«Польша строит самую большую сухопутную армию в Европе. 300 тысяч военных и миллиарды на оружие» – это заголовок недавней мартовской публикации The Telegraph. Британское издание называет происходящее настоящей «революцией в польской армии». Польша планирует тратить на оборону более 4% своего ВВП, что вдвое превышает обычные нормативы НАТО и делает ее траты на оборону крупнейшими в альянсе.
В целом Польша уже разместила заказы на поставку вооружений на сумму более 117 миллиардов долларов до 2035 года. При этом оборонный бюджет на текущий год составляет рекордные 26 миллиардов долларов. Программа модернизации польской армии включает закупку 1 тыс. основных боевых танков у Южной Кореи, 250 новых танков – у США, 600 самоходных гаубиц, 18 пусковых установок HIMARS, 288 систем РСЗО, более 1 тыс. боевых машин пехоты, 96 вертолетов AH-64E Apache и 48 боевых самолетов FA-50. Планируется также удвоить численность польской армии, доведя ее до 300 тыс. человек.
Для чего все это? Можно выделить следующие основные цели, для достижения которых Польша строит самую большую сухопутную армию в Европе.
Во-первых, она перевооружается за счет Украины, куда сбрасывает остатки советских вооружений, оставшихся со времен Варшавского договора, одновременно стремясь максимально усилить ВСУ. К примеру, возможная передача киевским силовикам польских МиГ-29, уже адаптированных к натовским средствам связи и целеуказания, а также ряду боеприпасов, видится натовцам в настоящее время куда более существенной угрозой РФ, чем обсуждаемые F-16 или любые другие западные машины. Польша может передать больше 40 таких самолетов, из которых около 30 – в летном состоянии, а остальные частью могут быть также отремонтированы, а частью – стать источником запчастей. При этом запчасти к МиГ-29 у Польши также имеются: и полученные в свое время от СССР, который планировал поставить больше, чем исходно переданные 12 истребителей, и полученные затем от Германии и Словакии вместе с их самолетами. Так что можно с высокой вероятностью прогнозировать появление у ВСУ в обозримой перспективе достаточно крупной авиационной части.
В самом Войске Польском переданное режиму в Киеве оружие Варшава заменяет корейской и американской техникой: танками Abrams и Chunmoo, авиацией, артиллерией и знаменитыми уже Himars, кроме указанных в выше приведенной таблице 18 машин, поляки заказывают около 500 пусковых для установки на собственные грузовики. Таким образом, польская армия превращается в самую сильную, в том числе в количественном плане в Европе.
Это перевооружение имеет и свою цену – именно поляки вынуждены платить больше всех западных сателлитов США и Британии за собственную милитаризацию и совместное с украинцами превращение в пушечное мясо для англосаксов.
Недавно опубликованный отчёт Кильского института мировой экономики (Германия) показал, что общая помощь Запада Украине с 24 января 2022 по 15 января 2023 года составила 143,6 млрд евро (по нынешнему курсу это около 12 трлн руб.). Она включает в себя финансовую, гуманитарную и военную помощь Украине, в т.ч. и содержание 8 млн беженцев из незалежной. Из всех стран НАТО и ЕС эта ноша оказалась тяжелее всего именно для Польши – более 2% ВВП страны. Известный английский экономический историк Адам Туз, комментируя эти цифры, замечает, что для США конфликт на Украине не война, а лёгкая прогулка. Например, на войну в Корее Америка тратила 2% ВВП, а на войну против Ирака в 1990-1991 годах – 1% ВВП. Даже Германия потратила на эту войну в Ираке в 3 раза больше, чем сейчас тратит на помощь Украине. Позицию США и Германии Адам Туз называет «лицемерием». В целом наибольшая тяжесть поддержки Киева пришлась именно на страны Восточной Европы, некогда бывшие частью Варшавского договора. В относительном исчислении помощь США была в 5,5 раза меньше (0,37% ВВП), чем помощь Польши.
Во-вторых, польская армия будет располагаться на направлении наибольшего противостояния – восточном, конфликтуя с Российской Федерацией и Белоруссией. Очевидно, что польская армия готовится не только и даже не столько к обороне, сколько к проведению военной кампании на востоке. Одновременно с перевооружением польской армии проходит подготовка наиболее боеспособных частей ВСУ, которая включает в себя координацию и взаимодействие с войсками НАТО. Можно предположить, что командование альянса рассматривает в перспективе вариант военной операции против соседей на востоке силами польской, украинской армий, а также другими натовскими континентами. Расчет делается на то, что ВС РФ сточат свой материальный и людской ресурс об Украину, после чего такая операция может стать вполне реальной. Под вопросом для англосаксонских планировщиков и варшавских исполнителей лишь два момента: состояние российского ПВО и готовность ядерного оружия у РФ.
В-третьих, Польша с подачи англосаксов перехватывает военное лидерство в Евросоюзе у франко-германской оси. Внутри ЕС поляки должны получить военную роль и авторитет, сравнимый с экономическими лидерами ЕС. О том, что «Польша становится военным лидером в Европе», а основные силы НАТО смещаются с франко-германской оси в сторону Польши The Times сообщила в середине февраля – в преддверии визита президента США Д. Байдена в польский Жешув, ставший фактически перевалочным пунктом для поставки техники в Украину. «Такое ощущение, что центр тяжести в Европе сместился на восток», – цитирует издание заявление экс-командующего ВС США в Европе Бена Ходжеса. Заодно упоминая, что Варшава уже располагает 647 основными боевыми танками, что почти в три раза больше, чем в Великобритании, а польский военный бюджет, и без того бывший высоким и составлявший 2,4 % ВВП, сейчас почти удваивается и уже вырос до 4%…
Издание Politico констатировало еще в ноябре прошлого года: «У Польши, возможно, лучшая армия в Европе. И она будет только усиливаться. У Польши уже больше танков и гаубиц, чем у Германии, и она намерена иметь 300 000 военнослужащих по сравнению с нынешними 170 000 в Германии». Польский генерал Ярослав Громадзиньский в конце этого июня станет командующим Еврокорпусом, в который входят в качестве полноправных членов Германия, Франция, Испания, Бельгия и Люксембург и куда Польшу приняли только в январе 2022 года. В настоящее время польский генерал служит в Международной группе помощи Украине в Германии, где отвечает за обучение украинской армии. Командование самого Еврокорпуса в Страсбурге отвечает за направление войск его членов для участия в кризисных, гуманитарных, спасательных, миротворческих операциях Евросоюза и НАТО.
Основные силы НАТО смещаются с франко-германской оси в сторону Польши не только в рамках самого альянса. Недавно президент Польши Анджей Дуда заявил после встречи в Брюсселе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, что Варшава предлагает создать склады вооружения НАТО на его восточном фланге. В то же время поляки, вооружаясь, стремятся максимально не зависеть от вооружений своих западных соседей. Например, уже к минувшей осени Польша, после бесплодных попыток получить вооружения от Германии, приняла решение по ускоренному и более качественному перевооружению в контексте потенциального конфликта с Россией. Варшава уже закупает и налаживает производство передовой военной техники, прошедшей весь комплекс испытаний и находящейся в серийном производстве.
С Южной Кореей заключены контракты на поставку (до 2024 года) 180 танков К2 Black Panther и производство ещё 820 единиц с 2025 года по южнокорейской лицензии в самой Польше. Причем первые 180 танков идут на перевооружение танковых батальонов тех бригад, которые находятся вблизи Калининградской области и границы с Белоруссией. В августе заключено соглашение на поставку в Польшу 212 САУ К9А1 в 2022-2024 годах и производстве ещё 420 таких машин, их запчастей и боеприпасов в самой Польше с 2025 года. Плюс заключён контракт на поставку 288 РСЗО К239 Chunmoo. Первые установки начнут прибывать с текущего года. В самой Польше развернётся производство управляемых ракет для этих РСЗО.
Весьма эффективно помогает полякам вооружаться против России и нынешний посол США в Варшаве Марк Бжезинский. В недавнем интервью польскому новостному телеканалу TVN24 верный продолжатель дела своего отца заявил: «Я лично обращался в Вашингтон, чтобы получить как можно больше иностранного военного финансирования Вооружённых сил Польши. Польша получит в рамках военных грантов на 192 млн долл. 116 танков M1A1 Abrams – самых новейших танков; они прибудут в следующем [2024] году, когда Польша будет поставлять танки на Украину, чтобы обеспечить пополнение. Кроме того, Польша закупила 250 самых мощных танков Abrams M1A2, которые планируется поставить в ближайшие два года. В Польше была создана Академия танковой подготовки с 28 танками из США, где американские военные инструкторы готовят 250 польских экипажей к управлению 250 танками M1A2. Аналогичное сотрудничество осуществляется и по вертолётам. Польша только что объявила о закупке большого количества вертолётов Apache. Это вертолёты-убийцы танков и лучшее оружие поля боя с точки зрения угроз, с которыми может столкнуться Польша. Истребители F-35, HIMAR, системы Patriot … В ближайшие пару лет можно ожидать дальнейшего поступления самого современного военного оборудования со складов США: Польша разумно закупила оборудование, которое делает её вооружённые силы совместимыми с американскими».
Заокеанские и островные англосаксы усиленно вооружают Польшу с прицелом не только против России, но и стремясь, как пишет их же пресса, «сместить основные силы НАТО с франко-германской оси в сторону Польши». В том числе поэтому 16 февраля премьер-министр Великобритании Р. Сунак, принимая президента Польши А. Дуду, обсудил с ним подготовку украинских пилотов на стандартных самолетах НАТО, которая вскоре начнется в Великобритании.
Усилению Варшавы в пику Берлину и Парижу способствуют не только устремления поляков и англосаксов, но и ситуация в Вооружённых силах Германии. Как показывает февральский опрос агентства DPA, даже в случае нападения на страну служить в ее армии готов лишь каждый десятый немец. В Германии военная служба не пользуется популярностью: наблюдается рост отказников от службы, а в бундесвере – жёсткая нехватка кадров. Среди главных причин – демографический спад и пропитанность идеями пацифизма и либеральной демократии, благодаря чему служба в армии уже долгое время дискредитируется и подвергается остракизму. Имеет место и многолетнее разрушение боеспособности немецких ВС путём хронического недофинансирования. Например, при возглавлявшей военное ведомство в течение 6 лет Урсуле фон дер Ляйен в бундесвере были готовы к бою всего два танковых батальона, а из доков были способны самостоятельно выйти лишь 6 подводных лодок...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram