В Киргизии обсуждают судьбу НПО. Победа последних, судя по всему, не исключена - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

В Киргизии обсуждают судьбу НПО. Победа последних, судя по всему, не исключена

Обсуждаемый проект нового закона «О некоммерческих неправительственных организациях КР», разработанный с целью заменить действующий в Киргизии на данный момент закон, разделил общество республики надвое. Одни – преимущественно сами НПО и солидарные (имеющие общие источники финансирования) с ними СМИ – категорически против новой редакции документа, другие целиком и полностью его поддерживают.

По замыслу авторов законопроекта, предлагаемые поправки должны значительно повысить политико-правовые требования к созданию и деятельности некоммерческих неправительственных организаций, а также обеспечить открытость и публичность их деятельности. Это, к слову, касается и структурных подразделений иностранных НКО, выполняющих функции иностранных представителей и получающих денежные средства и иное имущество из иностранных источников. «Вносимые в существующее законодательство поправки обеспечат соблюдение интересов государства и общественной безопасности, защиту нравственности и здоровья населения, а также национальных и религиозных чувств граждан», – говорится в справке-обосновании к документу.

Ответы на вопросы, почему законопроект вызвал такой серьезный резонанс в киргизском обществе и возмущение у международных неправительственных организаций и нужен ли Киргизии на самом деле новый закон, искали участники круглого стола «От политизации к социализации: изменит ли новый законопроект об НПО деятельность гражданского сектора в Кыргызстане». 

Общественно полезны или общественно опасны?

По словам Игоря Шестакова – директора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», выступившего организатором дискуссии, вопросы, связанные с деятельностью неправительственных организаций, каковых в республике зарегистрировано более 30 тысяч, и приданию ряду из них статуса «иноагентов», обсуждаются в Киргизии не первый год. 

«Безусловно, многие НПО занимаются социальными и действительно полезными для общества проектами. Но из моего личного опыта общения с представителями таких организаций могу сказать, что их финансирование в разы меньше, чем у тех неправительственных структур, которые занимаются вопросами «демократических» преобразований. На данный момент сформировались «традиционные» фонды, которые их финансируют. Один из них – Фонд Сороса, который заявляет, что работает исключительно на благо Киргизии, однако есть мнение, что он продвигает интересы США и пытается навязать свое видение в том числе на то, как в нашей стране должны развиваться политические процессы. Например, до сих пор остается открытым вопрос: кто был основным заказчиком и спонсором революции 2005 года, в которой четко прослеживалась ключевая роль НПО», – отметил эксперт. 

Сторонники законопроекта уверены, что, регулируя деятельность НПО, в Киргизии удастся снизить политический накал, который в республике связывают с неправительственным сектором. Оппоненты же опасаются того, что неправительственным организациям будет запрещено вести какую-либо политическую деятельность. Они делают акцент на том, что это якобы пророссийская повестка, опуская при этом тот факт, что понятие «иностранный агент» имеет место и в законодательствах западных стран. 

«Страны, которые якобы несут демократию и борются за права человека во многих странах мира, включая Киргизию, у себя придерживаются совершенно иных принципов, – отметила экс-депутат ЖК КР, учредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова. ­­– Так, в Соединенных Штатах Америки закон, жестко регулирующий и контролирующий деятельность НПО, принят еще в 1938 году. США точно не допустят у себя того, что они сами делают по всему миру, например, того, чтобы на их территории работали организации, финансируемые иностранными государствами, и чтобы они диктовали американским властям, какие проводить реформы».   

По словам Е. Строковой, предлагаемый законопроект об НПО является практичным, структурированным и решительным, поскольку касается не только финансовой отчетности, но и непосредственно той деятельности, которую осуществляют неправительственные организации. В нем предусмотрен государственный контроль над тем, что прописано в уставе организации и чем она реально занимается: «Это очень важный момент, учитывая, что многие НПО и НКО пишут в уставе, что они будут заниматься, например, экологией, а вместо этого участвуют в политических процессах страны и пытаются на них влиять. Неправительственные организации часто провоцируют те или иные события, раскачивают обстановку и, хотим мы того или нет, влияют на умы людей. Т.е. они несут реальную угрозу нашей безопасности и нашей государственности, поэтому все эти процессы пора брать под государственный контроль».

Спикер отметила, что многие неправительственные организации опасаются реального контроля со стороны государства, поскольку имеют непрозрачные бюджеты и нередко осуществляют свою деятельность не в интересах Киргизии, а в интересах иностранных государств, от которых получают финансирование. По ее словам, активнее всех в этом направлении сегодня работает Фонд Сороса, который финансирует деятельность средств массовой информации и неправительственных организаций, осуществляющих свою деятельность в стратегических для государства сферах, например в образовании.  

«НПО, которые занимаются образованием, если их деятельность неподконтрольна государству, представляют серьезную опасность для нашей страны. Образование и воспитание идут неразрывно друг с другом, они формируют личность и образ мышления подрастающего поколения, наиболее восприимчивого к различным идеям, поэтому «промывка мозгов» со стороны иностранных государств недопустима. Однако именно этим и занимается тот же Фонд Сороса. Его актуальные, на первый взгляд, проекты по факту нацелены на разрушение наших национальных устоев», – пояснила экс-депутат.

При этом филиалы Фонда Сороса, присутствующие в 37 государствах – преимущественно в СНГ и других странах бывшего социалистического лагеря, – активно занимаются политическими вопросами: через аффилированные структуры финансируют политические партии, вмешиваются в процессы принятия политических решений, влияют на законодательные инициативы и т. д.  К слову, виды на постсоветское пространство у Дж. Сороса были еще со времен СССР, и когда в 1993 году журналист нью-йоркского журнала The New Republic Майкл Льюис спросил его о результатах деятельности Фонда в Восточной Европе, Сорос предложил просто написать, что бывшую советскую империю называют теперь Соросовской империей. «Это говорит о том, что декларируемые и реальные цели Сороса – это не всегда одно и то же. В этой связи, на мой взгляд, Киргизия вполне может поставить вопрос о пребывании данного Фонда в нашей стране», – добавила Е. Строкова.

Подержал эту мысль политический аналитик, журналист Жылдызбек Ибралиев. Он отметил, что прецедент прекращения отношений с Фондом Сороса, к которому Киргизия может апеллировать, был создан в одной из стран цивилизованной Европы – в Венгрии. «Власти страны «попросили» Фонд из Будапешта, несмотря на то, что Джордж Сорос родился в этом городе», – напомнил спикер. 

Стоит отметить: в массмедиа Киргизии сообщается, что в штаб-квартире Фонда Сороса принято решение с 2023 года приостановить культурные и просветительские программы в Центральной Азии, т. к. «они не приносят организации должной устойчивости и влияния в регионе». Вместе с тем планируется усилить такие направления, как развитие демократических программ, включающих защиту свободы слова, а также изменение законодательства, в частности предусмотрены очередные правовая и судебная реформы. По факту это означает, что Сорос будет еще активнее вмешиваться в политику Киргизии и стран ЦА с целью ситуации в каждой из стран и регионе в целом.

Ж. Ибралиев обратил внимание, что в последние годы приоритеты зарубежных доноров вообще значительно изменились – финансирование одних направлений они вообще прекратили, а других наоборот усилили. «В 2018 году я общался с сотрудницей одной неправительственной организации, которая сказала, что ей страшно, потому что на тот момент западные доноры свернули практически все направления, кроме конфликтологии – межэтнической, межнациональной и т. д. То есть в приоритете оказались темы, которые можно использовать для «раскачки» конфликтов. Эта работа ведется с 2018-2019 годов и сейчас, судя по информации о том, что со стороны США и Великобритании в два с лишним раза увеличилось финансирование проектов по дестабилизации региона, она набирает обороты. Что, кстати, можно четко отслеживать и по социальным сетям. Соответственно, нам, наверное, пора уже принимать соответствующие меры», – добавил эксперт.

Негативное влияние деятельности отдельных неправительственных организаций на национальную безопасность Киргизии отметил ветеран спецслужб КР Динмухамед Алмамбетов. Он пояснил, что присутствие в республике финансируемых зарубежными странами НПО, которые по указке спонсоров активно вмешиваются в политику государства практически во всех сферах – от образования до безопасности, негативно влияет на ее суверенитет. Поэтому эксперт считает необходимым принять обсуждаемый закон: «Государство должно контролировать и регулировать деятельность неправительственного сектора, в частности тех его представителей, которые работают против интересов страны. По факту это, если говорить военным языком, диверсионные группы, работающие на подрыв нашей государственности и нашего суверенитета», – подчеркнул спикер. 

Он напомнил, что именно с приходом в Киргизию в начале 90-х годов иностранных грантодателей в стране и начался «бардак»: «И сегодня надо сказать прямо, что большинство наших проблем – это результат деятельности международных неправительственных организаций. Просто так деньги никто не дает – выделяя гранты, они ставят определенные задачи, которые отвечают, прежде всего, их, а не нашим интересам и угрожают нашей национальной безопасности», – добавил эксперт.

Аналогичное мнение высказал руководитель МОФ «Люди мира» Алишер Ташматов. По его словам, местные неправительственные организации в Киргизии являются лишь исполнителями проектов, которые им заказывают такие глобальные структуры, как ООН, ОБСЕ и т. д. А значит, и государственную политику в отношении неправительственного сектора нужно формировать, исходя из того, что сотрудниками данных организаций в разных странах мира ведется открытый шпионаж.

«Это доказано официально. Информация об этом есть в открытых источниках и ни для кого не является секретом. Не скрывая этого, не первый год свою подрывную деятельность в Киргизии ведут ЮСАИД и Фонд Сороса. В чем-то они, может быть, и помогают, но в основном проводят деструктивную политику, навязывая нам реформы, которые выгодны им, но не отвечают нашим государственным интересам. Например, благодаря навязанным нам зарубежными донорами реформам сегодня в плачевном состоянии находятся и система образования, и система здравоохранения, и правоохранительная система», – отметил спикер. 

По его мнению, с законодательной точки зрения неправительственные организации нужно подразделить на те, что занимаются полезной и важной деятельностью, и те, что имеют негативное влияние на ситуацию в стране. «Заниматься вторыми должен, наверное, Госкомитет национальной безопасности», – добавил эксперт.

В свою очередь экс-депутат ЖК КР, общественный деятель Ыргал Кадыралиева, подчеркнув, что неправительственный сектор играет важную роль в современном обществе, с сожалением отметила, что отдельные его представители ведут деструктивную деятельность, направленную на дестабилизацию общественно-политической ситуации в Киргизии. В этой связи она считает необходимым принять новый закон, который даст госструктурам республики право контролировать деятельность НПО как в плане их документации, так и финансовых операций, а также принимать участие во всех их мероприятиях и осуществлять проверки на соответствие их реальной и заявленной деятельности.    

«Госорганы должны принимать меры по противодействию деструктивной деятельности местных и международных неправительственных некоммерческих организаций, использующих инструменты мягкой силы для дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. Но в то же время не должны допускать создания условий, способствующих ограничению деятельности НПО, которые работают в рамках закона и несут пользу обществу», – поделилась мнением спикер.

Мысль о том, что гражданский сектор и неправительственные организации нужны, поддержал и политический обозреватель Александр Ильяев. «Это неплохо, что у нас больше 30 тыс. НПО, но у государства должны быть регулятивные функции – оно должно знать, кто и чем занимается. Поэтому я поддерживаю мысль о том, что назрела необходимость принять данный законопроект, учитывая масштабы вмешательства во внутренние дела Киргизии иностранных государств через различные неправительственные организации, которые США и Евросоюз финансируют уже 30 лет».

Ничего личного, просто «серый» бизнес…

По словам А. Ильяева, именно эти структуры очень не хотят, чтобы их деятельность и финансы стали более прозрачными и открытыми, несмотря на то, что от других участников общественно-политических процессов они требуют именно этого. И причин у этой ситуации как минимум две: «Во-первых, фактические бюджеты отдельных НПО превышают государственный бюджет Киргизии, и тратятся они отнюдь не на официально заявленные цели. Их большая часть уходит на раскол общества и тому подобную деструктивную деятельность. Вторая причина, на мой взгляд, это коррупция внутри самих этих структур, например, при распределении грантов или реализации тех или иных проектов. Причем чаще всего подобные обвинения звучат в адрес Фонда «Сорос-Кыргызстан». В Фонде, конечно, все отрицают, но я думаю, что дыма без огня не бывает», – отметил спикер.   

В свою очередь, системный аналитик Бактыбек Саипбаев обратил внимание на то, что деятельность неправительственного сектора за 30 лет стала отдельной отраслью экономики Киргизии: «Потому НПО и выступают против законопроекта – они не хотят отказываться от зарубежных грантов, учитывая, что это их основной источник дохода».

«В секторе НПО работают и получают зарплату более 300 тыс. наших граждан», - поддержала мысль политический обозреватель Зарина Уметалиева.

Стоит отметить: если деятельность неправительственных организаций условно выделить в отдельный сектор киргизской экономики, то он находится в тени, поскольку никаких налогов со своей прибыли энпэошники не платят. Очевидно, именно по этой причине они так рьяно противились закону о финансовой отчетности, принятому предыдущим созывом парламента.

* * *

P.S. 9 февраля президент Киргизии Садыр Жапаров подписал распоряжение об образовании рабочей группы по доработке проекта закона КР «О некоммерческих неправительственных организациях».

Если посмотреть на состав сформированной группы (в нее вошли представители тех самых НПО, которые активнее всех наполняли медиапространство критикой законопроекта, выступая против его принятия), то уже сейчас можно практически со стопроцентной уверенностью предсказать, что в итоге останется от проекта закона после его «доработки»…

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1605
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика