Санкционная политика Запада в отношении России, получившая беспрецедентный характер после начала специальной военной операции на Украине, с каждым днем требует больше жертв. Сначала под давление попали Москва и Минск, а сегодня США и Европейский союз считают себя вправе угрожать и другим странам, которые не желают терять свои торгово-экономические связи с РФ. В первую очередь речь идет государствах евразийского пространства, которые, как считают на Западе, помогают российскому руководству нивелировать большинство негативных последствий от введенных против страны рестрикций. И если в первые месяцы проведения СВО Вашингтон и Брюссель еще соблюдали определенные рамки приличия, лишь намекая торговым партнерам России на некие серьезные последствия, то в последнее время требования перешли в откровенные угрозы.
Известно, что западные санкции, которые начали вводиться против Москвы в 2022 году, своей главной целью имеют не столько подрыв российской военной мощи, что якобы позволит Украине «победить» в нынешнем конфликте, сколько нанести максимальный вред экономике РФ и минимизировать ее конкурентоспособность на мировых рынках. Именно поэтому за последний год Запад запретил практически полностью любой импорт своей продукции в Россию, за исключением некоторых позиций, связанных с медициной, продуктами питания и т. п. Правда, в отличие от Евросоюза, США в ряде случаев продолжают прямую торговлю с РФ, закупая ее нефть, металлы и пр. Для других же стран Вашингтон требует реализации диаметрально противоположного сценария, абсолютно не заботясь о том, чем это в конечном счете для них закончится.
Прошедший с начала санкционного давления год продемонстрировал, что Россия, не имея возможности закупать некоторую продукцию на западных рынках, сумела нарастить свои торговые отношения со странами Евразийского экономического союза и рядом иных стран, расположенных в азиатском регионе. Речь идет не только о Китае и Турции, которые стараются вести самостоятельную политику, но и о государствах Центральной Азии, для которых ситуация, сложившаяся после начала СВО, предоставила реальный шанс для ускорения экономического развития. Поэтому совершенно неудивительно, что, официально выступая против военного конфликта на Украине, ни одна из азиатских стран-соседей России не ввела против Москвы санкции, что привело к резкому увеличению их торгового оборота не только с РФ, но и между собой. Именно в этом на Западе и усмотрели опасность своей антироссийской политике, которая с самого начала трещала по швам.
В частности, по данным Евростата, при резком сокращении экспорта из Европы в Россию (к ноябрю прошло года он упал на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) резко выросли поставки европейской продукции в Армению, Казахстан, Грузию, Узбекистан, Кыргызстан и даже Белоруссию. Общий рост составил 48%, или 20,3 млрд евро. При этом эксперты отмечали, что основное увеличение объемов пришлось на товары, которые попали под антироссийские санкции (автомобили, электроника, сельскохозяйственная техника, насосы и пр.) – 95%. В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) сообщали, что только к концу лета прошлого года поставки из ЕС и США в Армению и Кыргызстан подскочили более чем на 80%, а экспорт этих стран в Россию вырос вдвое. В целом же за 2022 год экспортный поток из ЕС в направлении Кыргызстана вырос на 84%, Армении – на 72%, Таджикистана – на 21%, Грузии – на 19%, Казахстана – на 14%.
Вместе с тем за данными цифрами кроется ряд нюансов как экономического, так и политического характера, которые во многом предопределяют пока еще осторожное отношение США и ЕС к азиатским партнерам России, которых напрямую все еще не обвиняют в реэкспорте запрещенных товаров и сотрудничестве в банковской сфере с РФ. Так, после Турции и Китая на Западе считают главным реэкспортером Казахстан, где и по сей день отрицают свою причастность к нарушению санкционного режима и продолжают утверждать, что в дальнейшем сделают все, чтобы этого не произошло. Например, с 1 апреля Астана внедряет обязательное оформление сопроводительных накладных на товары во взаимной торговле со странами ЕАЭС, что якобы должно будет остановить реэкспорт товаров в Россию.
Правда, как это будет работать на практике, пока никто не знает, а большинство аналитиков убеждены, что на фоне запредельных выгод для казахстанских компаний от торговли с РФ данный механизм работать не будет. В Казахстане прекрасно умеют считать деньги, особенно с учетом того, насколько увеличилась за последний год торговля с РФ. По данным Бюро национальной статистики Казахстана, в прошлом году экспорт в Россию вырос на 25%.
Не отстают от своих казахстанских коллег и в Кыргызстане, где также отрицают существование схем реэкспорта, но продолжают наращивать торговлю с Россией. Согласно данным кыргызской статистики, только к осени прошлого года товарооборот между двумя странами составил $2 млрд и вырос на 41%, а объем экспорта превысил $445 млн, в то время как в прошлом году он был всего $238 млн. Всего же за последний год прирост экспорта из Кыргызстана в Россию увеличился на 233%.
При этом стоит отметить, что, как и в случае с Казахстаном, за последний год торговлю с Бишкеком резко нарастили и страны ЕС, компании которых не могут не догадываться, куда впоследствии пойдет их продукция. Для примера можно напомнить, что, по данным Организации Объединенных Наций, в период с марта по ноябрь 2022 года экспорт в Кыргызстан только из Нидерландов увеличился на 142%.
Рекордным 2022 год оказался и для Таджикистана, где торговля с Россией увеличилась на 23%. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с Узбекистаном, по данным Госкомстата которого торговый оборот с РФ по итогам года вырос на 23% – до $9,28 млрд, а Россия вернулась на первое место во внешнеторговом обороте республики, который также рекордно увеличился на 18,6% и составил $50 млрд (экспорт увеличился почти на 16%).
Может похвастаться неплохими результатами и Армения: поставки в Россию в 2022 году выросли почти втрое – до $2,4 млрд. Не хуже обстоят дела и у Грузии, власти которой хоть и не испытывают особой любви к России, но отказываются присоединяться к западным санкциям, понимая всю выгодность сложившейся для них ситуации. Например, грузинская территория стала активнее использоваться для транзита товаров из Турции, а торговый оборот страны с Россией за прошлый год превысил $2,4 млрд, что на 52% больше показателей 2021 года. Правда, в Тбилиси, оправдываясь перед своими западными партнерами, подчеркивают, что общий рост экспорта в прошлом году (33%) был достигнут за счет торговли с Казахстаном (плюс 148%), Арменией (129%), Болгарией (67%) и даже США (36%), в то время как в Россию поставки увеличилась только на 7%.
Однако объяснения торговых партнеров России, некоторые из которых увеличили свой экспорт на российский рынок лишь за счет товаров народного потребления, продовольствия и даже алкогольных напитков, сегодня перестали удовлетворять Запад. Еще летом прошлого года Министерство финансов США включило Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и ряд других государства в список государств, через которые в Россию и Белоруссию могут поставляться санкционные товары. К этим же странам все больше стали предъявлять претензии и в Брюсселе. Правда, до последнего времени Запад не предпринимал активных действий по «наказанию» возможных реэкспортеров, чему было и остается вполне простое объяснение.
Многие аналитики отмечают, что мягкие действия Запада в отношении стран Центральной Азии, отказывающихся применять санкции против России, связаны с политическими и экономическими интересами европейских стран и США в регионе. Например, «наказывать» Казахстан чревато проблемами с поставками углеводородов в ЕС, которые к тому же пока попадают в Евросоюз в основном через Россию. Политическая ситуация в Грузии и Армении также не позволяет давить на руководство этих стран, так как результат этого может быть диаметрально противоположным ожидаемому.
Про Китай и Турцию и вовсе речь вести бессмысленно, так как Пекин и Анкара заботятся только о своих интересах и открыто заявляют, что будут делать так, как выгодно им. По сути, остаются только Кыргызстан и Узбекистан (Таджикистан хоть и показал рост торговли с РФ, но в основном за счет импорта). Именно поэтому на данном направлении западные страны и сконцентрировали свое внимание на первом этапе «приведения к послушанию» Центрально-Азиатского региона. Неслучайно назначенный в начале года спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан отправился в большое турне по странам Азии, начав его, надо сказать, безуспешно, с ОАЭ и Турции, а затем перебравшись в Кыргызстан, где пообещал ввести санкции против всех государств региона, если они не приведут свою торговлю в соответствие с нынешней политикой Запада.
В Вашингтоне также решили проявить активность и призвали финансовые организации и иные компании обращать внимание на подозрительные сделки в азиатском регионе. Помимо этого, США предложил бизнесу стран Центральной Азии компенсацию в целых $25 млн «для диверсификации торговых путей и создания рабочих мест», а по сути за разрыв деловых отношений с Россией. Помимо этого, Белый дом решил скоординировать свою работу с Брюсселем и пообещал «агрессивно» предотвращать любой обход санкций против России.
Правда, пока до конца не понятно, каким образом Запад решил бороться с действиями стран Азиатского региона, не создавая в будущем проблем для себя. Тем более что основной канал подсанкционной продукции, идущей через Китай, западным странам перекрыть вряд ли удастся, а «зажатым» с двух сторон странам Центральной Азии американские или европейские подачки никогда не заменят доходов от торговли с РФ. Поэтому все нынешние разговоры о введении санкций в отношении так называемых реэкспортеров, выглядят не более чем попыткой запугать государства Азиатского региона. Практическая реализация таких угроз выглядит на сегодня маловероятной, так как принесет серьезные проблемы и самому Западу, который таким образом может лишь ускорить создание не только новой системы торговли, но и многополярного мира.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram