьер РФ Алексей Оверчук, необходимую нормативную базу по этим вопросам планируется подготовить к маю. Если она будет утверждена, кредитование означенных проектов стартует в 2024 году.
Но по-прежнему нет «официальной» ясности в вопросе совместного регулирования валютных курсов, от динамики которых впрямую зависят реальные ресурсы по кредитованию промкооперации, как и других совместных проектов.
Главы правительств в ходе заседания одобрили доклад Евразийской экономической комиссии «О макроэкономической ситуации в государствах ЕАЭС и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития». В этом документе отмечено растущее влияние внешнеэкономических и геополитических факторов на финансово-экономическую ситуацию в ЕАЭС. Например, сокращение совокупного ВВП Союза в 2022 г. оценивается почти в 2%, и риски рецессии сохраняются в текущем году (ряд экспертов стран Союза оценивают реальное падение ВВП ЕАЭС в 2022-м минимум в 5%). Для повышения темпов экономического роста странам ЕАЭС рекомендовано стимулировать «вложения в научно-техническое развитие, модернизацию производства, повышение производительности труда».
Соответственно, использование имеющегося в ЕАЭС «экономического, производственного и научно-технического потенциала позволяет выйти на траекторию ежегодного прироста ВВП ЕАЭС на 4,5-5,5%». Причем, как отмечено в докладе, с сохранением внутренней устойчивости экономик стран-участниц. Что, в свою очередь, создаст условия для сближения «государств-членов по уровню экономического развития».
Делегации других стран Союза акцентировали внимание в основном на устранении еще остающихся барьеров во взаимной торговле (товарные квоты, сезонные или антидемпинговые пошлины) и на выработке четких механизмов межгосударственного и комбинированного (на основе вариантов государственно-частного партнерства) финансирования кооперационных проектов. Актуальность этого блока вопросов, напомним, была особо отмечена киргизстанской стороной и на Бишкекском инвестфоруме в начале декабря 2022 г.
Те же делегации рекомендовали Союзу, в унисон с аналогичным мнением М. Мишустина, активнее выстраивать не только прочные торговые взаимосвязи, но технологическую кооперацию с дружественными странами, включая Китай, Вьетнам, Иран, Египет, Индонезию, ОАЭ.
В этой связи отметим, что для осуществления упомянутой рекомендации целесообразно разработать комплексную единую платформу финансово-экономического взаимодействия Союза как со странами-наблюдателями ЕАЭС (Узбекистан, Куба), так и с дружественными странами, в том числе со странами-участницами (Иран, Вьетнам, Сербия) и с потенциальными участницами зон свободной торговли с ЕАЭС (Индия, Индонезия, Таиланд, ОАЭ, Монголия). Это поспособствовало бы не только комплексному экономическому партнерству сторон, но и укреплению геополитических позиций России и в целом – ЕАЭС.
Возвращаясь к состоявшемуся заседанию, обратим внимание на оценки, высказанные белорусским премьером Романом Головченко. Пожалуй, впервые белорусская сторона фактически предложила проводить согласованную внешнеэкономическую, в том числе контрсанкционную, политику всех стран ЕАЭС. Но четкого отклика на эту позицию со стороны стран-партнеров РФ и Белоруссии по Союзу, увы, не прозвучало. Будем надеяться – пока.
Белорусский премьер косвенно высказался также против «изобретения» новых механизмов коллективного финансирования кооперационных проектов, так как такой подход может создать путаницу в этих механизмах, удлинит сроки реального финансирования. И в итоге приведет к «пробуксовке» самих проектов. По мнению Р. Головченко, в этой сфере «не надо ничего выдумывать: надо брать действующие документы и творчески их использовать, формируя производственные цепочки в рамках всего Союза».
Скорее всего, решение означенных вопросов подлежит дальнейшему согласованию.
Что же касается еще одного актуального вопроса – создания единой системы цифровизации и, соответственно, межгосударственной системы информационной безопасности, о чем много говорил М. Мишустин, в т.ч. выступая на пленарном заседании пятого международного цифрового форума «Digital Almaty 2023: Цифровое партнёрство в новой реальности», который прошел параллельно заседанию Межправсовета, здесь единых решений пока не просматривается. Добиться решения, как пояснил председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, еще не представляется возможным «из-за принципиальных позиций стран-участниц по вопросам информбезопасности под видом «защиты интересов суверенитета». Предложено работать над межгосударственным соглашением по данным вопросам, поэтапно согласовывая позиции стран Союза.
Словом, заседание Межправсовета ЕАЭС дало весомый импульс продвижению интеграционных инициатив в столь непростых геополитических и внешнеэкономических условиях. Главное, чтобы этот импульс был реализован в максимальной степени в экономиках стран Союза и в их интеграционном взаимодействии. Но тот же импульс едва ли реализуем без единой внешнеэкономической, прежде всего – контрсанкционной политики всех стран-участниц.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram