
Стокгольм наращивает темпы сотрудничества с прибалтийскими государствами в военно-политической сфере. 7 февраля 2023 г. премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон и президент Эстонии Алар Карис обсудили усиление присутствия НАТО на северном побережье Балтики.
"Эстония и Швеция думают и действуют сообща, нам нужно искать пути укрепления северо-балтийской идентичности и партнёрства, которые объединяют нас. Совместные усилия наших стран принесут больший эффект в обеспечении безопасности нашего региона и помощи Украине в её борьбе за свободу и территорию, оккупированную Россией", – заявил Карис.
В 2023 г. Россия должна была занять пост председателя в Совете государств Балтийского моря (СГБМ), но наша страна вышла из организации ввиду того, что некоторые её участники превратили организацию в антироссийскую структуру.
Проректоры Дипломатической академии МИД РФ Олег Карпович и Михаил Троянский на страницах издания "Международная жизнь" указывают на тревожную тенденцию милитаризации Балтийского региона: "Американский ВПК в условиях специальной военной операции и нагнетаемой антироссийской истерии в крайней степени заинтересован в продвижении идеи о якобы серьёзной угрозе странам Балтии. В связи с этим налицо сращивание лоббистских усилий в отношении Конгресса и администрации президента США со стороны не только прибалтийских стран и Польши, но и ведущих военных корпораций, которые заинтересованы в крайней степени в раздувании мифа о "российской угрозе" для кратного повышения расходов на военные цели. Ряд западных псевдоаналитиков полагают, что свобода судоходства в Балтийском море должна иметь ограничения для России, а вступление Швеции и Финляндии в НАТО позволит многократно облегчить для альянса решение задачи "по вытеснению" России с Балтики".
Оживление шведско-эстонских контактов на стратегическом уровне нельзя считать неожиданным. После заявок Швеции и Финляндии на вступление в НАТО Эстония служит естественным географическим плацдармом для милитаристского давления на российское побережье Балтики. Когда Финляндия присоединится к альянсу, Финский залив с трёх сторон будет окружён государствами НАТО, что повышает возможности альянса по блокированию для России выхода в залив из Санкт-Петербурга и далее в Балтийское море.
Переформатированием баланса сил в регионе руководит не Хельсинки и тем более не Таллин, а Стокгольм. Классическая шведская геополитика знает два внешнеполитических направления – восточное и западное. Первому повышенное значение придавали шведские завоеватели XIV-XIX вв. Поражение Карла ХІІ под Полтавой в 1709 г. – это следствие шведской экспансии на восток.
Второе направление оформилось в шведском политикуме в ХХ в. как рецепт интеграции Стокгольма в евроатлантические институции. Западное направление считается либеральным, восточное – традиционно-консервативным. Либералы настаивали, что фокусировка на восточном направлении приведёт к перенасыщению шведской политики конфликтогенными смыслами в рамках извечного противостояния с Россией и спровоцирует экономическое отставание страны от остальной Европы, в то время как западное сблизит с коллективным Западом и его финансовой системой.
До начала 2000-х гг. Швеция придерживалась этой схемы, но под давлением США и НАТО постепенно поменяла либерально-западный курс на консервативно-восточный. Милитаризация о. Готланд, совместные учения с США на шведской территории, размещение дальнобойных ракетных систем с угрозой нанесения ударов по восточному направлению – всё указывало на воскрешение в шведской внешней политике забытого восточного вектора. Профессор Центра изучения России и Евразии Уппсальского университета Стефан Хедлунд видит в сближении Швеции и НАТО стремление к кардинальной перекройке системы региональной безопасности. "И тогда на Балтике начнётся совсем другая игра", – предупреждает Хедлунд.
Милитаризация Готланда проходит параллельно с милитаризацией Аландских островов (Финляндия) и датского о. Борнхольм, превращая их в укрепленные пункты вдоль всей акватории Ботнического залива, дополнительно перекрывающие выход из Финского залива в Балтийское море. Эти островные точки позволяют также контролировать проливы Каттегат и Скагеррак, соединяющие порты Балтийского моря с Мировым океаном. Важным условием достижения такого контроля является подключение к планам НАТО Швеции и Финляндии.
При таком повороте Стокгольм отводит Эстонии важную роль в своих планах. Прикрываясь от России территорией Финляндии, Стокгольм спешит вовлечь Таллин в свои антироссийские деяния, чтобы на выходе иметь ситуацию, когда Финляндия служит для Швеции левым флангом антироссийского бруствера, Эстония - правым, а сама Швеция - дальним тылом, скрепляющим по горизонту оба фланга.
В прежние века, чтобы оттеснить Россию вглубь евразийского материка, шведские короли захватывали Польшу, чтобы затем двинуться на русских. Польский классик Хенрик Сенкевич посвятил этому роман "Потоп" (1886). Сегодня Польша – член НАТО и ЕС, участвует в коллективном походе Запада против России. Её захватывать не нужно, но важно нейтрализовать российское присутствие на Балтике, в том числе базу ВМФ России в Калининграде.
Добиться этого шведы и остальной Запад надеются усилением блокады балтийского побережья России через Прибалтику, Польшу и Финляндию. Спецоперация ВС РФ на Украине сорвала эти планы, превратив Азовское море во внутреннее море России, а Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области бывшей Украины – юридически и фактически в российскую территорию.
Карис и Кристерссон не зря упомянули на встрече Украину. Взглянув на карту, увидим, что территориально Украина охватывает приморские регионы России с юга, заворачивая по направлению к Дону. В планах Запада – создать антироссийскую "петлю анаконды", которая будет сжимать российское государство полукольцом от Азовского моря через Прибалтику и Финляндию до норвежского побережья Баренцева моря.
Задание Норвегии – противостоять России в Баренцевом море, перекрывая российским ВМС выход через Норвежское море к берегам Северной Европы. НАТО стремится обеспечить на Балтике свободу передвижений натовских судов в Датском проливе – горловине шириной 260 км между Гренландией и Исландией, которая является ключевой артерией для военных поставок из США и Канады на северный фланг НАТО (в Скандинавию и Прибалтику).
На наших глазах в Северной Европе при участии Швеции и в интересах США выстраивается эшелонированная система стратегического сдерживания России. В этой системе передовой линией являются Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Украина. Вторую линию образуют Швеция, Германия, Дания. С тыла эту конструкцию своими территориями "подпирают" Исландия и Канада. В случае успеха Запад надеется захлопнуть для России "окно в Европу", прорубленное в эпоху Петра І.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram