Экономика Армении–2022: успехи, проблемы и прогнозы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Экономика Армении–2022: успехи, проблемы и прогнозы

Февраль – март в Армении обычно сопровождается подведением финансово-экономических итогов ушедшего года и прогнозами на год текущий. Обычно именно к этому сроку Национальная статистическая служба «подбивает» большую часть данных.

Итак, ВВП Армении вырос за 2022 год на 12,6%, намного превысив не только 5,7% в 2021 г, но и «доковидные» 7,6% в 2019 г., достигнув 8,497 трлн драмов ($19,5 млрд). Для сравнения: в 2021 году он был $13,86 млрд, а по итогам 2017 года (последний полный год правления администрации президента Сержа Саргсяна) – $11,53 млрд. Кроме того, рост экономики Армении в 2017 году был самым высоким за все предыдущие 10 лет. Такой большой скачок в долларовом исчислении связан и с тем, что из-за беспрецедентного притока валюты в прошлом году в страну произошло укрепление курса армянского драма к бивалютной корзине приблизительно на 18%.

Рост ВВП, несмотря на свой впечатляющий показатель, тем не менее оказался ниже, чем прогнозировали безудержные оптимисты (в районе 14%), но существенно выше, нежели консервативные прогнозы Центрального банка Армении, Всемирного банка и Международного валютного фонда.

На высокий рост экономика страны вышла под воздействием факторов, возникших из-за специальной военной операции России на Украине и применённых коллективным Западом беспрецедентных и масштабных антироссийских санкций, побудивших многих россиян покинуть РФ. Прибытие огромного числа релокантов ощутила на себе и Армения, куда, по предварительным оценкам властей, переселилось  порядка 65-70 тысяч граждан в основном из России, а также Украины и Беларуси. В 2022 году были временные отрезки, когда число релокантов в стране достигало 130-140 тысяч. Релоканты перемещали в страну пребывания также свои капиталы и бизнес, зарегистрировали в Армении свои компании (около 2 тысяч), в основном в сфере информационных технологий. Длительность этого позитивного шока, повысившего как внешние, так и макроэкономические и фискальные показатели Армении, пока неизвестна, но по предположениям международных финансовых структур значительная часть новых иммигрантов останется в Армении как минимум на два-три года, в связи с чем высока вероятность сохранения некоторых положительных эффектов в краткосрочной перспективе.

Драйверами роста ВВП в 2022 году выступили в большей степени сфера услуг – 28,2%, торговый сектор – 17%, энергокомплекс – 16,1% и сфера строительства – 12,5% и в чуть меньшей степени промышленный сектор – 7,9%. При этом и аграрному сектору по итогам года всё-таки удалось выйти из спада на 0,4-процентный рост. Годом ранее драйвером роста выступили те же сектора экономики, но энергокомплекс и аграрный сектор были в спаде на 0,6% и 1,1% соответственно.

Аграрный сектор «вытянуло» растениеводство. Несмотря на ряд поддержанных правительством программ, объёмы производства мяса в стране в 2022 году сократились на 5,5% по сравнению с показателями 2021 года. В частности, сократились объемы производства говядины, свинины и птицы. Снижение объёмов производства мяса связано с сокращением поголовья скота. Правительственные программы по строительству смарт-хлевов или приобретению скота в рамках программ государственной поддержки пока не оказали положительного влияния на объемы производства мясопродуктов.

Проблемы в животноводстве сопровождаются н новыми явлениями, которых раньше не было. В частности, армянские производители курятины жалуются на демпинговые поставки мяса птицы из соседней Грузии. Кроме того, имеются немалые проблемы с пастбищами. В частности, в приграничных районах они не используются или используются ограниченно, поскольку находятся под прямым прицелом ВС Азербайджана. Это также приводит к сокращению поголовья и снижению объемов производства мясопродуктов.

Во всех случаях очевидно, что ситуация в сельском хозяйстве пока не даёт оптимизма, а эксперты все чаще задаются вопросом: насколько целесообразным было расформирование министерства сельского хозяйства и перевод его структур в министерство экономики?

Говоря об экономических итогах года и существенном росте ВВП, независимые и оппозиционные эксперты указывают на то, что, несмотря на впечатляющие цифры роста объема экономики, экономическое развитие общество ощущает довольно слабо. Так, бывший глава Центрального банка Армении Баграт Асатрян отмечает, что в структурном контексте одним из самых быстро развивающихся секторов экономики была сфера IT, которая продемонстрировала рост объемов на 70% (!), а занятость в этой сфере увеличилась на 40%. Однако экс-глава ЦБ заметил, что, говоря о 40%, надо понимать, что речь идет всего о 10 тыс. рабочих мест. И в целом, как заметил Асатрян, доля занятости в IT-секторе в общей структуре занятости Армении занимает небольшую нишу. «Если мы говорим, что IT – наш путь развития, то мы еще не находимся на этом пути», – отметил он.

Говоря о зарегистрированных показателях, Асатрян подчеркнул, что необходимо понимать: прошлогодний сценарий стал незапрограммированным, являясь в некотором роде «фантастикой», которая вряд ли более повторится. В этой связи он подчеркнул необходимость гарантий дальнейшего роста экономики: «Все правительства Армении пытались доказать, что у них были лучшие программы развития экономики, но после 30 лет мы видим, что экономика страны находится не в лучшем состоянии».

Эксперты также обращают внимание на то, что зафиксированный экономический рост в Армении в 2022 году очень слабо отразится на состоянии кредитного рынка страны. По предварительным данным, объёмы кредитования экономики банковской системой как в 2021, так и в 2022 году показали снижение на уровне 2,5% годовых. Это несмотря на то, что банковская система получила по результатам прошлого года беспрецедентную прибыль в 263 млрд драмов (свыше 650 млн долл.), подскочив более чем в три раза и в основном за счет непроцентных доходов на благодатной почве наплыва релокантов.

Несмотря на столь большую прибыль банков, экономика страны по-прежнему очень нуждается в деньгах. Это понимают и в правительстве. «Говорить о том, что в нашей в экономике достаточно денег – будет неправдой», – подчеркнул министр экономики Ваан Керобян очень низкий уровень монетизации экономики, пояснив, что размер денежной массы по отношению к ВВП Армении в разы меньше, чем должен быть. В качестве сравнения Керобян заметил, что в еврозоне данный показатель в среднем достигает порядка 120%, тогда как в Армении находится в пределах 30%.

Ссылаясь на опубликованные за последние 20 лет различные данные, Керобян подчеркнул, что почти каждая компания в стране имеет проблемы с доступом к финансовым ресурсам: «Это является первым крупным препятствием для ведения бизнеса в Армении. Даже коррупция и налоговое бремя традиционно считались меньшими факторами, препятствующими по своей значимости фактору отсутствия доступа к финансовым ресурсам».

В этой ситуации важным для экономического прогноза на будущий год было то, что международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило суверенный рейтинг РА по выпуску долгосрочных обязательств в иностранной и национальной валюте на уровне «В+», изменив прогноз со «стабильного» на «позитивный». Как сообщается в отчёте агентства, в основе пересмотра перспектив суверенного рейтинга Армении заложены положительная динамика развития экономики и высокий экономический рост, на которые положительно повлияли значительный приток людей и капитала, а также перевыполнение налоговых поступлений и снижение долговой нагрузки, улучшение внешней позиции экономики. В отчёте также отмечается значительное снижение дефицита бюджета, обусловленного в основном высоким ростом налоговых доходов.

В Fitch также высоко оценивают улучшение внешней позиции экономики в условиях притока капитала – профицита текущего счета, что способствовало увеличению валютных резервов на $880 млн до $4,1 млрд по итогам 2022 года. При этом эксперты ожидают возвращения к умеренному дефициту в 2023 и 2024 годах. Кроме того, в 2022 году чистый внешний долг сократился примерно на 12 п.п. до примерно 44,5% ВВП.

Одновременно, по оценкам агентства, Армения выделяется сильными управленческими показателями, а также надежной основой макроэкономической и налогово-бюджетной политики и стабильной приверженностью к реформам.

На 2023 год и Центральный банк, и международные финансовые организации прогнозируют замедление роста ВВП до соответственно 4,6%, 4,5% и 4,5%. Так, в январском прогнозном докладе Всемирного банка отмечается: «Прогнозируемое замедление отражает ослабление импульса после сильного восстановления в 2021-2022 гг., замедление роста в еврозоне, сохраняющуюся напряженность на границе между Арменией и Азербайджаном и продолжающееся сокращение производства в России – одном из ближайших экономических партнеров Южного Кавказа. Рецессия в России и вялый рост в Китае негативно повлияют на уровень экономической активности, особенно в странах Южного Кавказа и Центральной Азии. Низкий уровень активности на территории региона также будет сохраняться вследствие ужесточения денежно-кредитных условий, поскольку центральные банки пытаются справиться с инфляцией, превышающей целевые ориентиры».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2478
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика