Когда станет возможным говорить о новой жизни казахстанской геологоразведки? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Когда станет возможным говорить о новой жизни казахстанской геологоразведки?

Минерально-сырьевой комплекс Казахстана, несмотря на многочисленные программы диверсификации и модернизации экономики, остается основным источником пополнения бюджетных средств республики: он формирует до 70% ВВП страны и приносит большую часть валютных поступлений.

Однако интенсивная разработка сформированной еще в советское время базы полезных ископаемых при низкой восполняемости запасов ведет к их исчерпанию и загоняет экономику в критическое положение. В частности, в Восточном Казахстане полностью отработаны такие крупные свинцово-цинковые месторождения, как Шемонаихинское, Юбилейно-Снегирихинское, Зыряновское. В целом запасы цветных и благородных металлов, составляющие в настоящее время значительную долю экспорта, могут быть выработаны за 10-15 лет.

И это понятно. В советский период геологами Казахстана запасы основных полезных ископаемых наращивались ежегодно в двукратном размере относительно к добытому годовому объему. В итоге республика к 1990 году имела 40-45-летний уровень обеспеченности разведанными запасами минерального сырья.

Вследствие начавшейся после обретения независимости деградации геологической отрасли и, соответственно, падения объема геологоразведочных работ (ГРР) за все эти годы в республике не было открыто ни одного крупного месторождения. Приросты запасов промышленных категорий получены главным образом за счет переоценки и доизучения ранее открытых месторождений. Таким образом, идет доразведка и освоение забалансовых месторождений и рудопроявлений времен СССР.

Большая доля учтенных балансом запасов разведанных в последние годы месторождений характеризуется, как правило, низким качеством, что является основной причиной того, что из них в эксплуатацию вовлечено лишь немногим более трети.

Происходивший в 80-х годах прошлого столетия в Казахстане резкий рост объемов геофизических и буровых работ был обеспечен за счет перераспределения Министерством геологии СССР доходной части бюджета, создаваемой на месторождениях Западной Сибири. В результате этого, в частности, были открыты такие месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кумколь, освоение которых в 90-е годы и обеспечило последующий скачок в объемах нефтедобычи.

В КазССР руководство геологическими исследованиями осуществлялось созданным в 1956 г. министерством геологии и охраны недр, имевшим ежегодные ассигнования порядка 900 млн долларов, располагавшим отраслевой наукой и мощной производственно-технической базой. Объединение в одну структуру всех геологических служб привело к резкому повышению эффективности и качества научно-технического сопровождения геологоразведочных работ, количественному и качественному росту кадров.

Сегодня ничего этого, увы, нет. Руководство страны посчитало, что геологической отрасли существенная государственная поддержка не требуется. Министерство геологии было ликвидировано, территориальные геологические управления и многие геологоразведочные партии расформированы.

Чиновники, ссылаясь на некий западный опыт, решили проводить изучение недр за счет иностранных инвесторов. Однако внедренные чиновниками «инновации» привели к резкому сокращению объемов ГРР, оттоку квалифицированных кадров, сворачиванию отраслевых исследований. Возражения специалистов власти игнорировали, и вся отлаженная геологическая система распалась.

Низкий уровень инвестиций в геологоразведке – лишь 2% инвестиций в недропользование – становится основным негативным фактором для отрасли. Так, в 2019 году уровень инвестиций в геологоразведку составлял 331 млрд тенге, в 2021 году объем финансовых вливаний сократился на 26% – до 245,8 млрд тенге. В прошлом году инвестиции в недропользование составили 7,7 трлн тенге, из них на добычу – 2,8 трлн, на геологоразведку – 135,7 млрд. Отрасль не получает необходимой поддержки.

По состоянию на 1 января 2021 года коэффициент восполняемости запасов по золоту равен 0,29, меди – 0,08, полиметаллам – 0,21, нефти – 1,5 с учетом месторождения Кашаган и 0,9 без него.

Ситуация с газом ввиду роста объемов его потребления более печальная. К 2025 году на внутреннем рынке ожидается дефицит газа, и обеспечивать население планируется его импортом из России и Туркменистана. Вместе с тем, к примеру, основные доказанные запасы газа страны выявлены в Западном Казахстане, тогда как потенциал перспективных на углеводороды осадочных бассейнов северных и южных регионов не раскрыт вследствие низкой изученности.

Все это происходит потому, что в Казахстане поиск и разведку месторождений отдали на откуп инвесторам, в первую очередь иностранным. Однако это не привело к притоку необходимого капитала, новых технологий и открытию крупных промышленных запасов, поскольку ГРР осуществляются с крайне малыми затратами. И это понятно. Открытию месторождения предшествует долгий путь от получения лицензии на недропользование и изучение геологического строения участка до оценки запасов месторождения, пробной эксплуатации и начала коммерческой добычи. Этот период может занимать до 10-15 лет.

Рост частных инвестиций в геологоразведку напрямую зависит от уровня государственного финансирования ранних стадий изучения недр, в результате которых выявляются перспективные участки. Поскольку при этом ведение ГРР несет высокие риски, то для инвесторов интерес представляют разведанные участки и блоки с уже принятыми решениями по их разработке.

Учитывая все это, власти Казахстана озаботились внесением изменений в законодательство в сфере геологии для повышения инвестиционной привлекательности воспроизводства минерально-сырьевой базы. В настоящее время прорабатываются поправки, которые сократят административные процедуры, позволят инвесторам получать налоговые и другие преференции, что улучшит инвестиционный климат для привлечения финансовых средств в геологоразведочные работы. В конце текущего года планируется завершить разрабатываемый с 2021 года «Атлас твердых полезных ископаемых», который будет содержать информацию о геологии страны с рекомендациями по поиску и разведке месторождений.

В рамках поручения главы государства Касым-Жомарта Токаева продолжается масштабная проверка исполнения недропользователями контрактных обязательств. Участки недр, на которых длительное время они не выполняются, возвращаются государству и выставляются на аукцион. В 2022 г. Министерством энергетики РК проведено два аукциона, на которые было выставлено 55 таких участков. Было реализовано 38 участков с уплатой подписного бонуса на максимальную в сравнении с предыдущими годами сумму 26 млрд тенге.

В декабре прошлого года утверждена Концепция развития геологической отрасли Республики Казахстан на 2023-2027 годы. Для решения проблем отрасли предусмотрено четыре направления ее развития: повышение эффективности геологического изучения недр и восполнение минерально-сырьевой базы, информатизация и цифровизация, научно-исследовательское и кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры.

Безусловно, говорить о том, что в ближайшие годы геологическая разведка в Казахстане обретет вторую жизнь, не приходится. Для этого отведенного концепцией времени явно недостаточно. Необходимо решить не одну проблему: разрушены системы финансирования и изучения недр, слабо используются новые технологии, остро стоит вопрос подготовки кадров, учёные не ощущают господдержки. Если вопрос с финансированием можно решить сравнительно быстро, то проблема нехватки специалистов – геологов, геофизиков, горных инженеров потребует длительного, не менее 10 лет, времени.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2846
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика