Евросоюз реализует комплексную программу изоляции России и Белоруссии, объединённых в Союзное государство и выступающих союзниками в СВО на территории Украины. Фактически сейчас не только они находятся в почти наглухо замкнутом «санитарном кордоне», но и весь ЕАЭС.
СВО на Украине стала формальным предлогом для усиления западной изоляции важнейших транзитных участков Евразии. На днях замминистра внутренних дел Польши Мацей Восик выступил в СМИ с заявлением о перспективе полного закрытия польско-белорусской границы. Формальным поводом он назвал преследование польского меньшинства и разрушение польских кладбищ в соседней Белоруссии.
Нынешний кризис имел предысторию.
На пике миграционного кризиса 2021 года Польша и постсоветские этнократии Прибалтики оградились проволочными заборами. В итоге волны мигрантов из стран Востока и Африки, организованно и стихийно прибывавшие в Белоруссию, вынуждены были ретироваться. Официальный Минск называл их беженцами. На самом деле этот чётко прописанный юридический статус у нелегалов отсутствовал. Поэтому даже сейчас, когда официальные источники Белоруссии сообщают о том, как «на границах Польши, Литвы и Латвии многие беженцы мучительно погибают», возникают закономерные вопросы и к распространителям такой информации, и к источникам.
Вопросы есть и к устанавливавшим «спирали Бруно», в которых мучительно погибали не только нелегалы, но и дикие животные. Граница между Польшей и Белоруссией проходит в том числе и через Беловежскую пущу – заповедник на территории обоих государств.
Евросоюз и США несут ответственность за возникновение очагов нестабильности в странах, из которых пошли миграционные волны. Афганистан, Ливия, Сирия и Ирак составили основу контингента нелегалов. Все эти страны были «демократизированы» США и Евросоюзом, о чём не принято вспоминать ни на брифингах Белого дома и Пентагона, ни на заседаниях Еврокомиссии и ОБСЕ.
Польша в строительстве ограждений пошла дальше и замахнулась на аналог «стены Трампа». В 2023 году на границах с Россией и Белоруссией были установлены противотанковые ежи, бетонные надолбы и минные поля. По понятным причинам особенно усердствует в этом Украина.
Евросоюз в этом деле немного отстаёт. Министр обороны Польши Мариуш Блащак сообщил 23 февраля: «Мы начали превентивно расширять меры безопасности на границе с Россией и Белоруссией. Это элемент нашей стратегии обороны и сдерживания. Первые укрепления уже размещаются на границе с Калининградской областью».
До этого правительства Польши и Прибалтики заблокировали погранпереходы. И ранее фуры выстраивались в километровые очереди. Однако на этот раз пересечение границы максимально осложнено любому автотранспорту.
Обыватели в сложившейся ситуации проявляют чудеса изобретательности. Процветает бизнес аренды велосипедов: автомобилисты пересаживаются на них и так пересекают границу. Экономится не только время, но и нервы.
В октябре МВД Белоруссии сообщало о том, как «байки пристегнуты буквально к каждому столбу и ограждению, заняты все места, где можно зацепить замок». Местные сайты и соцсети публиковали фотографии со старыми советскими велосипедами и вполне новыми, подешевле, выполняющими единственную функцию – преодолеть несколько сотен метров до и после границы.
УВД Гродненской области информировало: «Злоумышленники отстегивают чужие велосипеды и едут в страну-соседку: иногда возвращают обратно, а иногда бросают там. Причем бывают случаи, что владельцы велосипедов самостоятельно находят свой транспорт в Литве у ближайшего дерева».
В нынешнем году пересечение границы осложнено для всех, включая велосипедистов. Грузовой автотранспорт на белорусско-польской границе фактически заблокирован. В соцсетях обсуждается перспектива блокировки Польшей железнодорожного сообщения.
Госпогранкомитет Белоруссии сообщил о скоплениях грузовиков на въезде в Литву. Проблема была и ранее: литовские таможенники то устраивали «итальянские забастовки», требуя повышение денежного довольствия, то находили другие предлоги для отказа от проявления служебного рвения. Ныне же, после закрытия Польшей пункта пропуска Бобровники (Берестовица) и введения ограничений в Кукурыках (Козловичи), у автотранспорта остались только объездные пути.
«На протяжении выходных грузовой транспорт следовал с задержками в страны ЕС через литовские пункты пропуска Лаворишкес (Котловка), Мядининкай (Каменный Лог) и Шальчининкай (Бенякони). Сопредельные контрольные службы на данных маршрутах пропустили на свою территорию 39% фур от нормы», - сообщали белорусские пограничники 27 февраля.
Ужесточение пропуска через границу с Белоруссией официальная Варшава увязала с вынесенным в Белоруссии приговором корреспонденту польского издания. Гражданин Белоруссии Анджей Почобут 8 февраля был осужден на восемь лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Ранее судимого по «политическим» статьям, на этот раз его обвиняли по двум статьям УК Белоруссии – «экстремизм» и «призывы к действиям, наносящим ущерб национальной безопасности».
«Мы осуждаем несправедливый приговор, вынесенный судом авторитарного государства. Анджей Почобут – польский и белорусский патриот. Мы поддерживаем и будем поддерживать его. Придет день, когда свободный Анджей Почобут и белорусские поляки смогут жить в свободной Беларуси», – заявлял официальный представитель МИД Польши Лукаш Ясина.
Упоминание про «белорусских поляков» указывает на активность осужденного в белорусской общественной организации «Союз поляков в Белоруссии». Минюст Белоруссии отказал ей в регистрации, поэтому СПБ действует подпольно при поддержке официальной Варшавы.
Сразу же после вынесения приговора Варшава со всей ясностью дала понять Минску масштаб грядущих проблем. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил о перспективе закрытия всех погранпереходов. Государственные СМИ Белоруссии тщательно скрывают взаимосвязь приговора Почобуту с новым пограничным кризисом. Они подают проблему как польскую месть за безвизовый режим, который МИД Белоруссии установил для граждан ЕС.
Эскалация нового пограничного кризиса уже наносит огромный ущерб предпринимателям Евразии. По первым осторожным оценкам, он уже исчисляется в миллиардах долларов.
Польша намерена полностью заблокировать границу с Белоруссией и Россией (калининградский участок). До этого Евросоюз и Украина заблокировали своё воздушное пространство для белорусского госмонополиста «Белавиа». Морских границ у Белоруссии нет.
Евразийская интеграция в итоге получила новую угрозу, сопоставимую с «ковидной». Китай уже осторожно выражает озабоченность и активно перенаправляет свои товарные потоки в обход проблемных участков. Морской транспорт и железнодорожные контейнеровозы позволяют минимизировать ущерб. Не имеющие же выхода к морям страны находятся в ещё более дискомфортной ситуации.
Еврокомиссия, ОБСЕ и другие международные организации демонстрируют нежелание и неспособность влиять на деэскалацию нового европейского пограничного кризиса. Не способны они решать и гуманитарные, и прочие проблемы, такие, например, как новый виток политических репрессий в Прибалтике.
Проблемы, созданные европейскими партнёрами, уже привели к негативным последствиям на другой части континента. Евразию продолжают дестабилизировать, и за этим прослеживается интерес Вашингтона. Ведь достаточно одного слова Сонного Джо, чтобы Варшава разблокировала свои погранпереходы.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram