Трасса «Меридиан»: из сферы обсуждения в плоскость практической реализации - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Трасса «Меридиан»: из сферы обсуждения в плоскость практической реализации

В России, к сожалению, скоростные автомагистрали по-прежнему остаются своеобразной экзотикой, хотя за последние годы в стране и были предприняты определенные шаги для исправления ситуации. По имеющимся сегодня данным, из 1,5 млн км российских дорог на автобаны приходится лишь около 0,5%, что не может не волновать как федеральные, там и местные власти, прекрасно осознающие важность модернизации старой и строительства новой транспортной инфраструктуры.

Именно поэтому в России в недавнем времени снова стали уделять внимание проектам современных автомагистралей, среди которых особое место занимают так называемая «Юго-Западная хорда», которая должна соединить Урал с южной частью страны с выходами на порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов (протяженностью 1,6 тыс. км), а также трасса «Меридиан» – одна из самых масштабных в истории задумок строительства автомобильных дорог. И если в первом случае начало работ в январе было отложено на неопределенный срок, то во втором сегодня наметились серьезные подвижки в направлении практической реализации.

Идея строительства автомагистрали «Меридиан», или как ее ранее называли «трасса Шанхай – Гамбург», появилась еще в 2013 году в качестве альтернативы международному транспортному коридору (МТК) «Европа – Западный Китай» с ориентацией на транзитные перевозки. Масштабность проекта поражала: общий маршрут должен был составлять около 8,5 тыс. км, из которых по России – более 2 тыс. км дорог (позже сократили до 1,3 тыс. км). Трасса должна была соединить Западную Европу и Китай через Казахстан, РФ и Белоруссию. Инициатором строительства выступал бывший заместитель председателя «Газпрома» и соучредитель Русской холдинговой компании Александр Рязанов, который рассчитывал найти на строительство порядка 600 млрд рублей частных инвестиций, сделав «Меридиан» исключительно коммерческим маршрутом. Правда, позже стало понятно, что без участия государства в проекте его реализация вряд ли осуществится.

Начать строительство планировалось в 2020 году, и к этому времени Русская холдинговая компания даже успела выкупить земельный коридор протяженностью боле чем в 1370 км. Подобный оптимизм был вызван проявленным к маршруту интересом со стороны государства, а также готовностью Евразийского банка развития стать кредитором и организатором финансирования строительства. При этом половину расходов А. Рязанов планировал получить из госбюджета, в том числе из средств Фонда национального благосостояния через государственную компанию «Автодор». Однако тогда реализовать задуманное не удалось как из-за вопросов с получением кредита и нежеланием Китая вкладывать средства в проект, так и туманности перспектив с его окупаемостью.

По плану трасса должна была идти в обход крупных городов и пересечь 8 регионов России. Ее главной задачей называлось перераспределение части транспортной нагрузки по пути из Азии в Европу, получив порядка 3,5% общего грузопотока, который сейчас идет через Суэцкий канал, а также часть внутрироссийского трафика и транспорт из Казахстана. Изначально рассчитывалось окупить расходы за 12 лет, так как предполагалось сделать трассу привлекательной для грузоотправителей за счет сокращения доставки товаров в четыре раза. Однако, как стало понятно позже, в проекте были допущены ошибки как в стоимости строительства (была серьезным образом занижена), так и в расчетах на прибыль.

В частности, никто не учитывал, что опыт строительства и эксплуатации платных дорог в России довольно печальный: все они являются убыточными и существуют только за счет государственной поддержки, так как любое увеличение тарифов, способных покрыть расходы, снижает количество автотранспорта. Кроме того, расчеты инициаторов «Меридиана» на высокую заинтересованность маршрутом Китая, который мог бы перенаправить на него часть своего грузопотока, оказались не подтверждены ничем. Все это поставило большой вопрос о будущем проекта, особенно после начала специальной военной операции на Украине и последовавших после этого событий на международной арене.

Вместе с тем, как бы странным и неожиданным это ни казалось, именно ситуация, связанная с СВО, открыла для «Меридиана» новые перспективы. В связи с тем, что Западом в отношении России и Белоруссии были введены беспрецедентные санкции, в том числе и в сфере транспорта, стало очевидно, что в новых геополитических и торгово-экономических условиях вопрос о расширении транзита грузов из Китая в страны Евросоюза на повестке дня больше не стоит. Однако это не поставило крест на проекте, а, наоборот, стало триггером для активизации действий вокруг него.

В частности, так как магистраль перестали рассматривать как артерию, связывающую Китай со странами Евросоюза, было принято решение переориентировать маршрут на другое направление. Летом 2022 года глава «Автодора» Вячеслав Петушенко заявил, что российский участок «Меридиана» могут спроектировать таким образом, чтобы он обеспечивал выход на страны Каспийского региона, в первую очередь на Иран, а также совместить его с другим масштабным проектом – транспортным коридором от Урала до Черного моря или в связке с «Юго-Западной хордой». Как оказалось, именно такой вариант трассы вызвал неподдельный интерес у партнеров России, в том числе у Казахстана и Китая.

Казахстан и ранее был заинтересован в развитии транспортных путей через свою территорию для транзита грузов из Китая. Поэтому еще в конце 2021 года Астана подписала совместный с Москвой план действий по развитию автодорожной инфраструктуры и «Меридиана», и МТК «Европа – Западный Китай» на 2021-2030 годы. Крайняя неопределенность первых месяцев проведения СВО заставила Казахстан приостановить свою работу по данному соглашению, однако уже со второй половины прошлого года Астана снова активизировала свою деятельность в этом направлении. В ноябре вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что казахстанские партнеры подтвердили свое намерение участвовать в реализации проекта, в связи с чем внесли в пятилетний план развития инфраструктуры расширение своего участка маршрута с двух до четырех полос. В январе нынешнего года первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр подчеркнул, что Астана готова «к дальнейшей реализации совместных проектов в сфере инфраструктурного строительства».

Активизировались и в Китае, где ранее не были готовы вкладывать средства в реализацию проекта, высказывая лишь заинтересованность в его использовании в будущем. В частности, летом прошлого года стало известно, что китайские компании стали обращаться к российской стороне с различными предложениями по проекту, а осенью Русская холдинговая компания и China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven создали проектную компанию «Меридиан-CC7». Данная организация сразу же приступила к подготовке частной концессионной инициативы для строительства трассы, а также к разработке технико-экономического обоснования российского участка «Меридиана». Правда, пока не известно, на каком этапе находятся все запанированные ранее действия, однако сам по себе факт появления российско-китайской компании говорит о том, что в КНР смотрят на проект с большой долей оптимизма.

В чем причина того, что начало СВО изменило отношение к «Меридиану» со стороны не только России, но и ее азиатских партнеров? Как считают эксперты, это связано в первую очередь с осознанием стран Азии того, что нынешние глобальные изменения в мире будут необратимы и ждать возвращения к прежним торгово-экономическим цепочкам и транспортным маршрутам в обозримом будущем не имеет смысла. В этой связи важным становится развитие сотрудничества с теми странами, которые в прошлые годы находились на периферии международной торговли, для чего необходима организация новых путей сообщения, среди который новый формат «Меридиана» выглядит довольно перспективным.

Кроме того, по мнению аналитиков, перетрассировка маршрута будет выгодна и России, так как автомагистраль перестанет быть ориентирована только на транзит, как планировалось ранее, а станет частью внутрироссийской транспортной инфраструктуры, что положительно скажется на развитии и региональной, и общероссийской экономики. При этом речь идет не только о сферах транспортной логистики, строительства и торговли, но и о внутреннем туризме, который вследствие оформления Западом нового «железного занавеса» в ближайшее время выйдет в РФ на совершенно новый уровень.

Все это, а также многое другое говорит в пользу того, что проект строительства «Меридиана» рано или поздно перейдет из сферы обсуждения в плоскость практической реализации.  

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5191
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика