Международная и военная ситуация вокруг Белоруссии и России продолжает требовать от руководства двух стран более решительных действий по защите национальной безопасности. Речь идет не только о противостоянии западным санкциям, но и предотвращении внутренних угроз и усилении обороноспособности Союзного государства. Именно поэтому за последний год контакты между белорусскими и российскими властями стали практически постоянными.
Особое место в них, конечно, занимают личные встречи президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина. Только за 2022 год они встречались не менее 10 раз, в том числе и в Минске, куда впервые за долгие годы в декабре прилетал российский лидер. Последующая же встреча в Москве в начале февраля стала свидетельством того, что руководство ведет кропотливую работу по расширению сотрудничества двух стран, которую не придают лишней огласке. Накануне нынешнего визита Лукашенко в российскую столицу, который состоялся 5-6 апреля, было абсолютно очевидно, что Минск и Москва подошли к той ступени, на которой двусторонние отношения претерпят значительные изменения.
Свою поездку в Россию президент Белоруссии анонсировал давно, тем более что она была запланирована много месяцев назад и была приурочена к очередному заседанию Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства. Правда, белорусский лидер был довольно скуп на информацию, заявив 31 марта во время оглашения Послания народу и парламенту, что планирует обсудить с Путиным «некоторые вопросы, которые не подлежат обсуждению на Высшем государственном совете» и принять «соответствующие решения, которые касаются ВГС». Пикантности ситуации придало и то, что Лукашенко решил поговорить со своим российским коллегой еще до официального мероприятия, а темы, которые были озвучены и Минском, и Москвой, не оставляли сомнений, что именно в этот момент и будут решаться основные вопросы.
В частности, сообщалось, что лидеры будут говорить об импортозамещении, углублении сотрудничества, развитии высокотехнологичных отраслей производства, а также международной обстановке и мерах по обеспечению безопасности. При этом речь шла и о размещении в Белоруссии российского тактического ядерного оружия (ТЯО), в том числе строительства для него хранилищ в республике. Более того, накануне встречи пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и вовсе не исключил, что одной из тем переговоров станет мирная инициатива Лукашенко по украинскому кризису, предусматривающая прекращение огня и запрет на передвижение войск.
Все эти вопросы не появились из пустоты, а стали продолжением последовательного сближения двух стран и сохраняющегося в Минске и Москве общего понимания необходимости совместной борьбы с внешними и внутренними угрозами. Неслучайно накануне своей поездки Лукашенко встретился с главой Службы внешней разведки РФ Сергеем Нарышкиным.
Личная встреча Путина и Лукашенко, действительно, получилась довольно неоднозначной. Ее официальная часть была крайне непродолжительной и изобиловала стандартными заявлениями обоих лидеров. В частности, белорусский президент, как и прежде, заявил, что никакие санкции не сломают наши страны, а также напомнил о продолжающемся развитии промышленной кооперации и реализации 28 союзных программ по интеграции, отметив что 80% из них уже выполнены. При этом президент РБ сообщил, что его частые встречи с Путиным «как раз были связаны с тем, чтобы не было торможения при их выполнении», хотя проблемные вопросы остаются, «поскольку мы развиваемся, да и подкидывают нам эти вопросы». Лукашенко также отметил, что внимательно наблюдал за поездкой Владимира Путина в Тулу, где его коллега посетил завод железнодорожного машиностроения, и выразил уверенность, что импортозамещение в промышленности Союзного государства обязательно состоится, как это уже произошло с сельским хозяйством, где «сегодня уже хлеб некуда девать в России».
Владимир Путин также был крайне немногословен, остановившись в основном на экономическом сотрудничестве. Он напомнил о росте товарооборота между странами на 12% и увеличении объема торговли, который в 2022 году составил $45 млрд, а вместе с услугами – около $50 млрд. При этом российский лидер отметил, что внимательно слушал послание Лукашенко народу и парламенту 31 марта и предложил его позже подробно обсудить. На этом заявления для прессы закончились, а президенты двух стран направились за закрытые двери, где продолжили общение, в том числе и в ходе рабочего ужина. Стало понятно, что они будут решать крайне сложные вопросы, которые не всегда стоит выносить на всеобщее обозрение, а итоги будут представлены на ВГС, где изначально было запланировано обсуждение тем, связанных с международной повесткой дня и обеспечением безопасности двух стран. Всего же общение лидеров в первый день продолжалось более 6 часов и завершилось глубокой ночью, а Лукашенко позже заявил, что стороны приняли решение по всем вопросам.
Проходившее 6 апреля заседание ВГС Союзного государства, которое заняло менее двух часов, может показаться довольно стандартным, копирующим все подобные мероприятия в прошлом. Такому восприятию способствовала как внешняя формальность происходящего, так и объявленная накануне тематики мероприятия: обсуждение выполнения основных направлений реализации положений Договора о создании СГ и 28 союзных программ по интеграции, а также рассмотрение вопроса разработки Концепции безопасности Союзного государства, подведение итогов и обсуждение перспектив совместной работы. Однако в реальности за многими уже стандартными заявлениями можно было рассмотреть ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о том, что белорусско-российские отношения переходят на новый уровень.
В частности, Лукашенко решил много не говорить об экономических вопросах сотрудничества, хотя и подчеркнул, что именно они являются основными на заседании ВГС, так как темы внешней политики и безопасности были подробно обсуждены накануне. Он лишь напомнил об уникальности СГ, многочисленных достижениях двух стран в разных областях, а также посетовал на то, что пока не создан единый медиахолдинг, который бы противостоял информационному давлению со стороны Запада. В этой связи белорусский лидер снова отметил враждебность планов западных стран, рассказал о предпринятых совместно с Россией мерах по предотвращению терактов и диверсий, создании эффективной система обороны СГ, а также подчеркнул, что на международной арене страны проводят согласованную внешнюю политику.
При этом Лукашенко снова заметил, что Белоруссию и Россию никто в покое не оставит, идеологическое противостояние по линии Восток – Запад не закончится еще долго, даже после того, «как замолчат пушки». Это свидетельствует о том, что в Минске, как и в Москве, больше не питают иллюзий относительно будущих отношений с Западом, а значит, данное направление в обозримом будущем будет рассматриваться как враждебное со всеми вытекающими из этого последствиями.
В данном контексте следует отметить еще один момент. Перед началом заседания ВГС Лукашенко в интервью российским журналистам сделал заявление относительно ядерного оружия, которое может появится в Белоруссии. Комментируя слова президента Франции Эммануэля Макрона о том, что одна страна не может размещать такой тип вооружения в другой, он заявил, что в таком случае США должны вывести ЯО из других государств. «Я вообще в этом отношении радикал. Я считаю, что ядерное оружие надо в течение буквально некоторого времени свезти в одну кучу и уничтожить... Это самый лучший вариант. А пока – мы делаем так, как делают они», – сказал белорусский лидер, тем самым в очередной раз отбросив все обвинения Запада в адрес Белоруссии и России и напомнив о лицемерии и двойных стандартах западных политиков.
Президент России на заседании ВГС также был довольно немногословен. Он подчеркнул, что Минск и Москва по всем вопросам найдут «приемлемые для обеих сторон решения», а нынешняя встреча необходима для того, чтобы зафиксировать результаты проведенной ранее работы правительств двух стран. Российский лидер также отметил, что стороны сохраняют макроэкономическую стабильность, развивают кредитно-финансовую и валютную сферы, в результате чего растут показатели торговли, доказывающие эффективность всех совместных решений. При этом Путин особо подчеркнул, что «нас объединяют духовные, нравственные ценности, и именно на этом мы строим Союзное государство».
Важным стало заявления российского лидера о том, что Минск и Москва готовят к подписанию соглашение о едином электроэнергетическом рынке, а процесс формирования единой промышленной политики находится на стадии ускоренной реализации. Напомнил Путин и о военно-техническом сотрудничестве стран, которое будет только наращиваться, так как «это отвечает коренным интересам двух государств». При этом российский лидер попросил Совет безопасности РФ «отработать все, что было поставлено сегодня в качестве приоритетной задачи в этой области со стороны президента Белоруссии», но не уточнил, о чем конкретно идет речь. По всей видимости, данная тема, как и повышение обороноспособности двух стран, станут одними из наиболее важных в будущей концепции безопасности Союзного государства, которую лидеры двух стран по итогам ВГС поручили разработать своим совбезам. В ней, помимо всего прочего, будут сформулированы «основные задачи взаимодействия в условиях растущей напряженности на внешних границах и развязанной против Белоруссии и России санкционной и информационной войн».
Вместе с тем за всеми общими фразами Путина и Лукашенко и кажущейся формальностью прошедшего 6 апреля заседания ВГС видится один крайне важный момент, который связан с общей работой двух стран в нынешней непростой геополитической ситуации. Президенты практически перестали заниматься решением повседневных задач в рамках интеграции, полностью передав их на рассмотрение правительствам и различным рабочим группам. Это означает, что проблем, которыми в прошлые годы был наполнен процесс развития Союзного государства, действительно, стало меньше, а значит, стороны нашли развязки по многим вопросам, которые не один год мешали Минску и Москве идти дальше.
Более того, стало очевидно, что Лукашенко и Путин больше не планируют заранее предавать огласке свои решения, как это происходило в ряде случаев в прошлом. Как заметил российский лидер, Минску и Москве пора «предметно заняться стратегическим планированием», а значит, обе страны готовы развивать свои отношения по-новому.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
______________________________
Фото: http://www.kremlin.ru/