В середине марта в Анкаре состоялся внеочередной саммит Организации тюркских государств (ОТГ) с участием глав государств-членов организации – Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана и наблюдателей – Венгрии и Туркменистана.
В рамках мероприятия стороны обсудили перспективы развития многостороннего сотрудничества в области управления чрезвычайными ситуациями и оказания гуманитарного содействия, а также координации усилий в предупреждении и преодолении последствий стихийных бедствий.
По всеобщему экспертному мнению, этот саммит послужил фундаментальной платформой высокого уровня для обсуждения чрезвычайной повестки дня в связи с недавним землетрясением в Турции.
Надо отметить, что буквально за день до встречи глав государств в центральной части страны опять произошло землетрясение магнитудой 4,1, а во время февральского разгула природной стихии число погибших достигло 48,4 тыс. человек и до сих пор не опознаны тела более полутора тысяч погибших лиц.
The Washington Post называет «зимнее» землетрясение одним из крупнейших катастроф по количеству жертв в истории не только Турции, но и всего мира в целом.
Безмерное сожаление представителей ведущего американского издания не знает границ, что, впрочем, не остановило их тут же вспомнить о главном намечающемся политическом событии – очередных выборах президента Турции, а также о том, что восстановление после землетрясений станет серьезной проверкой двух десятилетий власти Эрдогана.
Самое интересное, что сделали это «толстокожие» журналисты через пресловутую призму «свободы слова», умудрившись походя обвинить турецкие власти в отсутствии в стране доступа к платформам социальных сетей Twitter и TikTok. Действительно, Анкара ввела жёсткие меры в отношении компаний, работающих в социальных сетях, дабы не допустить никаких политических скандалов с обличением главы государства, связанных в том числе с многочисленными арестами чиновников из-за ненадлежащих норм строительства.
Ну и Bloomberg тут же стал раскачивать лодку и не преминул «пнуть» Эрдогана, предложив «выкинуть друга Путина» из НАТО, поскольку тот выступает откровенно против интересов всех остальных и ведёт себя как «геополитический орк».
А некоторые зарубежные издания и вовсе писали, что сделать это возможно исключительно путём военного вмешательства (как это было, например, во время турецкого военного путча – 2016).
Так, журнал Foreign Policy, обсуживающий Госдеп США, вообще вышел с заголовком «Во время этих выборов в Турции будет кровавая бойня», а немецкий Stem заявил, что «в Турции будет пожар, и именно президент Турции подожжет его».
Безусловно, все прозападные, годами наработанные по одной и той же «методичке» манипуляции не проходят просто так мимо опытных политтехнологов (бытует мнение, что и личных астрологов), работающих на политический имидж действующего президента. Поэтому, сработав на опережение, Эрдоган подписал указ о назначении даты всеобщих выборов в стране на 14 мая, хотя изначально они были запланированы на 18 июня.
Собственно, по этим же причинам и был созван внеочередной саммит Организации тюркских государств, по окончании которого подписана Анкарская декларация.
Памятуя о том, что, помимо России, государства-члены и наблюдатели ОТГ протянули руку помощи Турции в столь сложный для неё момент, направив в страну поисково-спасательные отряды и гуманитарную помощь, Эрдоган понял, что еще большую солидарность они могут проявить в поддержке его кандидатуры в период предвыборной гонки. Для этого, кроме основного мероприятия, на «полях» саммита был проведен ряд двусторонних встреч с главами государств, на которых, естественно, «за кадром» обсуждались животрепещущие вопросы, связанные с активным содействием членов ОТГ в победе Эрдогана на предстоящих выборах.
Здесь самое главное, чтобы прозорливый турецкий лидер, декларирующий многовекторную политику, а на самом деле «зарабатывающий себе бонусы», играя на противоречиях между англосаксами и Россией, а также на некоторой недосказанности в отношениях между странами постсоветского пространства, «не ушёл» в свою навязчивую амбициозную риторику «тюркского единства», где ведущую партию будет исполнять Турция.
Представляется, что членам ОТГ следует уделять большее внимание не политическим, а экономическим аспектам дальнейшего развития этого объединения, поскольку сейчас его сложно зачислить «в первый эшелон» наряду с ШОС, например.
На тюркскую «семерку» приходится всего 1,5% мировой торговли, а в 2021 году суммарный ВВП стран-членов и наблюдателей ОТГ составил всего 1,4% мирового – около 1,4 трлн долларов. Для сравнения: ВВП России оценивался в 1,78 трлн долларов.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram