- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Визит Лукашенко в Москву – многое в отношениях с Россией может измениться

Международная и военная ситуация вокруг Белоруссии и России продолжает требовать от руководства двух стран более решительных действий по защите национальной безопасности. Речь идет не только о противостоянии западным санкциям, но и предотвращении внутренних угроз и усилении обороноспособности Союзного государства. Именно поэтому за последний год контакты между белорусскими и российскими властями стали практически постоянными.

Особое место в них, конечно, занимают личные встречи президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина. Только за 2022 год они встречались не менее 10 раз, в том числе и в Минске, куда впервые за долгие годы в декабре прилетал российский лидер. Последующая же встреча в Москве в начале февраля стала свидетельством того, что руководство ведет кропотливую работу по расширению сотрудничества двух стран, которую не придают лишней огласке. Накануне нынешнего визита Лукашенко в российскую столицу, который состоялся 5-6 апреля, было абсолютно очевидно, что Минск и Москва подошли к той ступени, на которой двусторонние отношения претерпят значительные изменения.

Свою поездку в Россию президент Белоруссии анонсировал давно, тем более что она была запланирована много месяцев назад и была приурочена к очередному заседанию Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства. Правда, белорусский лидер был довольно скуп на информацию, заявив 31 марта во время оглашения Послания народу и парламенту, что планирует обсудить с Путиным «некоторые вопросы, которые не подлежат обсуждению на Высшем государственном совете» и принять «соответствующие решения, которые касаются ВГС». Пикантности ситуации придало и то, что Лукашенко решил поговорить со своим российским коллегой еще до официального мероприятия, а темы, которые были озвучены и Минском, и Москвой, не оставляли сомнений, что именно в этот момент и будут решаться основные вопросы.

В частности, сообщалось, что лидеры будут говорить об импортозамещении, углублении сотрудничества, развитии высокотехнологичных отраслей производства, а также международной обстановке и мерах по обеспечению безопасности. При этом речь шла и о размещении в Белоруссии российского тактического ядерного оружия (ТЯО), в том числе строительства для него хранилищ в республике. Более того, накануне встречи пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и вовсе не исключил, что одной из тем переговоров станет мирная инициатива Лукашенко по украинскому кризису, предусматривающая прекращение огня и запрет на передвижение войск.

Все эти вопросы не появились из пустоты, а стали продолжением последовательного сближения двух стран и сохраняющегося в Минске и Москве общего понимания необходимости совместной борьбы с внешними и внутренними угрозами. Неслучайно накануне своей поездки Лукашенко встретился с главой Службы внешней разведки РФ Сергеем Нарышкиным.

Личная встреча Путина и Лукашенко, действительно, получилась довольно неоднозначной. Ее официальная часть была крайне непродолжительной и изобиловала стандартными заявлениями обоих лидеров. В частности, белорусский президент, как и прежде, заявил, что никакие санкции не сломают наши страны, а также напомнил о продолжающемся развитии промышленной кооперации и реализации 28 союзных программ по интеграции, отметив что 80% из них уже выполнены. При этом президент РБ сообщил, что его частые встречи с Путиным «как раз были связаны с тем, чтобы не было торможения при их выполнении», хотя проблемные вопросы остаются, «поскольку мы развиваемся, да и подкидывают нам эти вопросы». Лукашенко также отметил, что внимательно наблюдал за поездкой Владимира Путина в Тулу, где его коллега посетил завод железнодорожного машиностроения, и выразил уверенность, что импортозамещение в промышленности Союзного государства обязательно состоится, как это уже произошло с сельским хозяйством, где «сегодня уже хлеб некуда девать в России».

Владимир Путин также был крайне немногословен, остановившись в основном на экономическом сотрудничестве. Он напомнил о росте товарооборота между странами на 12% и увеличении объема торговли, который в 2022 году составил $45 млрд, а вместе с услугами – около $50 млрд. При этом российский лидер отметил, что внимательно слушал послание Лукашенко народу и парламенту 31 марта и предложил его позже подробно обсудить. На этом заявления для прессы закончились, а президенты двух стран направились за закрытые двери, где продолжили общение, в том числе и в ходе рабочего ужина. Стало понятно, что они будут решать крайне сложные вопросы, которые не всегда стоит выносить на всеобщее обозрение, а итоги будут представлены на ВГС, где изначально было запланировано обсуждение тем, связанных с международной повесткой дня и обеспечением безопасности двух стран. Всего же общение лидеров в первый день продолжалось более 6 часов и завершилось глубокой ночью, а Лукашенко позже заявил, что стороны приняли решение по всем вопросам.

Проходившее 6 апреля заседание ВГС Союзного государства, которое заняло менее двух часов, может показаться довольно стандартным, копирующим все подобные мероприятия в прошлом. Такому восприятию способствовала как внешняя формальность происходящего, так и объявленная накануне тематики мероприятия: обсуждение выполнения основных направлений реализации положений Договора о создании СГ и 28 союзных программ по интеграции, а также рассмотрение вопроса разработки Концепции безопасности Союзного государства, подведение итогов и обсуждение перспектив совместной работы. Однако в реальности за многими уже стандартными заявлениями можно было рассмотреть ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о том, что белорусско-российские отношения переходят на новый уровень.

В частности, Лукашенко решил много не говорить об экономических вопросах сотрудничества, хотя и подчеркнул, что именно они являются основными на заседании ВГС, так как темы внешней политики и безопасности были подробно обсуждены накануне. Он лишь напомнил об уникальности СГ, многочисленных достижениях двух стран в разных областях, а также посетовал на то, что пока не создан единый медиахолдинг, который бы противостоял информационному давлению со стороны Запада. В этой связи белорусский лидер снова отметил враждебность планов западных стран, рассказал о предпринятых совместно с Россией мерах по предотвращению терактов и диверсий, создании эффективной система обороны СГ, а также подчеркнул, что на международной арене страны проводят согласованную внешнюю политику.

При этом Лукашенко снова заметил, что Белоруссию и Россию никто в покое не оставит, идеологическое противостояние по линии Восток – Запад не закончится еще долго, даже после того, «как замолчат пушки». Это свидетельствует о том, что в Минске, как и в Москве, больше не питают иллюзий относительно будущих отношений с Западом, а значит, данное направление в обозримом будущем будет рассматриваться как враждебное со всеми вытекающими из этого последствиями.

В данном контексте следует отметить еще один момент. Перед началом заседания ВГС Лукашенко в интервью российским журналистам сделал заявление относительно ядерного оружия, которое может появится в Белоруссии. Комментируя слова президента Франции Эммануэля Макрона о том, что одна страна не может размещать такой тип вооружения в другой, он заявил, что в таком случае США должны вывести ЯО из других государств. «Я вообще в этом отношении радикал. Я считаю, что ядерное оружие надо в течение буквально некоторого времени свезти в одну кучу и уничтожить... Это самый лучший вариант. А пока – мы делаем так, как делают они», – сказал белорусский лидер, тем самым в очередной раз отбросив все обвинения Запада в адрес Белоруссии и России и напомнив о лицемерии и двойных стандартах западных политиков.

Президент России на заседании ВГС также был довольно немногословен. Он подчеркнул, что Минск и Москва по всем вопросам найдут «приемлемые для обеих сторон решения», а нынешняя встреча необходима для того, чтобы зафиксировать результаты проведенной ранее работы правительств двух стран. Российский лидер также отметил, что стороны сохраняют макроэкономическую стабильность, развивают кредитно-финансовую и валютную сферы, в результате чего растут показатели торговли, доказывающие эффективность всех совместных решений. При этом Путин особо подчеркнул, что «нас объединяют духовные, нравственные ценности, и именно на этом мы строим Союзное государство».

Важным стало заявления российского лидера о том, что Минск и Москва готовят к подписанию соглашение о едином электроэнергетическом рынке, а процесс формирования единой промышленной политики находится на стадии ускоренной реализации. Напомнил Путин и о военно-техническом сотрудничестве стран, которое будет только наращиваться, так как «это отвечает коренным интересам двух государств». При этом российский лидер попросил Совет безопасности РФ «отработать все, что было поставлено сегодня в качестве приоритетной задачи в этой области со стороны президента Белоруссии», но не уточнил, о чем конкретно идет речь. По всей видимости, данная тема, как и повышение обороноспособности двух стран, станут одними из наиболее важных в будущей концепции безопасности Союзного государства, которую лидеры двух стран по итогам ВГС поручили разработать своим совбезам. В ней, помимо всего прочего, будут сформулированы «основные задачи взаимодействия в условиях растущей напряженности на внешних границах и развязанной против Белоруссии и России санкционной и информационной войн».

 Вместе с тем за всеми общими фразами Путина и Лукашенко и кажущейся формальностью прошедшего 6 апреля заседания ВГС видится один крайне важный момент, который связан с общей работой двух стран в нынешней непростой геополитической ситуации. Президенты практически перестали заниматься решением повседневных задач в рамках интеграции, полностью передав их на рассмотрение правительствам и различным рабочим группам. Это означает, что проблем, которыми в прошлые годы был наполнен процесс развития Союзного государства, действительно, стало меньше, а значит, стороны нашли развязки по многим вопросам, которые не один год мешали Минску и Москве идти дальше.

Более того, стало очевидно, что Лукашенко и Путин больше не планируют заранее предавать огласке свои решения, как это происходило в ряде случаев в прошлом. Как заметил российский лидер, Минску и Москве пора «предметно заняться стратегическим планированием», а значит, обе страны готовы развивать свои отношения по-новому.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

______________________________

Фото: http://www.kremlin.ru/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4673
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика