Истерика по привычному сценарию
Принято считать, что Россия проигрывает коллективному Западу в информационной войне. Если это так, то проигрыш не в последнюю очередь обусловлен неумением или нежеланием российской стороны… закатывать информационные истерики. Использовать их как тактический приём в гибридной войне. На чём уже набили руку противники России.
Очередная такая истерика поднялась незадолго до нового года вокруг якобы «распространения российской цензуры на соседние государства». Поводом стало требование российской Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) к казахстанскому изданию «Власть» удалить с сайта несколько публикаций о специальной военной операции на Украине. При этом Роскомнадзор предупредил издание о блокировке ресурса на территории России в случае невыполнения требований.
Это стало известно от самой редакции «Власти». Сообщив о целой серии уведомлений, полученных от Роскомнадзора, издание объявило, что исполнять запросы российского ведомства не собирается. При этом надменно добавив: «”Власть” – казахстанское издание, его деятельность не регулируется российскими законами и надзорными ведомствами. Редакция не намерена удалять указанные или любые другие новости о войне на Украине и продолжит её освещение вне зависимости от того, какого мнения по этому поводу придерживаются в российском ведомстве, ответственном за военную цензуру».
Это заявление «Власти» процитировало множество изданий. Новость была растиражирована широко – тему подхватили, пожалуй, все русскоязычные американские и прозападные СМИ, включая российских иноагентов.
Этот, как сейчас модно выражаться, хайп развивался по стандартному сценарию. Издание, получившее уведомление, объявляет об этом во всеуслышание (сам Роскомнадзор свои претензии публично не высказывает); тут же гордо заявляет, что подчиняться требованиям «российской цензуры» не намерено; в медиапространстве раздувается очередной скандал…
Ещё одно казахстанское сетевое издание – Ratel.kz («Ратель»), – получив аналогичные претензии, даже пожаловалось в Министерство иностранных дел Казахстана, расценив действия Роскомнадзора ни больше ни меньше как вмешательство во внутренние дела своей страны. В МИД, правда, поводов для разбирательства не увидели.
«Точно также наши соответствующие органы блокируют на территории Казахстана российские сайты, если они отказываются что-либо удалять, – заметил пресс-секретарь МИД РК Айбек Смадияров. – Ведь «Ратель» закрывают только на территории России, а в Казахстане он будет спокойно функционировать. Никакой политики, чисто технический вопрос».
К слову, публикацию «Рателя» под заголовком «Как долго российские граждане будут поддерживать войну России на Украине», представляющую собой обзор соцопросов, тоже при желании можно расценить как вмешательство во внутренние дела РФ.
Вернёмся, однако, к казахстанскому изданию «Власть». Блефовало (или схалтурило) оно даже при оформлении своей публикации о претензиях Роскомнадзора, проиллюстрировав материал скриншотом банального уведомления об… отсутствии у пользователя интернета (уведомление о блокировке выглядит совсем иначе). Между тем, судя по базе данных Роскомнадзора, хотя это издание и внесено по решению Моздокского райсуда в реестр интернет-ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, но доступ к сайту на момент подготовки этой публикации почему-то до сих пор не ограничен – он по-прежнему свободно открывается в России. Такая вот пресловутая «российская цензура» на самом деле, как выясняется, весьма либеральная…
Оформление публикации «Власти» и данные с интернет-портала Роскомнадзора
В хайп вокруг издания «Власть» включилась «Роскомсвобода» – общественная организация, занимающаяся, как она говорит о себе, «защитой цифровых прав». Защищает их «Роскомсвобода», правда, весьма избирательно, борясь почти исключительно с «российской цензурой». Не случайно недавно она пополнила собой список иностранных агентов.
Так вот, комментируя ситуацию с «Властью», один из юристов «Роскомсвободы» сделал весьма любопытное заявление: «Что касается случаев требований регуляторов других стран к российским СМИ, то в своей практике таких случаев не припоминаю. Это всё же нарушение юрисдикции и суверенитета другой страны».
Что верно, то верно – другие страны действуют иначе…
Цензурная вакханалия без заморочек
В том же Казахстане в августе прошлого года был полностью заблокирован сайт российского информационно-аналитического портала StanRadar. При этом (вопреки, кстати, вышеприведённым утверждениям пресс-секретаря МИД РК) никаких уведомлений с какими-либо требованиями редакция портала от Астаны не получала – от сайта просто молча отключили казахстанскую аудиторию. Поскольку никакие претензии не озвучивались, о причинах блокировки остаётся лишь гадать. В «СтанРадаре» предполагают, что причина кроется, в частности, в «беспристрастном анализе внешнеполитических шагов Акорды в сфере внешней и национальной политики».
Коллективный Запад самую настоящую войну российским СМИ объявил задолго до начала Россией специальной военной операции на Украине. Вот лишь некоторые факты дискриминации русскоязычных медиа, зафиксированные в течение только одного года – относительно мирного 2020-го.
Май. Американский видеохостинг YouTube удаляет аккаунты крымского телеканала «Крым 24», а также двух русскоязычных информагентств – Anna News и News Front. Редакции этих СМИ отметили, что видеохостинг не выносил им предупреждения, а также не объяснил причины блокировки. До этого, в апреле 2020-го, американская корпорация Google заблокировала страницу Федерального агентства новостей и связанный с ней аккаунт в том же YouTube, в результате чего были удалены десятки тысяч документальных фильмов и репортажей агентства. Ранее, в январе 2019-го, под надуманным предлогом модераторы Facebook удалили более 500 страниц, связанных с Россией, в том числе материалы информагентства Sputnik.
Сентябрь. Twitter удаляет из поисковой системы аккаунт РИА «Новости». Таким образом, пользователи, которые не были подписаны на страницу агентства, теперь не смогут её найти. «Мы подобные ограничения со стороны Twitter считаем актом цензуры СМИ. На наши запросы соцсеть никак не реагирует и не объясняет свои решения», – заявляет МИА «Россия сегодня». До этого – осенью 2019-го – Facebook удалил англоязычную страницу одного из сайтов МИА – портала Arctic.ru, освещающего вопросы российского присутствия в Арктике. До этого соцсеть без объяснения заблокировала страницы Sputniк, а также страницу проекта RT… с рецептами русской кухни.
Октябрь. Роскомнадзор заявляет, что цензура российских СМИ иностранными интернет-платформами, такими как YouTube, Facebook и Twitter, приобрела системный характер. В ведомстве обратили внимание, что эти компании ограничивают доступ к материалам около 20 российских СМИ, среди которых RT, РИА «Новости» и Sputnik.
В России и до этого обращали внимание на предвзятое отношение американских интернет-платформ к материалам российских СМИ, которое выражается, в частности, в маркировке аккаунтов изданий информацией о том, что они связаны с российским государством. При этом западные медиаисточники, финансируемые напрямую своими правительствами, соцсети таким же образом не маркируют. В их числе, например, американские «Голос Америки», «Радио Свобода», «Настоящее время», британская BBC, немецкая Deutsche Welle.
Настоящая же цензурная вакханалия на Западе вспыхнула после начала СВО. Так, уже 3 марта 2022 года Вашингтон ввёл санкции сразу против нескольких российских изданий и порталов. На каком основании? На таком, что, как объявил Белый дом, эти СМИ будут (!) «распространять дезинформацию и влиять на восприятие в рамках вторжения на Украину». Поскольку они якобы «распространяют ложные нарративы, которые продвигают стратегические цели России и ложно оправдывают действия Кремля».
Тем самым Вашингтон весьма откровенно признал, что намерен добиваться полного запрета распространения информации, так или иначе отражающей позицию России. В том числе и на территории стран-союзниц (точнее, вассалов) США. Что же касается «дезинформации», упомянутой в заявлении Белого дома, то этим словечком, как известно, давно уже принято клеймить любую информацию, неугодную властям коллективного Запада. Без особых юридических заморочек типа предъявления претензий по конкретным материалам.
«Союзники» Вашингтона не отставали. Днём раньше, 2 марта, Евросоюз в срочном порядке запретил вещание на территории ЕС телеканала RT и работу агентства Sputnik. А среди стран-членов Союза (особенно «молодых») сразу же началось прямо-таки соревнование по закручиванию цензурных «гаек». Например, нацсовет по электронным СМИ Латвии решил заблокировать доступ аж к 71 российскому сайту, объявив, что в будущем блокада может распространиться и на другие порталы.
Призрак бродит по планете – призрак тоталитаризма…
В июне прошлого года на четвёртом месяце действий антироссийских «военных» санкций 93-летний американский патриарх политической мысли Ноам Хомский, знаменитый философ, публицист и лингвист, признался: «Никогда прежде я не видел такой цензуры и репрессий, как сейчас».
«Блокировка российских источников – чистой воды безумие, – заявил он в интервью некоммерческой организации Massachusetts Peace Action. – Почему нам нельзя знать, что они говорят? Почему я вынужден на сайте «Аль-Джазиры» искать заявления, которые делает министр иностранных дел России? Цензура настолько сильна, что в Америке практически никто ничего о нынешнем развитии событий и не знает... Если вы вдруг поднимите эту тему, заговорите о ней, вас тут же заклеймят сторонником Путина и призывающей к уступкам коммунистической крысой… Неужели мы достигли такого уровня внутреннего тоталитаризма, когда утратили право говорить об установленных фактах только потому, что они кому-то неугодны?»
Другой американский и чилийский писатель, кинопродюсер и режиссер Гонсало Лира 5 апреля в своём видеоролике в YouTube заявил, что этот интернет-ресурс запрещает видео с открытой дискуссией по ситуации в Буче. Специальную военную операцию на Украине Г. Лира освещал с первого дня, находясь там же, на Украине. И в своём канале в YouTube он прямо сказал, что расстрел мирных жителей в Буче был учинён украинскими, а не российскими военными. Этот материал, по словам писателя, ему пришлось удалить из-за страха блокировки всего канала. Вскоре, 15 апреля Гонсало Лира был задержан сотрудниками СБУ.
За попытку оспорить украинско-западную версию трагедии в Буче «Твиттер» заблокировал страницу Скотта Риттера – бывшего инспектора ООН по вооружениям в Ираке и офицера разведки морской пехоты США, в своё время разоблачившего ложь об оружии массового уничтожения перед американским вторжением в Ирак.
«Когда мой профиль впервые заморозили за то, что я усомнился насчёт западной легенды о происхождении трупов в Буче, число подписчиков уже перевалило за 14 000, – сказал Риттер в интервью американскому новостному ресурсу MintPress News. – Когда разморозили, их было уже 60 000. А к тому времени, когда меня заблокировали, я уже приближался к 100 тысячам. Ситуация вышла из-под контроля, и поэтому, я убеждён, некий алгоритм сказал: «Удалить!» Так оно и вышло. А оправдание привели совершенно абсурдное. Дескать, я оскорблял людей и приставал к ним со своей «правдой». Могу ли я ошибаться? Конечно. Но как разведчик я беру имеющиеся данные и даю им свою оценку. А «Твиттер» счёл это нежелательным».
В Европе тоже кое-кого стал смущать «новый порядок». В октябре прошлого года в некоммерческой независимой интернет-газете EUobserver, штаб-квартира которой находится в Брюсселе, вышла статья «"Цензура" российских медиа отменяет конституции Швеции и Дании». Авторы – Стаффан Дахлеф, Асбьерн Слот Йоргенсон и Роджер Буч – известные скандинавские журналисты, отнюдь не симпатизирующие России, однако возмутились тем, что Верховный суд ЕС утвердил решение о запрете российских СМИ в Евросоюзе (см. выше). При этом среди 15 единогласно принимавших решение членов суда были и датский, и шведский судьи – из стран, конституции которых запрещают цензуру.
«Контроль – это свобода. Запрет опасных ораторов – это демократия. Свобода слова не включает враждебную пропаганду». Это не цитаты из «1984» Джорджа Оруэлла... Именно так Европейский суд в Люксембурге обосновывает, почему мы не должны иметь доступ к российским СМИ RT, Sputnik, «Россия», РТР, «Россия-24» и «Международный ТВ Центр». Так обосновывается, почему нас должны обвинять (в незаконной деятельности), если мы цитируем содержание этих СМИ», – с горечью констатировали авторы статьи, по сути, признавая, что Евросоюз скатывается в тоталитаризм.
Ну и, как говорится, вишенка на торте… Перед новым годом президент Украины Владимир Зеленский подписал скандальный закон «О медиа», положения которого за «подрыв свободы прессы» критиковала даже The New York Times, а Европейская федерация журналистов назвала их «достойными худших авторитарных режимов».
Контролировать исполнение закона, как сообщалось, будет Нацсовет по теле- и радиовещанию, в свою очередь полностью подконтрольный Зеленскому. Этот орган сможет, в частности, штрафовать СМИ; без санкции суда блокировать работу неугодных интернет-изданий сроком на 14 дней; требовать от YouTube и Facebook удалять любой контент, а от компании Google – удалять информацию из поиска. По сути, Зеленский получает неограниченный инструментарий контроля над медиапространством.
Закон запрещает публиковать независимую информацию о ходе боевых действий и вводит персональные санкции – блокировке подвергнутся программы и материалы, в которых фигурируют люди из так называемого «перечня лиц, угрожающих нацбезопасности Украины». Запрещено публиковать положительную информацию о России – это квалифицируется как «позитивное освещение деятельности органов власти государства-агрессора с целью их популяризации». Нацсовет может также покарать за отрицание или оправдание «преступного характера коммунистического тоталитарного режима на Украине с 1917 по 1991 год».
Что особо примечательно, закон «О медиа» входит в пакет законопроектов, необходимых для вступления Украины в ЕС. Добро пожаловать, Украина, в новый дивный мир, где царствует монополия на правду! Впрочем, по части установления информационной и политической монополии режим Зеленского давно уже переплюнул своих европейских учителей.
Борьба Запада с реальной свободой слова и свободной мыслью – тема бесконечная, и «Ритм Евразии» время от времени к ней возвращается. На этом фоне все спекуляции на тему «российской цензуры» не могут не вызвать улыбки. Что же касается случая с казахстанским изданием «Власть», оказавшимся в эпицентре очередного «цензурного» скандала, то он лишний раз даёт повод поговорить о масштабах антироссийской пропаганды в Казахстане.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram