США и контроль над мировым рынком нефти – история, которая подходит к концу - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

США и контроль над мировым рынком нефти – история, которая подходит к концу

В условиях трансформации геополитической картины мира вопросы, связанные с глобальной экономикой, превращаются в краеугольный камень построения новой международной системы. Одной из важнейших проблем в данном случае является торговля нефтью, контроль над которой с каждым днем все больше начинает ускользать из рук США. Стремление стран ОПЕК и ОПЕК+ (а это более двух десятков стран по всему миру, в том числе и Россия) следовать своим собственным национальным интересам, которые зачастую не совпадают с американскими, вызывает крайнее недовольство в Вашингтоне, где считают себя вправе указывать каждому на планете, что и как нужно делать.

Начало специальной военной операции на Украине и введение беспрецедентных санкций со стороны Запада против России в совокупности с сохраняющимися ограничениями в отношении Ирана и Венесуэлы уже привели к серьезному дисбалансу на мировом нефтяном рынке. Однако в Белом доме считают, что происходящее вполне может быть использовано для того, чтобы заставить всех производителей черного золота играть по предложенным США правилами. Именно поэтому Вашингтон в очередной раз стряхнул пыль со своего закона о картелях по добыче и экспорту нефти (No Oil Producing and Exporting Cartels Act, NOPEC), принятие которого может вызвать крайне серьезные последствия.

Известно, что за последнее десятилетие Соединенные Штаты превратились в лидера по производству нефти в мире, в том числе за счет внедрение в промышленную эксплуатацию технологий добычи из залежей сланцевых пород. Однако, как показывают последние события, данное лидерство в скором времени может ускользнуть от США, так как «сланцевая революция», по всей видимости, подходит к своему завершению. В этой связи становится неудивительным, почему в Вашингтоне в очередной раз озаботились странами ОПЕК и ОПЕК+, которые с каждым годом все больше проявляют несговорчивость и создают реальную угрозу американскому контролю на мировом нефтяном рынке, в том числе увеличивая сотрудничество не только между собой, но и с Китаем.

История NOPEC насчитывает уже примерно 20 лет, за которые его так и не удалось принять. Документ предполагает путем внесения поправок в Антимонопольный закон Шермана 1890 года, который использовался для разрушения нефтяной империи Джона Рокфеллера, предоставить право Министерству юстиции США подать антимонопольный иск против ОПЕК за попытку взять под контроль добычу нефти или влиять на цены, в том числе путем введения на них ограничений. Ближе всего к принятию NOPEC в США были в 2007 году, когда несколько версий законопроекта были одобрены палатой представителей и сенатом, но под угрозой вето Джорджа Буша работа над ними была остановлена. Даже в период президентства Дональда Трампа, который открыто заявлял о своей неприязни к ОПЕК, закон принят не был, так как в Вашингтоне признавали, что он способен потенциально повысить цены, что не в интересах самих США.

Очередная попытка реализовать NOPEC началась сразу же после начала СВО на Украине, когда весной прошлого года в конгрессе был предложен очередной двухпартийный проект. Тогда предлагалось внести изменения в антимонопольное законодательство США и аннулировать суверенный иммунитет, который защищает ОПЕК и национальные нефтяные компании от судебных исков. Предполагалось, что генеральный прокурор США получит возможность подавать в суд на нефтяной картель в целом или отдельных его членов, а также на других производителей, которые входят в ОПЕК+. При этом законопроект стал рассматриваться в конгрессе как одна из частей помощи Украине, а юридический комитет палаты представителей даже единогласно его одобрил.  

Но за прошедший год NOPEC так и не был принят, и о нем снова заговорили только в марте нынешнего года, когда коллективному Западу стало понятно, что все введенные против России санкции, в том числе в нефтяной сфере, не смогли разрушить ее экономику. Не помогли этому ни введенный с декабря прошлого года странами G7, ЕС и Австралией потолок цен на российское черное золото в размере $60 за баррель, ни отказ от покупки нефти из РФ, перевозимой танкерами, ни иные ограничительные меры. Более того, из-за агрессивной политики Запада страны ОПЕК и вовсе приняли решение поддерживать уровень цен на углеводородное сырье за счет регулирования уровня добычи, договорившись еще осенью прошлого года сократить добычу на 2 млн баррелей в сутки, вопреки требованию США ее увеличить. В итоге в феврале добывалось на 1,34 млн баррелей в сутки меньше, чем в сентябре 2022 года.

Подобная непокорность и вынудила Вашингтон снова начать размахивать законопроектом NOPEC в попытке запугать остальных производителей нефти, грозя им серьезными последствиями за несговорчивость. Правда, как считает большинство экспертов, в том числе и в самих США, нынешняя шумиха вокруг данного законопроекта имеет в своей основе политическую, а не экономическую мотивацию, а его принятие может принести с собой проблемы и для самих Соединенных Штатов.

Дело в том, что США долгие годы добивались того, чтобы иметь возможность контролировать мировой рынок нефти не напрямую, а за счет косвенных механизмов. Главными инструментами Вашингтона в данном случае стали различные финансовые механизмы, биржи и, конечно, доллар, за который продается черное золото. Однако антироссийские санкции и продолжающееся давление Белого дома на союзников по всему миру привели к росту недоверия к американской валюте и традиционным механизмам торговли, которая все больше стала уходить в тень.

Доказательством этому является рост объемов «серой» перевалки нефти и количества «нейтральных» и неучтенных судов, перевозящих санкционное сырье. И если ранее последнее было связано в основном с Ираном и Венесуэлой, то теперь в данный процесс включилась и Россия. В итоге из-под американского контроля может полностью выйти примерно 18% от всего объема международной торговли нефтью. Причем у России и Ирана есть вполне реальная возможность увеличивать экспорт своего черного золота, а первая в мире по запасам нефти Венесуэла только и ждет, когда сможет получить возможность реализовать свой потенциал, который долгие годы тормозят США.

Более того, переход компаний РФ на работу с трейдерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока уже практически полностью вывели торговлю российским черным золотом из-под влияния ЕС и США, что поставило под угрозу роль доллара в торговле, так как страны, торгующие с Россией, заявили о готовности перейти на национальную валюту. И не последнюю роль в данном процесс начинает играть главный экономический конкурент США – Китай. КНР и сейчас потребляет около 350 млн тонн нефти в год и готов сотрудничать с любым продавцом, который предложит ему сырье по доступным ценам.

Причем Пекин закупает черное золото именно у тех стран, против которых США ведут или готовы начать торговую «войну». В частности, Саудовская Аравия и Россия закрывают на двоих около 43% китайских потребностей, Ирак – 15,7%, Иран – 5,71%, ОАЭ – 10% и еще 4 % – Кувейт. США, Норвегия, Венесуэла составляют вместе еще примерно 15%. Таким образом, КНР уже давно стал одним из главных игроков на нефтяном рынке только за счет своих огромных объемов закупки.

И, как показывают последние события, Пекин готов нанести Вашингтону серьезный удар в первую очередь в области использования валюты при расчете за поставки. Например, китайское руководство ведет переговоры о возможности оплаты за поставляемое сырье в юанях не только с Россией, что подтвердила и недавняя встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина в Москве, но и с арабскими странами, которые ранее считались союзниками США и их долларовым оплотом на Ближнем Востоке. При этом стоит учитывать, что в Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии последние действия Вашингтона уже вызывают серьезное раздражение, в том числе и в связи с планами по принятию NOPEС. По словам министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Абдулазиза бен Салмана, в случае принятия закона и введения ценового потолка на нефть Эр-Рияд снизит добычу и прекратит поставки в страны, которые решат ввести ограничения по цене.

Возможные негативные последствия на мировом нефтяном рынке  не единственная причина из числа тех, что, скорее всего, не позволят NOPEC быть принятым. Проблема для США в данном случае заключается и в политических проблемах, которые последуют вслед за экономическими. Помимо возможного ухудшения отношений со своими союзниками в Персидском заливе, а также укрепления связей межу Россией и странами данного региона, Вашингтон может получить дополнительно проблему и геополитического характера – сближение Саудовской Аравии и Ирана, что еще вчера казалось просто невозможным.

И здесь снова на повестку дня выходит Китай, который уже посодействовал тому, что в начале марта Тегеран и Эр-Рияд заявили о возобновлении отношений и возврату к соглашению по безопасности от 2001 года, а также об уважении прав и невмешательстве во внутренние дела друг друга. Для многих в Вашингтоне этот шаг всегда виделся как «страшный сон», так как Белый дом именно за счет политики «разделяй и властвуй» и контролировал ситуацию на Ближнем Востоке. Теперь же стало очевидно, что США и их союзники сами создали ситуацию, при которой ведущие нефтедобывающие страны мира начали активно формировать собственные коалиции, где контроля у Вашингтона практически нет.

В сложившихся обстоятельствах необходимо признать, что недавнее заявление о новом рассмотрении в Сенате США закона NOPEC, скорее всего, является не более чем попыткой запугать американских союзников на Ближнем Востоке. Находящимся под санкциями России, Ирану или Венесуэле этот закон не несет серьезной угрозы, особенно если помнить о двойных стандартах, которых всегда придерживались в Вашингтоне.  Например, требуя от стран ЕС отказаться от российской нефти, американский Минфин недавно призвал крупнейших нефтетрейдеров снова начать работать с сырьем из РФ в надежде не упустить остатки контроля над его поставками.

Более того, если власти США все же решаться на шаг, на который не были готовы пойти все предыдущие 20 лет, это станет концом для всей прежней системы торговли нефтью в мире. Это означает, что не только у России или Ирана будут вполне обоснованные причины больше не работать в рамках западной торгово-экономической модели, но и другие страны производители нефти станут активнее формировать новую систему мирового нефтяного рынка. В любом случае история контроля США над торговлей черного золота на планете будет окончена.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5989
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика