Перспективы РФ в Организации экономического сотрудничества: издержки и выгоды - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Перспективы РФ в Организации экономического сотрудничества: издержки и выгоды

Россия состоит в крупнейших международных организациях и многих региональных. Лишь некоторые из них возможно причислить к глобальным универсальным, таким как ООН, способным вырабатывать решения и по политическим, и по экономическим, и по другим вопросам.

Остальные организации, как правило, региональные и специализированные. Меньшее представительство в них не является недостатком. Напротив, именно благодаря участию реально заинтересованных государств региона удаётся быстрее и эффективнее преодолевать конфликты интересов.

Вся международная повестка – глобальная или региональная, строго говоря, – это перманентные конфликты. Такое положение дел является нормальным, не хорошим и не плохим. Мораль к международным отношениям трудно применима. При этом всегда были и есть (и будут) сторонники идеалистического взгляда на историю, политику и экономику, склонные апеллировать к эфемерным и не явленным в реальности концептам вроде «за мир во всём мире».

Российская СВО на Украине актуализировала и обострила ряд вопросов международного сотрудничества без преувеличения во всех сферах. Невиданного с начала прошлого века накала достигла русофобия в странах, считавшихся оплотом демократии и эталоном толерантности. Достаточно вспомнить скандальные требования «покаяния» от российских дирижёров, оперных певцов и других гуманитариев, которые никакого отношения к государственной службе и политической деятельности не имели. Валерий Гергиев, Анна Нетребко и многие другие фактически и юридически оказались на Западе в статусе евреев времён гитлеровской Германии.

Экономическое измерение международного сотрудничества тоже претерпело большую трансформацию. Триггером стали западные санкции, дошедшие до отрицания базовых установок западных учителей. Апофеозом стали запреты на торговые отношения и установление «потолка цен» на российские товары.

В ситуации комплексного кризиса международных отношений Россия сделал упор на развитие отношений с региональными партнёрами. Базис формирует экономика, поэтому акцент российского участия сместился именно в эту плоскость. Наглядно это представлено в деятельности таких организаций, как ЕАЭС, ШОС и ряд других.

При этом Москва не упускает из виду перспективы расширения своего участия в других межгосударственных объединениях, и не только экономического профиля. МИД РФ и профильные экспертные учреждения постоянно изучают выгоды и издержки такого участия, налагающего определённые обязательства. При этом далеко не всегда во главу угла ставится полноценное членство – иногда оптимальным является статус наблюдателя.

Среди перспективных для российского участия международных объединений в последнее время фигурирует Организация экономического сотрудничества. ОЭС объединяет территорию в 8 млн км с проживающими на них 460 млн человек.

Организация ведёт свою историю с 1964 года и сейчас объединяет 10 государств Южной, Центральной и Западной Азии. Активизация её деятельности связана с расширением в 1992 году за счёт семёрки участников из зоны жизненно важных российских интересов – Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

Целью деятельности организации является содействие устойчивому экономическому развитию региона. С этим неразрывно связаны проблемы социальные, гуманитарные, экологические. При этом ОЭС дистанцируется от политизации своей деятельности. Изначально в ней был ярко выражен исламский фактор, который  по мере расширения организации и активизации практической работы уступил место светскому формату.  

ОЭС находится в статусе наблюдателя в ООН и Организации исламского сотрудничества (переименованная «Исламская конференция», 57 государств-членов). В свою очередь, в организации статус наблюдателя получили частично признанная Турецкая Республика Северного Кипра и два международных объединения.

ОЭС привлекла к сотрудничеству многие экспертные объединения, специализированные агентства и региональные институты. Генеральный секретариат координирует деятельность около 20 созданных ОЭС организаций, таких как Торгово-промышленная палата, Банк торговли и развития, Перестраховочная компания (ERC), Институт культуры, Научный фонд, Образовательный институт, Региональный координационный центр по продовольственной безопасности, Институт экологических наук и технологий, Консультационная и инжиниринговая компания.

По итогам состоявшегося в марте 2017 года 13-го саммита в Исламабаде главы государств и правительств стран-членов ОЭС приняли документ ECO Vision – 2025. Он стал планом действий (дорожной картой) отраслевой деятельности организации на краткосрочную перспективу.

В марте 2021 года ОЭС провела 14-й саммит в виртуальном формате на тему «Региональное экономическое сотрудничество после COVID-19». Итогом стало одобрение рекомендаций и стратегий на постковидный период в экономической сфере.

В январе 2022 года генсек организации Хусрав Нозири заявил: «ОЭС – это межправительственный экономический форум десяти стран Южной Центральной и Западной Азии, организация преисполнена решимости превратить регион в блок взаимосвязанных, устойчивых экономик посредством надлежащего управления, а также ускорения торговой деятельности».

Нозири выделил среди приоритетов либерализацию торговли, защиту инвестиций и всемерное развитие транспортно-логистических и торговых коридоров. Он также отметил, что государства-члены ОЭС активно развивают промышленную кооперацию.

Всё указанное генсеком ОЭС весьма своевременно применить к реализации российских национальных интересов в условиях жёсткого противостояния с пресловутым «коллективным Западом». Немаловажно и то, что Москва и Пекин весьма активно создают архитектуру многополярного мира. Поэтому российское участие в этой организации представляется естественным и целесообразным.

Фактически все постсоветские среднеазиатские республики участвуют сегодня в деятельности ОЭС. Однако лидерство по-прежнему принадлежит не им, и больших выгод они не получают. Трудно игнорировать лидерство в ОЭС дуумвирата основателей – Турции и Ирана.

К слову, их видение региональных устоев не во всём совпадает с российским, а по ряду направлений интересы явно пересекаются. Вопрос в том, насколько Москва сможет эффективно отстаивать свои позиции в составе этой организации, обладая возможностями проведения своей линии через другие объединения и (или) в двустороннем формате.

Поэтому оптимальным форматом отношений России с ОЭС, как и с другими подобными региональными организациями, на нынешнем этапе видится использование многостороннего формата. ЕАЭС позволяет реализовать таковой без избыточных издержек.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1558
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика