В течение прошлого года РФ оставили множество работавших в ней ранее германских компаний. Но далеко не все, и, несмотря на оказываемое на них давление, 250 немецких фирм не покидают Россию и сейчас. Это пятая часть всех фирм из стран ЕС, которые остались в РФ. Дело в том, что отнюдь не все немцы согласны видеть мир черно-белым и не готовы расставаться с обширным российским рынком. Таким образом, Германия и сейчас сохраняет достаточно существенное экономическое присутствие в России.
Кто-то ушёл, а кто-то остался
В прошлом году одна за другой поступали новости о громких «уходах» – Россию оставили многие крупные германские компании. Среди них оказались, например, знаменитая немецкая фирма Siemens и её «дочка» «Сименс мобильность», а также крупнейший страховщик Европы компания Allianz Group. Также российский рынок покинули немецкие автомобильные концерны Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen, разработчик программного обеспечения SAP, бренд кондитерской продукции Dr. Oetker, банки Deutsche Bank и Commerzbank. Уходя, эти фирмы давали понять, что не хотят больше работать с населением и государственными структурами «агрессивной» России. Трудно сказать, чего в этом было больше – искренней декларации своей позиции или лицемерия. Ведь многие из уходящих фирм искренне опасались, что если они останутся в РФ, то их заклеймят «пособниками агрессора» и устроят такое количество проблем, что российские барыши не перекроют понесённых убытков.
Сами же немецкие предприниматели и не скрывают, в общем-то, что в прошлом году им поставили условие, которое трудно было отвергнуть. Те же, кто нашел в себе мужество продолжить работать с Россией, испытали сильное давление – об этом сообщает, в частности, германский предприниматель Ульф Шнайдер. «Общественное и политическое давление на эти фирмы, в особенности во втором квартале, стало невероятным. Поэтому большинство из них старается не попадать на радары общественного внимания. Например, существует "стыдящий" список Йельского университета, куда включены фирмы, продолжающие зарабатывать деньги в России – так называемый "Список позора". У местных иностранцев он ходит по рукам. Никто не хочет попасть в такую круговерть», – рассказал бизнесмен.
Шнайдер добавляет, что те предприятия из ЕС, которые всё ещё сохраняют своё присутствие в России, столкнулись с огромным количеством прежде невиданных проблем. По его словам, большинство их них связаны с санкциями и логистикой. «Раньше транспортировка грузовиками из Европы в Россию была обычным делом. Сегодня всё по-другому. Российские и белорусские фуры в ЕС под санкциями. Когда груз, например, через Белоруссию должен отправиться в Польшу, то приходится на границе менять тягач, нанимать другую машину. Очереди на таможнях огромные, водители ждут по десять дней и более, прежде чем ехать дальше. Можно себе представить, с какими логистическими проблемами это связано…» – жалуется Шнайдер.
По его словам, даже в тех случаях, когда немецкая фирма создала производство в России, есть множество деталей, которые всё равно приходится ввозить из-за границы. «И среди них, как правило, много компонентов, попавших под санкции. Находить им замену очень хлопотно, и это крайне затрудняет производство в России. Тот, кто производил продукт, попавший под санкции, больше не может заниматься бизнесом. Если же речь идёт о проблемах с цепочками поставок, то фирмы ищут обходные пути, чтобы получить недостающие компоненты. Смотрят, например: нельзя ли получить их через другие страны, такие как Турция? Нет ли местного производителя?» – поясняет эксперт.
Способы оправданий
Но даже и в этих нелёгких условиях сохраняется весьма внушительное количество юрлиц, продолжающих держаться за российские заработки. Так, недавно германское издание Focus опубликовало статью о том, что некоторые фирмы из ЕС тайком саботируют наложенные на Россию санкции, продолжая сотрудничество с РФ. Всего там продолжают работать свыше тысячи компаний из Евросоюза и стран G7. Сохраняют своё присутствие и многие немецкие фирмы. Такое положение дел крайне раздражает многих германских политиков, яростно настаивающих на том, что их соотечественники, занимающиеся предпринимательством, обязаны сделать однозначный выбор. Что ж, у политиков нет той меры ответственности, что у бизнесменов, от степени успешности которых зависит благосостояние работников их фирм. И поэтому бизнесмены стараются, покуда это возможно, избегать резких движений…
Как отмечает публицист Габор Штейнгарт, немецкая экономика не хочет участвовать в таких играх, где нужно однозначно принимать чью-то одну сторону. «В публичном пространстве капитаны этой экономики отмалчиваются, но тайком многие немецкие компании пассивно саботируют западную санкционную политику, нацеленную на то, чтобы разрушить все мосты взаимопонимания (и товарообмена)», – пишет Штейнгарт. Он ссылается на данные швейцарского Университета Санкт-Галлена, согласно которым на момент окончания 2022 года бизнесом в России все ещё продолжали заниматься 1284 компании из ЕС или государств G7. 250 из них – немецкие. «Эти компании и их бизнес в России – фундаменты, пусть и состоящие порой всего из нескольких камней, для потенциальной постройки новых мостов в будущем», – выражает надежду Штейнгарт.
Можно назвать и конкретные имена. В частности, среди тех, кто остался в России, – старейший в мире фармацевтический концерн Merck. На начало 2022 года доля России и прилегающих к ней государств в общем товарообороте Merck составляла 1,5%. Глава этого предприятия Белен Гарихо в качестве причины, по которой они не ушли, назвала «моральную ответственность». По её словам, Merck предлагает «в России, как и в любой другой стране мира, персонифицированные препараты для тяжёлых и опасных для жизни заболеваний – а значит, прекратить работу там означало бы бросить наших пациентов в беде». Пойти на такое, по словам Гарихо, они не готовы. С другой стороны, и полностью игнорировать требования германских политиков концерн не может. В итоге, дабы суметь как-то усидеть на двух стульях, был найден компромиссный вариант: в Merck решили ограничить бизнес в России «самыми необходимыми услугами в области здравоохранения», дабы иметь возможность и дальше помогать пациентам.
Другой яркий пример подобного же рода являет производитель товаров повседневного спроса Beiersdorf, 3% товарооборота которого связаны с Россией. Правда, там утверждают, что «в перспективе» собираются уйти из РФ и, дескать, уже существенно ограничили объём своего ассортимента, предлагаемого россиянам. Но всё же с окончательным уходом в этой фирме отнюдь не торопятся. Правда, как откровенно признают в Beiersdorf, «решение остаться в России далось нелегко». Чтобы оправдаться перед политиками ЕС и той частью тамошней общественности, что настроена к России максимально непримиримо, в компании утверждают, что не желают бросать своих сотрудников на местах и хотят «минимизировать риск утратить права на наши бренды».
Похожая ситуация сложилась и с Henkel – это широко известный концерн из Дюссельдорфа, специализирующийся на производстве косметики и клеев. Там ещё в апреле 2022 года опубликовали широковещательное заявление, что намерены «прекратить бизнес в России». Но на самом деле из РФ они в прошлом году так и не ушли. Понять их, опять же, вполне можно – ведь в России Henkel работает уже в течение 30 лет, владеет здесь 11 заводами, его доля товарооборота здесь ежегодно составляла около 1 млрд евро (5% всего их товарооборота). Впрочем, чтобы минимизировать риски и потери, Henkel перевёл свой бизнес в России в самостоятельную компанию под названием LAB Industries и сейчас ищет ей нового владельца. В компании говорят, что процесс продажи должен завершиться в первом квартале 2023 года и что он носит «комплексный характер».
А мы не уйдём!
В свою очередь, концерн Bayer, производящий семена и лекарства, в прошлом году сообщил, что «прекратил расходовать деньги в России и Белоруссии на нужды, не связанные с изготовлением незаменимых продуктов». Как поясняет Г. Штейнгарт, это значит – никакой рекламы, никаких инвестиционных проектов, никакого нового бизнеса в РФ и РБ. «Но это значит и то, что гражданам России и Белоруссии будут и впредь как ни в чём не бывало предлагать продукты для поддержания здоровья и для сельского хозяйства. Речь о препаратах для лечения рака и сердечно-сосудистых заболеваний, о продуктах для поддержания здоровья беременных и детей, а также о семенах для выращивания продовольственных культур», – пишет Штейнгарт. Как подчёркивает журналист, правление Bayer видело и продолжает видеть свой «этический долг» в том, чтобы продолжать бизнес в России. Фирма утверждает, что «служит российскому населению, а не тем, кто ведет военный конфликт».
Можно добавить: фирма не просто «служит» россиянам, но и хорошо на них зарабатывает. А риторика об «этическом долге» – она для прикрытия. Что ж, очень часто теперь германские фирмы вынуждены оправдываться: мол, мы из России пока не ушли, но когда-нибудь обязательно уйдем. Как только, так сразу…
Впрочем, есть и такие немецкие компании, которые вообще открыто и безоговорочно утверждают, что никуда уходить не будут и намерены и далее полноценно и долго работать в России. К числу таких смельчаков относится, например, гигант оптовой торговли Metro. Там говорят, что правление компании «тщательно всё обдумало» и в конце концов приняло решение сохранить бизнес в России. Фирма аргументирует это решение ответственностью перед 10 тысячами своих сотрудников в РФ и многочисленными клиентами, которые «закупают у нас продовольственные товары». Конечно, главным аргументом стал и уровень товарооборота этой фирмы в России: в прошлом финансовом году, закончившемся в сентябре 2022-го, он составил 3 миллиарда евро, а оперативная прибыль находилась на уровне 231 миллиона евро.
Из этого Штейнгарт делает вывод: политики создали себе искусственный мир, где всё однозначно, в то время как предприниматели и менеджеры даже в кризисное время живут в реальном мире нюансов, где ещё сохранилась многозначность. «В этом мире сотрудничают с россиянами и не считают, что предают при этом свою страну. В этом мире всё ещё разговаривают, испытывают сомнения, ругаются, но не стреляют. Политики последуют их примеру – когда-нибудь. Из своего чёрно-белого мира они вернутся к многоцветью реальности. Правда, Бертольд Брехт знал, что на это понадобится немало времени, когда сказал: "Никакой поход на врага не даётся с таким трудом, как возвращение к здравому смыслу», – заключает Штейнгарт.
А Ульф Шнайдер добавляет, что мира нельзя добиться экономической дезинтеграцией.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram