В начале февраля премьер-министру Казахстана Алихану Смаилову представили обновленную Концепцию развития агропрома республики до 2030 года, которая была утверждена 30 декабря 2021 года. В ней заявлены амбициозные цели, достижение которых позволит повысить производительности труда в отрасли в 2 раза, увеличить экспорт овощей, фруктов и зерна в 3 раза, сократить импорт и при этом насытить внутренний рынок продовольственными товарами отечественного производства до уровня не менее 90%.
Планируется также нарастить объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в среднем в 2,5 раза. В целом до 2030 года во всех отраслях сельского хозяйства намечена реализация более 1,7 тыс. инвестиционных проектов общей стоимостью 4,5 трлн тенге, что должно значительно повысить экспортный потенциал республики. Кроме того, для повышения эффективности и прозрачности управления земельными ресурсами предлагается запустить единую цифровую платформу сельхозземель.
Однако, исходя из результатов разработанных за годы независимости многочисленных концепций и программ по развитию агропромышленного комплекса (оказавшимися не более чем декларациями), особых надежд на очередную концепцию возлагать не следует. Практика показывает, что итогом деятельности агрочиновников становится не столько развитие АПК, сколько банальный «распил» бюджетных средств и последствия этого весьма печальны.
В аграрной отрасли накопилось много застарелых проблем, среди которых низкая производительность труда, отсутствие дешевых долгосрочных кредитов, дефицит профессиональных кадров, сложности с ветеринарной и фитосанитарной безопасностью, нехватка поливной воды, свертывание исследований в области селекции и семеноводства, деградация систем хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, изношенность парка сельхозтехники, высокая коррупция. Ни одна из ранее принятых правительством программ не решила даже части из них. Новые программы утверждаются без анализа причин провала предыдущих.
Бесконтрольное вливание денег в агросектор его проблем не решает. Так, объем инвестиций в сельском хозяйстве в 2016 году, составлявший 253 млрд тенге, по итогам 2020 года достиг 573 млрд – рост на 126%. А где результат? Стране не хватает молока, фруктов, овощей, и былые социалистические достижения по-прежнему далеки, как туманность Андромеды. И это понятно: если в 1990 г. на сельское хозяйство Казахстана приходилась треть ВВП, то в настоящее время – менее 5%!
Сливочное масло, молоко, яблоки, огурцы пугают своими космическими ценами. Значительная доля основных видов продовольствия импортируется. В частности, мясом птицы страна обеспечена на 65%, колбасными изделиями – на 62%, сырами и творогом – на 57%, сгущенным молоком и сливками – на 31%, яблоками – на 63%, рыбой – на 61%, сахаром – на 47%.
До сих пор (за исключением лошадей) не достигнут уровень поголовья скота советских времен. Так, на 1 января текущего года поголовье крупного рогатого скота составило 8,4 млн голов, овец – 19 млн голов, что на 14,3 млн и 17,2 млн голов соответственно меньше показателей 1990 года. Республика по-прежнему остаётся нетто-импортером мяса. Мощности по обработке и хранению мяса простаивают, поскольку загружены едва на треть, а по пищевым субпродуктам из мяса сельскохозяйственных животных вообще наблюдается деградация. Прежде всего, это связано с мелкотоварностью и низкой общей культурой животноводства.
Развитие АПК требует решения массы проблем. Нужны семеноводческие хозяйства, требуется увеличение посевных площадей (особенно в северных областях), обеспечение кормами и пастбищами для выпаса скота, удобрениями, ГСМ, водой для полива, сельхозтехникой, современными агротехнологиями, кадрами и т. д.
В частности, площадь поливных сельскохозяйственных земель к 2030 году должна вырасти с нынешних 1,5 до 3 млн га. Сегодня, занимая всего 7% от общей площади посевов в 21,9 млн га, орошаемые земли дают более 40% стоимости продукции растениеводства. На их орошение, по данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, расходуется 12,3 млрд кубометров воды, или 67% от общего водопотребления страны. При этом только на 14% применяются такие современные виды, как капельное и дождевое орошение, позволяющие сократить водопотребление на треть в сравнении с традиционным поливом.
Продолжается процесс деградации мелиоративного состояния земель, вызванный значительным износом и выходом из строя многих оставшихся без организованного содержания и ухода меж- и внутрихозяйственных оросительных и дренажных систем. На этом безвозвратно теряется от 30% до 60% поливной воды.
При сохранении существующей практики потребления поливной воды, к 2030 году потенциальный дефицит воды может составить 11,7 млрд кубометров, а то и больше, поскольку в последние годы приток воды сокращается. Поскольку Казахстан является вододефицитной страной с риском сокращения объема возможной к использованию воды, увеличение площадей орошаемых земель возможно только при масштабном внедрении водосберегающих технологий при поливе.
В последние годы в Казахстане продовольственные кризисы приняли регулярный характер. В 2021 году картофельно-морковный, в прошлом – с прилавков пропал сахар, в этом введен запрет на экспорт лука. А ведь, к примеру, еще в 1980-х годах Казахстан до 30% обеспечивал внутренний спрос на белый сахар сам.
В настоящее время лишь 7% сахара производится из выращенной в республике сахарной свеклы, и, таким образом, внутренний спрос почти полностью обеспечивается за счет импорта. И это понятно. Затраты на переработку импортированного сахарного тростника намного ниже по сравнению с переработкой произведенной в стране сахарной свеклы.
Другая проблема: деятельность многочисленных посредников-перекупщиков между производителем и конечным потребителем. Зачастую именно из-за длинных цепочек посредников цены на розничную продукцию порой вырастают до 60%. Иначе как объяснить, что при хороших запасах урожая основные овощи – лук, морковь, капуста, картофель – постоянно и существенно дорожают?
По данным Бюро нацстатистики, за год репчатый лук подорожал на 62,4%, огурцы на 55,6%, сахар и курага на 65%, мука на 42,8%, гречка на 37%. Рост цен продолжается. Так, с начала года он составил на лук 16,7%, помидоры 8,8%, рис 5,2%, капусту 4,1%, молоко и морковь 3,1%. Лидером подорожания среди продуктов стали огурцы – взлет на 22,4%! И это несмотря на то, что во всех регионах сформированы специальные комиссии по борьбе с посредническими схемами!
Впрочем, чему удивляться, если, к примеру, из пяти договоров, заключенных социально-предпринимательской корпорацией (СПК) «Каспий» на поставку овощей, только один договор, по данным Минторговли, заключили с производителем, остальные – с оптовиками. Но и это еще не все беды. В частности, в Минторговли заявили, что луковых запасов хватит только до апреля, затем на казахстанских прилавках будут торговать импортным луком из Пакистана, Узбекистана, Таджикистана.
Отметим: все это происходит, несмотря на то что акимам и предоставлены механизмы по сдерживанию цен, и выделены финансовые средства. Безусловно, необходимы комплексные и системные меры властей по наведению порядка в цепочке поставок с исключением прослойки искусственно созданных монополистов и оптовых перекупщиков, стимулированием строительства фрукто- и овощехранилищ.
Сложившаяся на рынке ситуация, а также высокая импортозависимость сельскохозяйственной отрасли республики по всем материально-техническим ресурсам – от семян до запчастей – ставят под сомнение возможность достижения в ближайшие 7 лет заявленных в концепции индикаторов. Нет никаких гарантий, что громадье новых планов не постигнет участь предыдущих и они вновь не будут провалены.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram