По мере сокращения рынков сбыта на Западе «Газпром» ищет новых покупателей. Новый магистральный газопровод из России в Китай может пройти через Казахстан. В свою очередь, помимо транзита, Астана планирует с помощью российского газа газифицировать северо-восток страны.
«Газпром» и казахстанская компания QazaqGaz обсуждают возможность газификации восточных регионов Казахстана, а также транзит голубого топлива в соседний Китай. Хотя у Казахстана есть собственный газ, большие расстояния и снижение добычи затрудняют решение задачи по самостоятельной газификации отдаленных от газовых месторождений регионов.
«По вопросу газификации востока Казахстана мы предложили «Газпрому» новый транзитный маршрут (в Китай. - Ред.) по территории Восточного Казахстана, который будет охватывать ряд регионов. Он в проработке, нами технико-экономические расчеты уже проведены», – сообщил заместитель председателя правления QazaqGaz Арман Касенов.
По словам Касенова, газификация севера и востока республики в ближайшей перспективе ресурсами собственного газа не представляется возможной. Поэтому казахская сторона рассчитывает на вновь создавшиеся условия по возможному импорту российского газа. Спрос на газ растет из-за роста населения, развития промышленности и планов по уходу от угольной генерации.
Газификация северо-восточных регионов Казахстана – вопрос принципиальный
Казахстанский экономист Рахим Ошакбаев в интервью «Ритму Евразии» рассказал, почему Казахстану не удалось самостоятельно заняться газификацией.
– Можно констатировать, что Казахстан, несмотря на многолетние попытки форсировать газификацию северо-восточных областей, пока в этом абсолютно не преуспел, – говорит Р. Ошакбаев. – Все официальные реляции, планы мероприятий, заявленные даты сорваны. Уровень газификации остается крайне низким. Проблема не только в том, что нет необходимых темпов строительства инфраструктуры, газопроводов, самое главное – это большой дефицит энергоносителей, в том числе природного газа.
Причины, почему это происходит, разные. Базовая версия – фундаментальная неэффективность госаппарата, его неспособность реализовывать заявленные планы, головотяпство. Другая версия – это сопротивление очень большого так называемого угольного лобби, которое в настоящий момент имеет гарантированное потребление угля за счет его сжигания на ТЭЦ Астаны, Алматы и других городов, а также массовое использование населением угля для своих нужд.
Плюс возможные проблемные вопросы, связанные с занятостью в Карагандинском регионе и Павлодарской области (где расположены крупнейшие угольные месторождения). Но факт в том, что сжигание угля и отсутствие газа уже наносит мощнейший вред экологии, как следствие, страдает здоровье людей. Даже в столице большие проблемы с экологией, в некоторые годы Астана входила в десятку столиц мира с наиболее загрязненным воздухом. Поэтому в целом газификация как путь к решению этих проблем практически безальтернативна.
На мой взгляд, безусловно, источником газа могут служить российские поставки. Допустим, от Петропавловска до ближайшего российского газопровода около 100 километров. Туда можно было бы протянуть ответвление, но этому пока мешают политические причины. У построенной газовой нитки с юга до Астаны (газопровод «Сарыарка») нет достаточного источника газа. Как все видели, текущий зимний сезон прошел очень тяжело в Казахстане, как и в соседнем Узбекистане тоже.
Поэтому все надежды на то, что сотрудничество в газовой сфере, заявленное недавно Казахстаном и Россией, будет заключаться не только в транзите российского газа через Казахстан в Китай, но и в газификации отдельных регионов РК, это принципиальный вопрос. Нужно строить новые газовые ТЭЦ в Петропавловске, Астане, Экибастузе и других городах. Поэтому масштабная газификация за счет российского природного газа, я считаю, это самое выгодное для Казахстана решение. Осталось только, чтобы стороны договорились о взаимовыгодных условиях, резюмирует экономист Рахим Ошакбаев.
Новые рынки сбыта для «Газпрома»
Российский эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич в интервью «Ритму Евразии» рассказал о перспективах, которые открываются перед «Газпромом» в Центральной Азии.
– Борис Леонидович, смогут ли Казахстан и «Газпром» быстро реализовать обсуждаемый проект газификации и транзитного газопровода в Китай или это надолго затянется?
– Сейчас Россию и Казахстан соединяет магистральный газопровод САЦ («Средняя Азия – Центр»), он проходит вдоль Каспия, в тех местах с газификацией всё нормально. Казахстан больше интересует газификация северо-восточных регионов. Был построен газопровод «Сарыарка», он начинается на южных газовых месторождениях и пролегает на север до Астаны. Дальше, в сторону Петропавловска и Павлодара, его почему-то не протянули. Вместо этого QazaqGaz намерен получать газ из России, это для него более выгодно.
При имеющемся росте населения и экономики Казахстану не хватит собственной добычи, особенно с учетом обязательств поставок газа в Китай (5 млрд кубометров). Отдельным вопросом встает стоимость газа. В России даже внутренние цены выше, чем в Казахстане. Здесь, на мой взгляд, есть всего два варианта решения: либо долго-долго согласовывать, кто поступится своими интересами либо за счет транзитных платежей эту проблему решить.
Во втором варианте Казахстан получит для себя газ по привычной цене, а Россия получит возможность транзита в Китай. То есть, как говорят американцы, возникнет ситуация Win-Win: проигравших не будет, все в выигрыше. На мой взгляд, этот вариант перспективнее и понятнее.
Сколько он времени потребует на реализацию? Первое соглашение о газификации северо-восточных областей Казахстана было подписано еще два года назад. Тогда, к сожалению, помешала ситуация с пандемией, карантином и прочим. Сейчас, я надеюсь, хватит сил, потому что и у России появился новый стимул в свете резкого сокращения сбыта в Европу, и Казахстан после того, как побывал в блэкауте из-за аварии в Узбекистане, тоже понимает, что нужны надежные поставки энергоносителей.
– У Казахстана есть и свой газ, который экспортируется в Китай, почему он сам не обеспечил этим газом свои регионы?
– По какой причине господин Назарбаев принял в свое время решение об участии в проекте магистрального газопровода «Центральная Азия – Китай», надо спрашивать у него, я точно на это ответить не смогу. По поводу того, почему «Сарыарка» на день сегодняшний закончился на Астане и не пошел дальше, можно ответить так: наверное, потому, что требуется много денег на создание новой и очень протяженной инфраструктуры.
Поэтому и появился совместный с «Газпромом» проект. Допустим, газопровод от Омска потянуть на Павлодар (Казахстан), оттуда на Семей с ответвлением на Усть-Каменогорск, далее уже будет Китай. Получается такой нормальный вариант: построить новый газопровод в Китай и заодно в регионы Казахстана поставлять.
Маршрут тогда получается от Омска до Павлодара – 350 км, от Павлодара до Семея – 300 км, от Семея до границы с Китаем – около 500 км, по дороге можно сделать газоотводы на Усть-Каменогорск и другие города. Расстояния относительно небольшие.
– Насколько известно, сами российские регионы, прилежащие к северо-востоку Казахстана, тоже не на 100% газифицированы, вышеупомянутый проект поможет заодно увеличить и газификацию российских областей?
– Да, конечно, в том числе это позволит увеличить общероссийскую газификацию. Если же сделать, допустим, газопровод по другому маршруту – от Барнаула до Веселоярска (Алтайский край), это 300 км, то вокруг этого маршрута можно спокойно провести газификацию и дальше тянуть в Казахстан и Китай. Если тянуть из Омска, то там тоже есть кусочек территории, который можно было бы газифицировать.
Ну и отдельное предложение, которое как мне кажется заслуживает внимание, это – реанимировать газопровод «Бухара – Урал». Это первый советский газопровод такой протяженности, считай, три тысячи с лишним километров от узбекских месторождений через весь Казахстан на Урал. Труба диаметром 900 миллиметров, 9 млрд кубометров газовой мощности – в начале 1960-х годов это было просто невиданное достижение. Сейчас газопровод находится в законсервированном состоянии.
Недавно в Казахстане и Узбекистане проводили исследование состояния «Бухары – Урала», выяснилось, что линейная часть (собственно трубы) цела, компрессорные станции, понятно, простояв в условиях пустыни десятки лет, пришли в негодность. Но их всё равно пришлось бы менять, они не в ту сторону работали. Газификацию Казахстана можно проводить и с помощью этого газопровода. Просто тогда можно сделать дополнительный газоотвод на Костанай.
– Из Туркмении в Китай через Казахстан уже идут газопроводы, они составят конкуренцию газпромовскому проекту?
– Этот вопрос больше к китайским потребителям. Пока же получается так, что этой зимой ни Узбекистан, ни Казахстан газ в Китай не поставляли: самим не хватало. Эту долю забирает Туркмения, которая ведет переговоры по прокладке 4-й ветки газопровода «Центральная Азия – Китай». Я не думаю, что здесь идет речь о конкуренции, скорее сотрудничество. К тому же тот газопровод из Туркмении пролегает намного южнее, рядом с Алма-Атой, это далековато от северных городов Казахстана.
– Хватит ли у «Газпрома» денег на все трансграничные проекты газопроводов? Есть же еще проект «Сила Сибири» через Монголию и другие.
– Хватит, потому что эти отрезки по Казахстану по сравнению с «Силой Сибири – 2», извините, совсем небольшие. Тут многое зависит от Казахстана. Судя по отсутствию комментариев со стороны «Газпрома», похоже, что переговоры с Китаем взял на себя QazaqGaz.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram